1.
Проверка и оценка достижений младших школьников – весьма существенная составляющая процесса обучения и одна из важных задач педагогической деятельности учителя, которая наряду с другими компонентами учебно- воспитательного процесса, должна соответствовать современным достижениям педагогической науки, социальным требованиям и приоритетам образования в первом звене школы. Поэтому неслучайно в современной начальной школе был взят курс на безотметочное обучение, то есть ориентированный на анализ процесса обучения и составления личности младшего школьника. В 1-2-м классах процессуальное оценивание закреплено официально принципами безотметочного обучения. В 3-4 классах оно не должно уходить на второй план с введением отметки, т.к. на его основе строится управление качеством образования со стороны учителя.
Итак, организовать учебно-познавательную деятельность без оценки невозможно, т.к. оценка является одним из её компонентов, её регулятором, показателем результативности.
Оценивая качество достигнутых школьником результатов обучения, прежде всего необходимо учитывать психологические особенности ребёнка младшего школьного возраста: неумение объективно оценивать результаты своей деятельности, недостаточно сформированный уровень контроля и самоконтроля, неадекватность принятия оценки учителя и д.р. Любая проверка знаний должна определяться характером и объёмом ранее изученного материала, и уровнем общего развития учащихся.
Требование объективности особенно важно, поскольку оценивается результат деятельности ученика. Личное отношение учителя к школьнику не должно отражаться на оценке.
Оценивание деятельности ребёнка ведётся учителем с первых дней обучения. Главным требованием его организации на первых порах является опора на успех. Учитель начинает с оценивания готовности детей к уроку, соблюдения ими правил школьной жизни, проявления навыков культурного общения и поведения. Учитель обязательно подчёркивает, что надо хорошо готовиться к уроку, объясняя при этом, что значит «хорошо готов к уроку».
Очень важно выделять именно успехи т.к. они способствуют эмоциональному благополучию детей и позволяют им лучше понять требования школьной жизни. Учитель должен увидеть и подчеркнуть успехи каждого ребёнка в течение каждого дня. На втором этапе (вторая неделя) кроме успехов в учебном труде маленьких учеников, оцениванию подлежат правильность, аккуратность, старательность при выполнении работы. При этом учитель должен каждый раз вводить чёткие критерии оценивания: что значит аккуратно, правильно…
И только на третьем этапе оценочной деятельности, после усвоения детьми критериев правильности и соответствия требованиям, учитель может вводить фиксацию трудностей ребёнка («А вот здесь тебе ещё нужно поработать»). При этом приоритетной остаётся опора на успехи ребёнка и акцента положительных сторонах в его учебной деятельности.
Фиксация трудностей предполагает, прежде всего, показ перспектив: что именно и как ребёнку нужно сделать. Фиксируя трудности, учитель вселяет в ребёнка уверенность в том, что у него всё обязательно получится, и максимально помогает ему в этом.
При оценивании учитель выделяет успехи и намечает перспективы ребёнку не только в усвоении знаний, умений и навыков, но и в умственном развитии, познавательной активности, формировании учебной деятельности общеучебных навыков, прилежании и старании.
2.
Успешность оценивания определяется его систематичностью. Системность оценивания предполагает не только оценку результата, но и оценку принятия инструкции (правильно понял, что делать), оценку планирования (правильно ли выделил последовательность действий), оценку направления хода выполнения.
Систематичность предполагает также организацию оценивания на всех этапах урока. Оптимальным является оценивание на каждом этапе: Постановки цели (как приняли цель и на что обратить внимание); повторения (что хорошо усвоено, над чем следует поработать и как); изучения нового (что усвоено, в чём трудности и почему); закрепления (что получается и в чём есть затруднения).
Таким образом, организация оценивания достижений учащихся в условиях безотметочного обучения базируется на следующих требованиях:
оценивание должно начинаться с первого дня обучения;
при оценивании необходимо опираться на успехи ребёнка;
оценивание должно осуществляться последовательно: от оценки организационной стороны деятельности к оценке её содержания;
оценка обязательно должна вырисовывать перспективы ребёнку;
оценка должна осуществляться на основе чётких, понятных ребёнку критериев;
оценочная деятельность должна распространяться не только на предметные ЗУН, но и учебную деятельность, общеучебные навыки, познавательную активность ребёнка, его прилежание и старание;
оценивание должно быть системным.
Наиболее важным условием организации эффективной оценки достижений детей в условиях безотметочного обучения является эффективный выбор форм и способов оценивания.
Самым простым вариантом оценивания являются оценочные суждения, построенные на основе критериев бальной отметки.
Однако эти суждения имеют существенный недостаток: они могут быть восприняты детьми как балльная оценка и переведены в баллы. А это снижает их обучающую и стимулирующую функцию.
