И.А.Самойлова,
педагог-психолог МБОУ «СОШ №4»
О.Ф. Брагина,
учитель начальных классов МБОУ
«СОШ №4» Российская Федерация,
г.Новый Оскол
ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Аннотация: Буллинг - актуальная тема для разговора в последнее время. Буллинг – это явление социальное, зачастую свойственное организованным детским коллективам, преимущественно школе. Многие исследователи это объясняют прежде всего тем, что школа – это арена универсальная для разрядки накопившихся дома отрицательных импульсов детьми. В классе складываются определенные ролевые отношения среди обучающихся, обычно это либо лидер, либо изгой. Дополнительным фактором, способствующим появлению и развитию буллинга в школе, является неспособность, а в некоторых случаях и нежелание педагогов совладать с этой проблемой. Проблема исчезновения буллинга в школе должна стать одной из самых главных в организации образовательного пространства.
Ключевые слова: буллинг, агрессия, жертва, травля, шантаж.
Любое явление лучше предотвратить, чем устранять его последствия, и школьная травля – не исключение. Профилактика искоренения насилия в школе прослеживается в правильном отношении взрослых - родителей и учителей к этим проблемам.
Буллинг – это агрессивное отношение к одному из членов коллектива (коллектива школьников) со стороны других членов коллектива.
Так как целью буллинга является страх, желание подчинить себе, то достигается это за счет запугиваний, психологического и физического притеснения.
Школьный буллинг имеет шкалу тяжести и проявлений. Физический буллинг является наиболее опасным, заметным и ведущим за собой не только психологические нарушения. При нем регулярно подвергается жертва физическому насилию. Иметь пассивную форму может поведенческий буллинг (к которой относится игнорирование личности) и активную форму (вымогательства, шантажи). Самый терпимый вариант – это вербальный буллинг, который проявляется в насмешках, оскорблениях.
Новое понятие кибербуллинга появилось с развитием технологий, когда издевательства происходят в сети, где жертве могут присылать письма - оскорбительные или угрожающие, а также выкладывать фото и видео (смонтированные или реальные), призванные унизить достоинство человека.
Первопричины буллинга в школе две: семья и учителя. Различные формы поведения, принятые между членами семьи, их отзывы относительно окружающих и школы, способы решения конфликтов запоминаются обучающимися и в дальнейшем в школе воспроизводятся. Оказывает влияние также степень удовлетворенности личностных потребностей самого обучающегося. Какие-то комплексы, недостаток внимания и любви со стороны родных могут приводить к появлению буллинга.
Провоцирование буллинга со стороны учителей обусловлено их низким уровнем квалификации, невоспитанностью или недостаточной личностной зрелостью. Именно педагог может остановить или начать травлю. Так, если в классе присутствуют оскорбления обучающихся, унижающие слова, неадекватные наказания, то со временем обучающиеся повторяют такую линию поведения среди одноклассников и сверстников.
Независимо от причин, травля, буллинг в школе включают в себя несколько ролей – агрессор, жертва и наблюдатель.
Как же остановить детскую травлю – буллинг? Необходим ежедневный подход в решении этого вопроса.
Важно очень быстро обеспечить ситуацию и внешние условия, препятствующие возникновению буллинга. В семье, например, необходимо обучать ребенка мирному взаимодействию со всеми. Также важно привить чувствительность к допустимому формату обращения и воспитать внутреннюю силу при самозащите. Школьная система нуждается в переориентации своих ценностей с усвоения программного материала на личность каждого обучающегося. Психологический климат в классе, взаимопомощь - играют важную роль в профилактике буллинга. Сплочение классного коллектива, проведение классных часов с основами психологии и тренингами социальной коммуникации способствуют личностному развитию каждого и укреплению жизненной позиции обучающегося. Неоспоримое влияние имеют фильмы, сериалы, книги и игры, где показаны различные способы взаимодействия людей. Детей необходимо обучать правилам противостояния насилия, разрабатывая для этого специальные тренинги или упражнения. Подробнее о методах профилактики буллинга.
Классный час.
Можно использовать для бесед время классного часа. Воздействие будет максимальным, если обсуждение темы станет естественным продолжением школьных будней. Короткие, но частые беседы гораздо эффективнее, чем редкие и продолжительные. Такой ритм — еженедельное краткое обсуждение темы — очень эффективен.
Внутриклассные правила.
Обычно правила класса разрабатываются и письменно формулируются вместе с учащимися. Список правил вывешивается в классе.
Правила могут действовать в течение определенного времени, но их необходимо подкреплять и соблюдать.
