СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях модернизации образования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье говорится о том, как можно сделать процесс овладения учебными предметами более увлекательным, интересным и эффективным.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях модернизации образования"»

Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях модернизации образования


Ученик сегодня должен быть не столько эрудированным, сколько гибким, умеющим отбирать, перерабатывать и выстраивать информацию адекватно к конкретной ситуации. Обучаясь общению, школьники учатся учиться, компенсируют собственную неумелость с помощью других людей: учителя, одноклассников, родителей. В процессе совместной деятельности формируются такие качества, как доброжелательность, взаимопомощь, добросердечность, навыки самоконтроля, развивается ученическое самоуправление.
Личностное развитие означает, что растущий человек постепенно учится управлять своим поведением, ставить и решать сложные задачи, находить пути их решения, то есть становиться субъектом учебной деятельности, а потом и собственной жизни.
Развитие личности - это процесс становления готовности человека (его внутреннего потенциала) к осуществлению саморазвития и самореализации в соответствии с возникающими или поставленными задачами различного уровня сложности, в том числе выходящими за рамки ранее достигнутого.

В период модернизации образования процесс обучения должен строиться на других психологических основаниях: необходим не только учет возрастных и типологических особенностей школьников, но и конкретные условия для самораскрытия заложенных в них природных сил и возможностей. В современных условиях учителю начальных классов приходится решать целый комплекс профессиональных и около профессиональных проблем. С одной стороны - надо добиться соответствия знаний, умений и навыков школьников требованиям учебных программ, независимо от способностей их усвоения, с другой - создать комфортность пребывания школьника в классе, школе, оптимальные возможности для интеллектуального развития всех учеников в классе.

Полноценное развитие ученика обеспечивают: изучение его индивидуальных характеристик и включение в процесс управления собственными физиологическими и психическими состояниями саморегуляция; предоставление возможностей для личностного самоопределения - высказывание собственного мнения и формирования отношений к себе самому, другим людям, явлениям природы и общественной жизни; раскрытие индивидуальности - осознание человеком себя, своих особенностей (самосознание - в творчестве); признание ученика субъектом, то есть способным ставить цели и осуществлять их (обучение способам деятельности). Организуя учебный процесс, нужно постоянно иметь в виду следующее: учебная деятельность должна быть богатой по содержанию, требовать от школьников интеллектуального напряжения, материал должен быть доступным детям. Важно, чтобы ученики поверили в свои силы, испытали успех в учебе. Именно учебный успех в этом возрасте может стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться. Важно организовать дифференцированный подход к учащимся, именно он способствует раскрытию возможностей каждого из них.

Дифференцированный подход создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Главная цель моей работы с детьми - научить их мыслить. Именно поэтому стараюсь научить своих учеников выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников. Мои ученики с удовольствием принимают участие в спорах по тем или иным вопросам как с преподавателем, так и с классом.

Материал для уроков и внеклассных занятий подбираю так, чтобы он развивал мышление, как логическое, так и творческое. Особое внимание уделяю развитию пространственного мышления. Развитие словесно-логического мышления, отработка операций сравнения, обобщения, выделения существенных признаков происходит в течение всего обучения в начальной школе. Усложнение происходит за счет материала: от игрового к учебному, от простого к сложному, от репродуктивного воспроизведения к творческому самовыражению.

Продуктивным считаю метод чередования задач, решаемых разными способами, составление задач, различные преобразования, приводящие к упрощению и усложнению. Стараюсь не «разжевывать», а создавать проблемные ситуации, ориентирующие учащихся на поиск. В результате ученик выступает в роли исследователя, открывающего для себя новые знания.

Приведу конкретные примеры таких задач: «Выбери нужное число», «Найди недостающее число», «Что должно быть нарисовано?», «Какая буква лишняя?», «Не вопрос, а ... Какие числа и почему вы поставите вместо вопросов?», «Сколько квадратов?», «Сколько треугольников?», «Какое слово лишнее?» и другие. Подобные задания ставят детей в ситуацию, когда они должны сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать. Особенная ценность таких задач состоит в том, что при их решении стимулируется мыслительная деятельность, ведь задача часто не может быть решена «с ходу», она как бы «сопротивляется», а именно это заставляет ребенка думать. Замечательные слова по этому поводу сказал Б. Паскаль: «Опираться можно только на то, что сопротивляется». При таком условии развивается умение преодолевать трудности, а это главное качество мыслящего человека.

Большое внимание уделяю тренингу мышления, он полезен всем учащимся, а особенно тем, которые испытывают трудности в учебе. Осуществляю на практике подбор нестандартных заданий (ошибки-невидимки, задачи в стихах, игры, логические цепочки, зашифрованные слова, арифметические ребусы). Принципиально важно, чтобы на каждом уроке ребенок переживал радость открытия, чтобы у него формировались вера в свои силы и познавательный интерес. Интерес и успешность обучения - вот те основные параметры, которые определяют полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие младшего школьника, а значит, качество работы учителя.

Эффективным средством, позволяющим раскрыться и самореализоваться каждому ребенку в классе, является творческая работа детей. Творческие задания, при выполнении которых дети что-то придумывают, составляют, изобретают, должны использоваться учителем систематически. «Творческую личность может воспитать только творческая личность» - для педагога эта истина является и девизом, и руководством к действию.
Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности. При их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. - всё то, что в совокупности и составляет творческие способности.

В работе часто использую развивающие игры. Они создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность создавать новые комбинации из имеющихся элементов, предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества составляют то, что называется сообразительностью, творческим складом мышления.
Большой интерес у младших школьников вызывают анаграммы, в которых нужно после их прочтения выделить «лишнее» слово, группируя слова по какому-то признаку.

