СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Пути и средства формирования познавательного интереса у младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация. Познавательный интерес - один из базовых постулатов обучения и входит в число опорных психологических закономерностей. Психологи и педагоги всегда решали одну важнейшую задачу – как сделать так, чтобы смотивировать ребенка к обучению. В настоящее время эта тема достаточно актуальна потому, что в образовании делается большой акцент на развитие познавательного интереса школьников, что является основой успешного обучения детей в дальнейшем. Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более эффективных путей развития познавательного интереса детей.

Ключевые слова: интерес, познавательный интерес, младший школьный возраст, дети, ученики, учебная деятельность.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Статья "Пути и средства формирования познавательного интереса у младших школьников"»


Кислякова Елена Андреевна

Московский государственный областной университет


Пути и средства формирования познавательного интереса у младших школьников


Аннотация. Познавательный интерес - один из базовых постулатов обучения и входит в число опорных психологических закономерностей. Психологи и педагоги всегда решали одну важнейшую задачу – как сделать так, чтобы смотивировать ребенка к обучению. В настоящее время эта тема достаточно актуальна потому, что в образовании делается большой акцент на развитие познавательного интереса школьников, что является основой успешного обучения детей в дальнейшем. Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более эффективных путей развития познавательного интереса детей.

Ключевые слова: интерес, познавательный интерес, младший школьный возраст, дети, ученики, учебная деятельность.


Ways and means of forming cognitive interest in younger school children

Abstract. Cognitive interest is one of the basic postulates of learning and is one of the basic psychological patterns. Psychologists and teachers have always solved one important task – how to motivate a child to learn. Currently, this topic is quite relevant because in education there is a great emphasis on the development of the cognitive interest of schoolchildren, which is the basis for the successful education of children in the future. There is an obvious need to improve traditional techniques and methods, as well as to find more effective ways to develop children's cognitive interest.

Key words: interest, cognitive interest, primary school age, children, schoolchildren, educational activities.


Анализ литературы по проблеме развития познавательного интереса у младших школьников показал, что сложный и неоднородный процесс. Подтверждением этому является множество его интерпретаций и определений. Родоначальником научного подхода к теоретическому и практическому решению проблемы интереса считается Я.А. Коменский, который впервые представил интерес как эмоционально окрашенное внимание, способствующее стремлению к знаниям, и предложил рассматривать обучение на основе интереса в качестве дидактического принципа демократической педагогики с целью облегчения процесса преподавания.

Высокая оценка влияния интереса на действия личности характерна для высказываний многих педагогов И.Ф. Гербарта, А. Дистервега, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко и др.

Н.Г. Морозова [3] понимает под познавательным интересом, интерес к учебной деятельности. Возникновению его способствуют факторы: методы и средства подачи материала; опыт и знания ребенка.

Зачастую интерес определяется как позитивно оцененное отношение человека к своей деятельности. Познавательный интерес проявляется в области познавательной деятельности, в процессе которой ученик осваивает необходимые методы, навыки и умения получения знаний, отмечает А.Г. Волостникова [1].

Познавательный интерес младшего школьника нами определяется как избирательное, активное, эмоционально-познавательное отношение к деятельности, стремление проникнуть в суть явления в интересуемой предметной области.

Н.К. Крупская [2] важную роль отводила впечатлениям раннего детства для дальнейшего развития ребенка, подчеркивая необходимость удовлетворять стремления детей к знаниям. Она считала, что педагоги должны нейтрализовать негативные интересы и переключать на положительные.

Анализ структурных компонентов познавательного интереса позволяет нам выяснить, что для общего развития ребенка и формировании его личности, познавательный интерес играет очень важную роль. В процессе деятельности развиваются процессы сознания, такие как: мышление, воображение, речь, внимание и память. Начальной стадией проявления познавательного интереса является любопытство, создающий некий ориентир для ребенка в окружающем его мире. Любопытство направлено на внешние признаки предмета, на яркие эмоции. Любознательность, по мнению Г.Н. Морозова [3] близка к интересам, но она размыта, не сфокусирована на конкретном предмете или деятельности.