Оценочные суждения должны чётко фиксировать, прежде всего, успешные результаты
(«Твоя работа может служить образцом», «Как быстро ты решил задачу!»). Ты очень постарался сегодня») При этом результат, полученный учеником, учитель сравнивает с его прошлыми результатами, тем самым выявляя динамику его интеллектуального развития (« Какой сложный пример ты сам решил сегодня!», «Как хорошо ты понял правило! Вчера оно вызвало у тебя затруднения. Я вижу, что ты очень хорошо поработал») Оценочные суждения являются основным средством оценки при безотметочном обучении, но и при введении отметки они не утрачивают своего значения.
Особая роль в оценочной деятельности учителя отводится поощрению. Главный механизм поощрения - оценочный. Этот механизм позволяет детям соотносить результаты своего труда с поставленной задачей.
Применение поощрений должно идти от более простых видов к более сложным.
3.
Систематизация видов поощрений позволяет выделить следующие средства их выражения:
мимические и пантомические: аплодисменты, улыбка учителя, пожатие руки, ласковый одобрительный взгляд и др.;
словесные:» Умница»; «Ты сегодня работал лучше всех»; «Я радовалась, когда проверяла твою тетрадь»
материализованные: поощрительный приз, значки «Грамотейкин», «Лучший математик» и д.р.
деятельностные: «Тебе даётся право выполнить самое трудное задание»; «Ты получаешь право писать в волшебной тетради, волшебной ручкой»
Применение поощрений должно отвечать следующим требованиям:
объективность
системность
использование двух и более поощрений
учёт индивидуальных возможностей и уровня развития детей, их подготовленности;
усложнение: от занимательных поощрений, основанных на эмоциях, к более сложным, наиболее эффективным формам поощрения-деятельности.
Большое значение в оценочной деятельности имеет эмоциональный отзыв учителя или других учеников на работу ребёнка. При этом отмечаются любые даже незначительные продвижения ученика «браво, молодец — это лучшая работа, я горжусь тобой. Ты показал, что умеешь хорошо работать».
Эмоциональным должен быть и отзыв на недостатки в работе, однако при этом не указываются слабые личные качества или способности ребёнка в определённых областях знаний (твоя работа меня огорчила, неужели это твоя работа? Тебе нравится твоя работа?
Особое место в современных подходах к оценке достижений младших школьников занимают методы наглядной самооценки.
Например, одним из инструментов самооценки может стать линеечка, которая напоминает ребёнку измерительный прибор.
Оценка при помощи линеечек организуется следующим образом. Сначала учитель задаёт критерии оценки- названия линеечек. Они должны быть чёткими однозначными и понятными детям. Каждый критерий обсуждается с детьми, чтобы всем было понятно, как оценивать работу по тому или иному критерию. Собрав работы, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости от того, низко или высоко оценил свою работу ребёнок) означают: Молодец! Ты умеешь себя оценивать. В случае завышенной, а тем более заниженной, самооценки работы учитель ещё раз объясняет ребёнку критерии оценивания и просит в следующий раз быть добрее или строже.
Также можно использовать в работе «Лесенки продвижений».
А в качестве обобщения учебных достижений ребёнка в конце года может быть предложен оценочный лист.
В нём могут быть отражены уровни овладения ключевыми умениями по каждому предмету.
4.
Необходимо также выработать формы для оценки творчества и инициативы ребенка во всех сферах школьной жизни. Одним из возможных вариантов оценки проявлений детского творчества в процессе обучения является "Тетрадь открытий". Это классный альбом (книга), в котором фиксируются авторские записи детей, помогающие ученикам класса продвигаться в учебном материале. "Тетрадь открытий" может быть представлена тремя блоками: записи - "догадки" детей (вопросы, гипотезы, версии, мнения, выводы); записи - результаты письменных работ детей; записи - обобщения пройденного материала.
Для того, чтобы «Тетрадь открытий» стала действенным инструментом формирования ценности личностно значимого открытия, необходимо, чтобы для детей стали доступны критерии отбора материала для записи в тетрадь. Их учитель выделяет совместно с детьми исходя из той ситуации, которая возникла на уроке. Еще одним средством предъявления собственных достижений ученика для их оценки является "Портфель достижений ученика". Он представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика - самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, размышления об отобранных материалах и своем продвижении и пр. Метод составления таких "портфелей" основывается на анализе способностей ученика, его интересов.
При отборе образцов работ учеников учителю следует задуматься над следующими вопросами:
- что считать хорошим показателем для этого конкретного ученика;
- какие качества, свидетельствующие о развитии ребенка и его
прогрессе в учебе, продемонстрированы в данном образце;
- как этот образец работы ученика соотносится с другими образцами
из его "портфеля".
Умелое использование «Портфеля достижений ученика" предоставляет учителю богатую информацию об индивидуальном развитии ребенка и способствует участию детей в оценке своей собственной работы. Конечно, применение всех описанных форм оценивания в условиях безотметочного обучения требует высочайшего педагогического профессионализма от учителей, и, самое главное, искренней веры в саму идею безотметочного обучения - пути к гуманизации российского образования, основанного на новой педагогической философии.