Просмотр фильмов.
Посмотрев фильм с классом, и обсудив с учениками его тему, с помощью фильма можно проиллюстрировать различное поведение людей. Это ученикам помогает повысить уровень осознания своего поведения. Тогда учитель имеет возможность дать ученикам высказаться и сам дает необходимые пояснения. Видеоматериалы подходят для просмотра на встречах с родителями.
Постановки.
Школа или класс могут самостоятельно поставить спектакль о буллинге. Правильный выбор актеров, хорошая подготовка и соответствующее исполнение помогут донести до зрителей принципы, за которые борется школа.
Сочинение.
Ученикам дается задание написать небольшое сочинение о буллинге, можно дополнительно пояснить, какие вопросы должны быть в нем отражены. Задание можно выполнить в школе, а можно дать на дом. Нередко в сочинениях всплывает важная для учителя информация, о которой ученик не может говорить прямо. Это дает учителю дополнительные возможности.
Комбинирование форм работы.
Литература, фильмы, постановки, сочинения и беседы способствуют профилактике буллинга. Такие формы работы можно использовать как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. Это не потребует больших временных затрат, но продемонстрирует определённую позицию, даст учащимся повод задуматься над своим поведением.
Каждому учителю и классному руководителю необходимо проводить работу в тесном контакте с психологом. Как же психолог может помочь "жертве" буллинга?
Заверить обучающегося, что он не виноват в ситуации буллинга.
Дать понять обучающемуся, ставшему "жертвой" буллинга, что его ценят.
Научить обучающегося спокойно и уверенно говорить "оставь меня в покое".
Помочь обучающемуся научиться ходить уверенно, решительно, вместо того, чтобы передвигаться боязливо, озираясь и т. п.
Научить обучающегося использовать юмор. Очень трудно обидеть того человека, который не хочет принимать издевательства всерьез.
Помочь обучающемуся избавляться от плохих привычек, являющихся причиной буллинга.
Для выявления буллинга в классе нужно провести анонимное анкетирование и опрос учащихся. Системный подход в снижении риска возникновения школьного буллинга во многом основывается на тех же принципах, что и оказание помощи в данной ситуации. Стоит разделять следующие виды профилактики буллинга:
Профилактика первичная – исключение условий и возможностей развития буллинга.
Профилактика вторичная – своевременное выявление буллинга и принятие мер препятствующих его распространению.
Профилактика третичная - работа по поддержанию антибуллинговых достижений.
Целью является коррекция поведения подростка и его развитие, а не само преступление.
Существуют обязательные правила профилактики буллинга для всех взрослых, работающих в образовательном учреждении:
1. Не игнорировать, не преуменьшать значение.
2. Проявить активность в данной ситуации.
3. Разговор с "агрессором" буллинга.
4. Разговор с "жертвой" буллинга.
5. Разговор с классом.
6. Проинформировать педагогический коллектив.
7. Пригласить родителей для беседы.
С точки зрения социальной значимости, переживаемое к себе унижающее отношение со стороны других обучающихся у части пострадавших вызывает социально опасные формы поведения: проявление замкнутости, насильственность, суицидальность и зависимости от ПАВ, интернета, игр и телевидения. Возникающие сложности во взаимодействии с окружающими могут проявиться в любом возрасте: и в юности, и в молодости, и даже в зрелом возрасте.
В заключении необходимо сказать, что пространство детской жестокости в жизни обширно. Её проявления различны. Это социальное явление большей частью находится в тени (латентно) до тех пор, пока оно не проявляет себя отчетливыми, часто с тяжелыми последствиями, случаями.
Поэтому реально помощь в подобных ситуациях, оказывается, по факту уже происшедших событий. Тем не менее, стратегия профилактики предполагает ежедневную, кропотливую работу на всех уровнях жизни общества.
ЛИТЕРАТУРА
1.Антонян Ю. М. Жестокость в нашей жизни. М.: ИНФРА-М, 1995.
2.Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб: Питер, 2001. – 304 с.
3.Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. - СПб: Нева, 2002. – 248 с.
4.Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.
5.Кривцова С.В. Буллинг в классе. Как избежать беды? Пособие для родителей. ФГОС. Русское слово. 2018.
6.Фролов Б.С., Рубина Л.П., Овечкина И.В. Профилактика кризиса у детей. Мониторинг состояния и своевременное решение проблем несовершеннолетних. Практическое руководство. СПб., 2008.
7. Цымбаленко Н. Буллинг. Как остановить травлю ребенка. Питер, 2019.