Статья «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»
Нерсесян Лариса Темуровна
преподаватель ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»
дисциплины СГ.02 Иностранный язык в профессиональной деятельности.
Согласно ФГОС нового поколения коммуникативные, регулятивные и познавательные универсальные действия являются основой метапредметных результатов. Следует отметить, что одним из способов эффективного формирования метапредметных результатов в современном обучении является вовлечение обучающихся в проектную деятельность. Опыт работы с обучающимися над проектами позволяет выделить наиболее интересные формы и методы работы, сформировать этапы подготовки проекта, выбрать формы контроля, которые позволяют не только определить уровень достижения предметных результатов, но и метапредметных. Есть основания полагать, что тщательная подготовка преподавателем проекта — это залог успешной работы студентов. Планировать проект следует начать с определения учебной темы, основополагающего вопроса, проблемных и учебных вопросов. Далее определить его продолжительность, разработать критерии оценивания, оформить визитку и грамотно прорекламировать проект, чтобы он воодушевил обучающихся, и они бы с удовольствием работали над темой. Каждый проект имеет визитку, в которой представлены все основные задачи, ожидаемые результаты, продолжительность проекта, материалы и отобранные ресурсы, приемы формирующего оценивания. Всю работу над проектом можно разделить на несколько этапов, на которых у обучающихся развиваются универсальные учебные действия необходимые для решения реальных жизненных задач.
- 1 этап. На этом подготовительном этапе предлагается стартовая презентация преподавателя в ходе демонстрации которой студенты определяют тему своего проекта, выбирают роли и формируются группы. На данном этапе развиваются регулятивные (умение понять задание, принять, осуществить действия по планированию) и коммуникативные действия (умение слушать и вступать в диалог, сотрудничать в группе). Важно, чтобы в группе оказались студенты с разными возможностями, поэтому задача преподавателя тщательно продумать вопросы и роли для каждой группы.
- 2 этап. Аналитический. Этап состоит из постановки целей, определения задач, способов поиска нужного материала, ведения собственных журналов, отчетов, поиска и сбора информации, изучения материала, сравнения, анализа и выбора наиболее подходящего материала согласно теме проекта. Обучающимся потребуется умение интерпретировать факты, делать выводы, формировать собственные суждения. Роль преподавателя на данном этапе — научить студентов правильно работать с источниками и делать отбор необходимого материала в учебниках, энциклопедиях, интернете. Для этой цели разработаны памятки и инструкции. Если необходим поиск материала в интернете, то у обучающиеся знакомятся с безопасными правилами работы, получают ссылки на онлайн-словари и другие проверенные интернет-страницы. Этот этап может включать несколько занятий. Не следует забывать о разработке для обучающихся полезного языкового материала в рамках темы проекта, который может быть организован как игровая деятельность, (лексические и грамматические игры, ролевые игры), работу с применением приемов технологии критического мышления. На каждом занятии студентам предоставляется некоторое время для обсуждения работы над проектом, обмена информацией и мнениями. Это важно, так как каждый член группы должен усвоить новый материал.
- 3 этап. Обобщение информации и оформление результатов. Обучающиеся обобщают весь собранный материал и представляют его согласно выбранной форме: статья в журнал или газету, рекламный проспект, буклет, презентация, проект и другое. Таким образом, у обучающихся развиваются:
а) познавательные умения: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, проявление самостоятельности, инициативы, осознанно строить речевое высказывание;
б) коммуникативные умения: развитие речевой компетенции с учетом речевых потребностей, сотрудничество в группе;
в) регулятивные умения: осуществление действий согласно плану и разработанным инструкциям и критериям, осуществление самоконтроля.
Для оформления результатов студенты часто прибегают к компьютерным технологиям, к сервисам WEB 2.0.
- 4 этап. Представление проекта. Во время данного этапа широко применяется ролевая игра, так как она вызывает интерес, и обучающегося в непринужденной форме участвуют в беседе или обсуждении темы.
Таким образом, можно сделать вывод, что ролевая игра наиболее подходящая форма для представления проекта. Следует отметить, что разные приемы и формы в проектной деятельности, такие, как, «мозговой штурм», синквейн, инсерт, кластер, ментальная карта, наиболее привлекательны для обучающихся при выборе темы проекта, при решении проблем, повторении и обобщении. Особый интерес вызывают у обучающихся формы работы с текстом, «оценочные суждения», составление ментальной карты, особенно с применением электронных сервисов по их созданию. Для поиска информации, представления результатов своего труда, а также во время участия в сетевых проектах используются информационно-коммуникативные технологии.
Вовлечение обучающихся в сетевые проекты, имеют большую ценность для развития коммуникативных умений, стремления к сотрудничеству, развития познавательных интересов. Таким образом, если рассматривать проектную деятельность как одну из современных технологий для вовлечения студентов в активную учебно-познавательную деятельность, в которой обучающиеся применяют знания на практике, то возможно способствовать более эффективному формированию метапредметных результатов в современном СПО.
Список используемых источников:
Ширшов В. Е. Организация учебной деятельности на основе информационно коммуникативных технологий / В. Е. Ширшов. — М.: Логос, 2006. — 269 с.
Активные и интерактивные методы обучения: учебное пособие / под ред. В. И. Гребенюкова. — Нижневартовск: Изд-во Нижневартовск. гос. ун-та, 2014. — 155 с. [Электронный ресурс] код доступа: http://nvsu.ru/ru/Intellekt/1267/ Aktivnie i interakti. Дата обращения: 03.04.2019.
2. Арутюнов Ю. С. О классификации активных методов обучения // V Межведомственная школа-семинар по интенсивным методам обучения. — Рига. — 1983.— С. 11–15.