Большой азарт испытывают дети при выполнении заданий вида «Отними букву»: «Из каждого слова удали одну букву, а остальные переставь так, чтобы получились названия различных животных. Например: купол-клоп; бульдог - (птица) голубь; береза - (африканское непарнокопытное) зебра; Калуга - (морская рыба-хищник) акула; шарлотка - (кит) кашалот; короста - (птица) сорока; кабель - (пушной зверь) белка; воронка - (домашнее животное) корова; крупа - (насекомое) паук.

Среди задач проблемного характера ввожу в уроки так называемые «философские задачи».
Например:

1. Дополни высказывания

Труд - награда, а лень - _______________.

Ночь - тишина, а день - _______________.

Весна - рассвет, а осень - ______________.

2. Соедини линиями слова, противоположные по значению.

доброта трудолюбие
справедливость трусость
честность лживый
правдивый несправедливость
леность бесчестный
смелость злой

3. Соедини линиями начало и конец пословиц.
Любишь кататься ... ... имей сто друзей.
Труд человека кормит, а … … люби и саночки возить.
Не имей сто рублей, а... ... лень портит.

4. Соедини русскую народную пословицу с подходящей по смыслу немецкой.
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. С красноречивым языком не

пропадёшь.
Язык до Киева доведет. Тухлое яйцо портит все тесто.
Молчание - знак согласия. Кто много начинает, очень

мало осуществляет.
Ложка дегтя портит бочку меда. Отсутствие ответа тоже ответ.

Уделяю большое внимание развитию зрительного и слухового восприятия. Зрительное восприятие детей определяет скорость запоминания и адекватное воспроизведение материала, считываемого с доски, учебника или других пособий. От уровня зрительного восприятия детей зависят методы работы учителя: количество и характер наглядных пособий, правильный их подбор, время и место их применения на уроке.

На уроках математики включаю арифметические ребусы, головоломки, в которых требуется восстанавливать неизвестные цифры в тех или иных записях вычислений.
Арифметические ребусы принадлежат к одному из типов логических задач. Учащиеся начальных классов отличаются любознательностью и для них решение логической задачи - это поиск. Задач подобного типа для учащихся этого возраста в математической литературе недостаточно, поэтому я сама подбираю необходимый материал для своей работы.

Формирование интереса к учению является важным средством повышения качества обучения школьников. Это особенно важно в начальной школе, когда еще формируются, а иногда только определяются постоянные интересы к тому или иному предмету.
Поэтому я подбираю такие задания, которые имеют непосредственную связь с другими предметами. Например, ввожу такие логические упражнения, которые не требуют сложных вычислений, а иногда и вычислений вообще. Но каждое из упражнений вынуждает производить сравнения, делать выводы, заставляет мыслить правильно, то есть последовательно, доказательно.

При расшифровывании ребусов, ребята объясняют значение трудных слов, проводится словарная работа. Учащиеся с удовольствием разгадывают такие кроссворды на уроках и во внеурочное время, привлекают к их решению своих родителей и знакомых. Удачно проходит работа с кроссвордами по всем предметам. Большое внимание на уроках и внеклассных занятиях уделяю решению заданий по выбору учащихся, так как такие задания - это один из видов дифференциации. Для выбора задания можно предлагать упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности, то есть задания, требующие разной умственной деятельности. Чтобы выбор задания учеником был сделан осознанно, у него должна быть сформирована правильная самооценка (Кому было интересно на уроке и что именно заинтересовало? Кто считает, что понял этот материал? Кто научился решать такие уравнения, дай словесную оценку своей домашней работы) и т.д. На уроках использую и другие формы оценивания детей: взаимооценка при работе в парах («Кому понравилось работать в паре? Кому скажем «спасибо» за помощь?»). Такая работа по формированию оценки, взаимопомощи, самооценки важна для дифференцированного обучения.

Различают внутреннюю и внешнюю дифференциации. Внешняя дифференциация - это разделение детей по классам разных уровней (выделение классов коррекции, классов одаренных детей и т.д. или по группам в одном классе (сильных, средних, слабых).
Внутренняя дифференциация - это создание условий для свободного выбора задания. Когда каждый день ведется работа по формированию правильной самооценки, ученик может взять нагрузку по силам, привыкает за годы обучения в начальной школе рассчитывать свои возможности и использовать их в полной мере. Перейдя в среднюю школу, он будет готов к осознанным действиям по выбору факультативов, программ, специализации.

Безусловно, к такому выбору ученика, надо специально готовить. Нужна постоянная воспитательная работа, в результате который ученик утверждается в мысли, что только тот может добиться успехов в учении, кто работает энергично, активно, на пределе своих возможностей.

В классе на первых порах приходится помогать детям в выборе заданий. Некоторые переоценивают свои возможности, другие тратят много времени на выбор. Но так как упражнения на выбор можно давать почти на каждом уроке и по любому предмету, то постепенно сам выбор начинает происходить достаточно быстро и все более правильно.
Важно предлагать задания на выбор не только для работы в классе, но и дома.
Если задания на выбор предлагаются систематически на всех уроках, то у детей вырабатывается способность не теряться в ситуации выбора, осознанно выбирать работы по силам, умение объективно оценивать свои возможности. При этом в классе сохраняется доброжелательная атмосфера с элементами соревнования и взаимопомощи, без обид, которые возникают при делении класса на различные группы самим учителем.
Процесс овладения учебными предметами может быть интересным, увлекательным и очень эффективным.