СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Развитие навыков аудирования на уроках английского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие навыков аудирования на уроках , этапы работы, виды упражнений

Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие навыков аудирования на уроках английского языка"»

Развитие навыков аудирования на уроках английского языка.

Выделяют четыре вида речевой деятельности: 2 продуктивных вида- говорение, письмо, и 2 непродуктивных -слушание, чтение,. Научить учащихся понимать звучащую речь – одна из важнейших целей обучения. На уроке формируются лишь один речевой или языковой навык. Одновременно в задания на развитие навыков аудирования отрабатываются лексические, грамматические, фонетические навыки. Задания по аудированию дают информацию для обсуждения, что, предполагает дальнейшее развитие навыков говорения или письма. В этом случае аудирование является средством обучения.

Аудирование - это процесс восприятия и понимания речи на слух. Аудирование является одним из главных средств обучения английскому языку. Этот вид речевой деятельности позволяет овладеть звуковой стороной изучаемого языка и интонацией. При выполнении заданий по аудированию происходит активное усвоение лексических единиц языка и его грамматических структур. Аудирование является одним из самых сложных видов речевой деятельности. Для развития навыка понимания на слух необходимо не только слушать речь учителя на уроке, но и аудиозаписи носителей языка во время уроков, а также слушать аутентичные тексты, когда учащиеся сами выбирают, что они будут слушать, Они могут слушать не только песни, но и новости, смотреть фильмы и видео и т.д. Готовые аудиозаписи позволяют учащимся слышать речь носителей языка, они предоставляют учащимся возможность ознакомиться с разными ситуациями, услышать отрывки диалогов и интервью. Очень важно использовать аудиозаписи на уроках с целью формирования речевой компетенции учащихся, слышащих речь носителей языка.

Существуют различные варианты задания, направленные на развитие понимания на слух, например, слушать с целью получения специфической информации или с целью понять основную идею отрывка, или детальное понимание прослушанного текста.

На уроках используется следующая система упражнений, которая направлена на развитие навыков аудирования.

1. Повторение иноязычной речи за диктором в паузу или синхронно. Этот вид упражнения очень широко используется на начальном этапе обучения иностранному языку.

2. Упражнения на развитие речевого слуха. В таких упражнениях используются задания со зрительной опорой (иллюстрацией), либо аудирование на узнавание конкретных слов, структур, извлечение конкретной информации. На начальном этапе можно использовать следующие задания: прослушай и исполни заданные команды, прослушай и раскрась, прослушай и соедини (части картинок, картинки и слова и т.д.), прослушай и нарисуй и т.д.

3. Упражнения на тренировку памяти.

  • Согласиться с утверждениями или опровергнуть их после про­слушивания текста.

  • Ответить на подготовленные вопросы к прослушанному материалу.

  • Прослушать аудиоматериал, сравнить его с текстом и найти расхождения.

  • Запомнить все даты, имена, географические названия и т.д., употреблённые в тексте, и повторить их в той же последователь­ности.

  • Прослушать слова и сгруппировать их по какому-либо прин­ципу или признаку, стараясь не пропустить ни одного слова при последующей группировке.

4. Упражнения на тренировку вероятностного прогнозирования.

  • Подобрать как можно больше определений к словам, подобрать синонимы или антонимы.

  • Составить возможные словосочетания с существительными, глаголами, наречиями, прилагательными.

  • Составить устойчивые словосочетания, идиомы, фразовые глаголы и переводить их.

  • Закончить фразу, текст

  • Определить содержание по заголовку, иллюстрациям, клю­чевым словам, вопросам и т.д.

На уроках работа с аудиоматериалом проводится обычно в три этапа: до прослушивания,  во время прослушивания и после прослушивания. Рассмотрим подробно каждый этап по отдельности.

1. Этап до прослушивания аудио материала. На данном этапе учитель с учащимися обсуждает задание, совместно подчеркивают главные слова в утверждениях, рассматривают иллюстрации заголовки, которые могут помочь во время выполнения задания, подбирают синонимы и антонимы к новым словам в заданиях, строят догадки, по словам, о чем может быть текст, беседуют на тему, которая будет раскрыта в аудиотексте. Эти задания помогают снять трудности у учащихся при выполнении задания по слушанию.

2. Этап слушания текста. Прослушиваний должно быть два. Учащиеся могут выполнять разнообразные задания: вставить пропущенные слова; записать слова или словосочетания, употребляемые в тексте без изменений, для подтверждения своих ответов; закончить предложения и т.д.

3. Послетекстовый этап (Follow-up activities). Прослушав текст и выполнив ряд упражнений, можно дальше использовать его для развития навыков устной и письменной речи.

Аудирование – составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Владение таким видом речевой деятельности, как аудирование, позволяет человеку понять то, что ему сообщают, и помогает правильно изложить свой ответ оппоненту, что является основой диалогической речи. Аудирование учит культуре речи: слушать собеседника внимательно и всегда дослушивать до конца. Это является важным не только при разговоре на иностранном языке, но и при разговоре на родном.

Таким образом аудирование имеет первостепенное значение при изучении звуков, так как учащиеся все воспринимают на слух. Важно, чтобы дети четко уловили звук, и при поддержке учителя, смогли его воспроизвести. Коммуникативная особенность аудирования, как вида речевой деятельности, является важной на всех этапах обучения иностранному языку.