По мнению К.М. Рамонова [4], любознательность является особой формой деятельности, которая отличается рядом особенностей. Она связана с ориентировочным рефлексом и ориентировочной активностью и является важным условием успеха умственной деятельности, которая происходит при наименьших затратах энергии и усталости. Если любопытство удовлетворено посредством ответов на детские вопросы, а так же, соблюдены некоторые педагогические условия, то оно успешно перерастает в стадию любознательности. Эта стадия характерна тем, что здесь прослеживается склонность к получению знаний, ребенок стремится проникать за пределы увиденного. В этой связи, познавательный интерес становится мощным мотивом, которые обеспечивает успешное осуществление любой деятельности.

Значительная часть методистов рассматривает активизацию познавательной деятельности младших школьников через повышение уровня познавательной активности учащихся - личностного образования, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания: интерес и стремление к получению знаний, готовность и желание ребенка к процессу обучения. В структуру познавательной деятельности входят: мотивационный, ориентационный, содержательно-операционный, ценностно-волевой и оценочный компоненты.

Таким образом, педагогической практике познавательный интерес рассматривается:

  • как внешний стимул процессов воспитания и обучения;

  • как средство активизации познавательной деятельности ребенка;

  • как эффективный инструмент педагога, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным [1; 2; 3].

Самым основным средством развития познавательного интереса младших школьников к познавательной деятельности это игра. Игры являются основным видом деятельности детей, любое обучение ребенка в дошкольный период проходило в процессе игры, поэтому в младшем школьном возрасте, игра будет интересна детям, и будет является привычным действием в процессе обучения.

Игра позволяется не только развлекаться детям, но и носит обучающий характер, а так же привлекает внимание даже самых спокойных детей, которые еще стесняются проявлять интерес к обучению.

Так же существует распространенный прием привлечения внимания к обучению детей, как проблемное обучение. В данном приеме учитель подготавливает проекты, программы урока, в которых содержаться элементы поиска, решения проблемы или достижения какой либо цели.

Когда дети замотивированы целью задания, они проявляют интерес и к процессу выполнения задания. Так, учитель может предоставить необходимую информацию детям в интересной форме, где дети будут увлечены поиском решений задания.

Творческая деятельность является так же важным средством развития познавательного интереса. Выполняя какое-либо действие и получая в итоге творческий объект, ребенок с удовольствием может рассказать о нем, рассказать, как он выполнял задания, что узнал, и таким образом, проявлял интерес.

Систематизируя основные положения педагогической науки по данному вопросу, можно отметить, что мы сущность педагогического подхода к решению проблемы познавательного интереса заключается в следующем:

  • в выделении в педагогическом процессе интересных сторон, явлений окружающей жизни;

  • в поиске оптимальных путей постоянного поддержания у детей состояния активной заинтересованности окружающими явлениями, моральными, эстетическими, научными ценностями;

  • в целенаправленном формировании всей системой обучения и воспитания познавательного интереса как ценного свойства личности

Таким образом, результаты педагогических исследований подтверждают, что развитие интереса – не замкнутый процесс, он обусловлен социальным окружением; сферой и характером деятельности не только самого ребенка, но и людей его окружающих; процессами обучения и воспитания, располагающими особыми стимулами возбуждения интереса; активностью самой личности, ее позицией. Кроме этого изучение познавательного интереса как ценного образования личности позволяет выявить его психолого-педагогическую основу, которую составляют взаимосвязанные между собой интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные и творческие процессы. Интеллектуальные процессы помимо логических действий и операций (анализа, синтеза, сравнений, сопоставлений) порождают состояния раздумья, размышления, рассуждения.


Список литературы
  1. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности: учебное методическое пособие / МВ и ССО РСФСР. Уральск. гос. ун-т им. А. М. Горького. – Свердловск. 1971. – 73 с.

  2. Крупская Н.К. Психолого-педагогический потенциал использования сценических форм в образо-вательном процессе //доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии гуманитарных наук, директор агентства «КОМЕНИУС». – 2018. – С. 136.

  3. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Н. Г. Морозова. – Москва: Просвещение, 1997. – 95 с.

  4. Рамонова, К. М. О психологических особенностях любознательности детей дошкольного возраста / К. М. Рамонова. – Москва, 1961. – 85 с.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!