СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Развитие познавательных универсальных учебных действий средствами игры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрывается сущность игрового метода обучения. Выделяются психолого- педагогические особенности проведения дидактических игр. 

Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие познавательных универсальных учебных действий средствами игры"»

Формирование познавательных универсальных учебных действий

средствами игры

О.В.Степанова


Аннотация. В статье раскрывается сущность игрового метода обучения. Выделяются психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Автор рассматривает преимущества игрового метода обучения, его роль в развитии познавательной активности учащихся.

Ключевые слова. Познавательные универсальные учебные действия, дидактическая игра, творческие способности, познавательный интерес.


Начальная школа – фундамент образования каждого человека. Новое поколение – это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному поведению. Поэтому важно сформировать у младших школьников такую ключевую компетенцию, как "умение учиться". Важнейшей задачей современного начального образования является формирование универсальных учебных действий – совокупность способов действия обучающегося, то есть способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Развитие у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для формирования базовых компетенций личности, одна из актуальных задач современного образования. Формирование этих сложных психологических структур – залог успеха активной познавательной деятельности обучающихся, их творческой активности и интеллектуального роста. Наиболее эффективным средством включения ребёнка в процесс творчества на уроке является игровая деятельность.

Игра имеет историческую, а не биологическую природу. Такое понимание природы игры и закономерностей ее развития нашло отражение в исследованиях психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца и их последователей. Все они полагали, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре.

Игра имеет особое важное значение в жизни детей младшего школьного возраста. С.А.Шацкий, высоко оценивая значение игры, писал: “Игра, эта жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства”.

Д.Б.Эльконин даёт такое определение игры: «Человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности» [3, С.341].

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным предметам в начальной школе, в том числе особое место данные игры занимают на уроках математики.

Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности [2, с.79]. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила.

Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру.

Психологи подчеркивают, что задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде дошкольного детства и младшего школьного детства. Это обусловлено тем, что с развитием игры связаны существенные прогрессивные преобразования в психике ребенка, и прежде всего в его интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом для развития всех других сторон детской личности [1,с.87].

Прогрессивное, развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития детей, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в знаниях, развитию познавательного интереса.

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

К игре, как любой форме, предъявляются психологические требования:
как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней.
Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре.

Акшина Т.Б. выделяла следующие психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр.

1. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.

2. Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.

3. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность.

4. Следует обратить внимание на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом

в каждой группе должен быть лидер.
Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры.
Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них.
Применяя игру как средство обучения, учителю важно быть уверенным в целесообразности её использования. Учебная игра выполняет несколько функций: обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор); ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи); мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательных универсальных учебных действий.

Приведем примеры познавательных игр, которые применяют на практике учителя.
Игры-упражнения предполагают, что игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе.
Пример: "Пятый лишний". Учащимся предлагается найти в данном наборе названий (растения одного семейства, животные отряда и др.) одно случайно попавшее в этот список.

Игра-поиск предлагается учащимся найти в рассказе, к примеру, растения семейства розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя, или отыскать имена собственные в череде нарицательных. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.
К играм-соревнованиям можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.
Особенность сюжетно-ролевых игр в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это "Пресс-конференция", "Круглый стол" и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, рыбоохраны, ученого-орнитолога, археолога, лингвиста, математика и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.
В познавательных играх-путешествиях учащиеся могут совершать "путешествия" на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую "станцию" выставляются отметки.

Целью таких форм учебных занятий является: расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учащихся, а самое главное, это возбуждение и удержание интереса школьников к учебному труду.

В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживаниями, душевными волнениями, сочувствием, радостью, гневом, удивлением. К процессам внимания, запоминать, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивными и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей.

Художественность, образность, яркость, занимательность, удивление, нравственные переживания вызывают эмоциональную приподнятость, которая в свою очередь возбуждает положительное отношение к учебной деятельности и служит первым шагом на пути к формированию познавательного интереса. Вместе с тем среди основных моментов, характеризующих интерес, было подчеркнуто не просто возбуждение эмоциональности, но и наличие у этих эмоций собственно познавательной стороны, которая проявляется в радости познания.

Познавательные универсальные учебные действия – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Познавательные универсальные учебные действия педагоги изучают с разных сторон: как мотив учения, как устойчивую черту личности, как сильное средство обучения. Для того чтобы активизировать учебную деятельность школьника нужно систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательные универсальные учебные действия и как мотив, и как стойкую черту личности, и как мощное средство обучения.

Выделяют условия формирования познавательных универсальных учебных действий, а именно: максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся, ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся, положительный эмоциональный тонус учебного процесса, благоприятное общение в учебном процессе.

Таким образом, использование игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе, позволяет сделать следующие выводы: игра активизирует познавательную деятельность учащихся; игра создает на уроке доброжелательную и жизнерадостную атмосферу; игра активизирует творческие способности учащихся, развивает воображение, память, мышление; игра помогает снять усталость; игра повышает интерес учащихся к изучаемому материалу. Применение дидактических игр на уроках математики способствует повышению активизации учащихся, то есть формированию познавательных универсальных учебных действий.


Литература.

  1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А.Г. Асмолов // Вопро­сы образования. — 2008. — № 3.- С.86

  2. Божович Л. И. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. — М., 2007.- С.226

  3. Элъконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М., 1989.- С.341