СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Проектная деятельность младших школьников, как средство повышения качества образования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описаны виды исследоватедьских проектов по типу, по количеству учащихся, по месту проведения, по теме, по продолжительности. Представлены этапы работы над проектом. Проанализирована работа над проектами в классе. Проведён мониторинг итоговых контрольных работ, подтверждающий повышение качества усвоения учебных программ по предметам. 

Просмотр содержимого документа
«Статья "Проектная деятельность младших школьников, как средство повышения качества образования"»

Проектная деятельность младших школьников,

как средство повышения качества образования

Стандарты второго поколения определили приоритеты начального общего образования: формирование метапредметных умений и навыков, уровень освоения которых определяет успешность всего последующего обучения. Главная задача начального образования - заложить основу формирования учебной деятельности ребенка. Поэтому всё более актуальным становится использование в обучении методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы, обобщать свои знания и применять их на практике. Учителя начальной школы реализуют ФГОС начального общего образования через проектную деятельность.

Можно выделить следующие виды проектной деятельности:

по типу - исследовательские, информационные, практические, игровые, творческие проекты; по количеству учащихся - индивидуальные, парные, групповые, коллективные; по месту проведения - урочные, внеурочные; по теме - монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные; по продолжительности - краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (в течение недели, месяца), долгосрочные (в течение всего учебного года, четверти).

Технология проектного обучения:

1. Подготовка. Определение темы, цели, задач проекта, рабочей группы.

2. Планирование. Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, способа предоставления результатов, распределение обязанностей между членами группы, выработка критериев успеха проекта.

3. Исследование. Сбор информации (интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, эксперимент…)

4. Выводы. Анализ информации, формулировка выводов.

5. Защита проекта (устный отчёт, отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт, стендовый доклад, презентация…)

6. Рейтинговая оценка проекта. Оценка проектной работы (актуальность, новизна и сложность темы, объём разработок, практическая ценность, уровень самостоятельности, качество оформления). Оценка защиты проекта (качество доклада, глубина представлений по излагаемой теме, ответы на вопросы). Таким образом проект – это «пять П»: Проблема. Проектирование (планирование). Поиск информации. Продукт. Презентация.

Работу над проектной деятельностью начали в 1 классе. Был организован кружок «Научное общество младших». Первый проект был групповой, долгосрочный и носил информационный характер. Назвали проект «Удивительный мир кошек». Основные вопросы проекта: какие бывают кошки в дикой природе; какой образ жизни ведут; где обитают, чем питаются; какой у них характер, повадки, игры; как могут люди и дикие кошки существовать вместе. Была собрана информация об 11 видах диких кошек: лев, тигр, леопард, гепард, пантера, рысь, пума, сервал, камышовый кот, каракал, снежный барс. Источниками информации стали книги, энциклопедии, интернет - ресурсы, наблюдения в зоопарке, рассказы взрослых. Продуктом деятельности стало оформление альбома. Презентация проходила в форме устного отчёта с демонстрацией материалов. Учитель подготовил видеоматериалы. Большое значение имел опыт публичного выступления перед классом, родителями.

Проектную деятельность с интересом восприняли другие учащиеся класса. Стала понятна суть проектной деятельности. Появилось продолжение проекта: «Как дикие кошки стали домашними». Участие принял весь класс, возник коллективный проект. Вопросы проекта: как дикие кошки стали домашними; породы домашних кошек; уход за домашними животными; мой домашний питомец; мы в ответе за тех, кого приручили. Продуктом проекта стало внеклассное мероприятие, в ходе которого: защита мини-презентаций, чтение стихов, загадок, собранных детьми, игры «Имена», «Ура-сосиски», «Мяу-молочко», «Кошки-мышки», «Жмурки». В заключение исполнение песни «Чёрный кот». Так в первом классе дети познакомились с видом проектной деятельности.

Со второго класса началась работа над индивидуальными проектами исследовательского характера. В проекте «Волшебница-вода» изучалась проблема влияния качества воды на здоровье человека, в ходе исследований делался вывод, какую воду лучше употреблять в пищу. Вопросы проекта: виды воды (водопроводная, колодезная, родниковая, бутилированная, кипячённая); свойства воды (вкус, цвет, запах, жесткость,); исследования воды на наличие примесей при использовании марганца, при испарении, при заморозке; у воды есть память (влияние положительной и отрицательной энергетики на проращивание семян пшеницы); исследования по улучшению качества воды в домашних условиях (использование лимонной кислоты, активированного угля, фильтрования, отстаивания, кипячения, вымораживания).

В проекте «Здоровье на крыльях пчелы» исследовалась проблема различения качественного натурального мёда без вредных примесей, доказывалась гипотеза о возможности проверки мёда в домашних условиях. Вопросы: жизнь пчел, распределение ролей пчел в семье; продукты пчеловодства (маточное молочко, воск, прополис, перга, мед); как пчелы делают мед; волшебная сила мёда; исследования качества меда народными средствами (с использованием травинки, горячего молока, растирания по коже); исследования качества меда в домашних условиях химическими способами (зрелость меда, наличие примесей воды, крахмала, сахара, мела, исследование кристаллов меда под микроскопом).

В проекте «Знакомая незнакомка – радуга» исследовалась проблема влияния цвета на жизнь, настроение, здоровье человека, проводилась исследовательская работа по получению радуги в домашних условиях. Вопросы: как появляется радуга, сколько цветов у радуги, радуга – дуга или круг, виды радуг, целебные свойства цветов радуги и наука хромотерапия, эксперименты по созданию радуги в домашних условиях (опыт с зеркалом, опыт с мыльными пузырями, опыт с CD-диском, опыт с направлением луча света на поверхность воды).

В проекте «Порхающие цветы-бабочки» бала собрана доказательная база о том, что бабочки приносят не только вред, но и пользу. Выдвигалась гипотеза, что бабочку можно вырастить в домашних условиях, проводился эксперимент, в результате, которого из куколки, найденной в природе образовалась бабочка махаон. Вопросы: как появляются бабочки, строение бабочки, где и как живут, чем питаются, бабочки в жизни человека (легенда о шелковой нити, основная работа по опылению, индикаторы здоровья экосистемы, изготовление антибиотиков, уничтожение тли, чувство радости и любования фантастической красотой).

Подводя итог, хочется сказать, что метод использования проектов в учебной деятельности позволяет повысить мотивацию к выполнению учебных заданий, глубже усвоить учебный материал и научиться применять полученные знания в различных видах учебной и творческой деятельности. Развивается умение добывать и использовать полученную информацию, навык самообразования. В результате значительно повышается качество изучения учебных предметов, что является основной целью обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Практика публичного выступления снимает у ребёнка многие психологические комплексы. Навыки группового взаимодействия позволяют детям лучше научиться понимать партнёра по общению, лучше узнавать себя и своих одноклассников.

В результате целенаправленной работы над проектной деятельностью дети класса стали победителями и призёрами республиканских конкурсов исследовательских работ и проектов «Первые шаги» 2016г., 2017г.,2018г.,2019г.,2020г., приняли участие в III республиканской научно-практической конференции «Пряниковские чтения» 2019г. и были награждены дипломами I степени и III степени.

Проектная деятельность детей благоприятно отразилась на успеваемости и способствовала повышению качества обученности по учебным предметам. Динамику обученности можно проследить по мониторингу итоговых контрольных работ по учебным предметам за рассматриваемый период. Средние показатели класса возрастают и превышают общий средний балл по начальной школе.

Мониторинг итоговых контрольных работ по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру.

Критерии оценивания

работ

Средний балл по классу

Средний балл по начальным классам

2017-2018 уч. г

2018-2019 уч. г

2019-2020 уч. г

2017-2018 уч. г

2018-2019 уч. г

2019-2020 уч. г

Обученность

3,9

4,0

4,8

3,9

3,9

4,3

Специальные умения и навыки

4,0

4,0

4,6

4,0

4,0

4,3

Общеучебные навыки

4,2

4,3

4,6

4,1

4,1

4,3


В итоге освоения проектной деятельности, как одной из инновационных технологий обучения повышается качество образования школьников.


Использованная литература:

1.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000

2.Информационные ресурсы Интернет: maam.ru.proektnay.v-nachalnoi- shkole.htm

Ушнурцева Г.Н., учитель начальных классов

МБОУ «Мари-Турекская СОШ»