СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Развитие речи первоклассников на уроках обучения грамоте"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье "Развитие речи первоклассников на уроках обучения грамоте" раскрыты виды , приёмы, формы и средства работы по формированию речи учащихся, привитию интереса к чтению с учетом использования приложения к учебнику в виде ЭОР.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие речи первоклассников на уроках обучения грамоте"»

Развитие речи первоклассников на уроках обучения грамоте


Приятная для слуха речь – своего рода музыка.

                                                                                                        Аристотель

              

         Развивать речь детей — значит систематически работать над ее содержанием, последовательностью, учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

Основными задачами обучения русскому языку на первом году обучения являются:

  • формирование у детей навыков осознанного, выразительного чтения, навыков письма;

  • приобщение к книге, воспитание читателя;

  • развитие устной и письменной речи.

Детский возраст представляет собой благоприятную возможность для развития речи. И первые занятия с самыми юными учениками школы показывают, что все дети, без исключения, стремятся к знаниям. А усвоение знаний идет через многочисленное “почему”, “зачем” и “как”. И чем лучше будет организована учителем работа по развитию речи, тем богаче и правильнее будет язык учащегося.

Устная речь – звуковая, она характеризуется определенными информационными средствами, сопровождается мимикой, жестами, следовательно, устная речь обладает большими выразительными возможностями. Выразительное чтение – неотъемлемая часть любого урока, а особенно в период обучения грамоте. Поэтому уроки обучения грамоте начинаю с отработки чистого произношения звуков, используя комплекс фонетических, артикуляционных упражнений, способствующих выработке у детей правильного произношения звуков, слов, развивающих умение слышать звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки:

  1. Отчетливо и быстро прочитай слоги: за-зо-зы-зэ-зу.

  2. Доскажи строку: та-та-та – у нас дома чистота.

  3. Доскажи слово: ма-ма-ма – дома я (сама), му-му-му–  молоко (кому?).

  4. «Читай с пчёлкой»: слайд 1, 2.

Чтобы научить детей внятно и четко произносить слова, чисто выговаривать все звуки речи, систематически использую на уроках чистоговорки, которые необходимы детям в качестве тренировочных упражнений для развития голосового аппарата (произносить громко, тихо, шепотом), темпа речи (произносить быстро, умеренно, медленно).

1. Жу-жу-жу – молоко дадим ежу, жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Хорошим материалом по выработке дикции являются небольшие стихотворения, способствующие выработке чистоты звука. Для этого использую такие упражнения: слайд 3

  • Правильно произнеси звуки. Какой звук часто повторяется?

Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила.

Чистота звука вырабатывается и при проговаривании скороговорок, которые вносят эмоциональную разрядку в урок: белые бараны били в барабаны.

В развитии дикции у первоклассников помогают загадки. Первоклассники знают огромное количество загадок. Загадка всегда остроумна, поэтична, легко запоминается. Однако загадки полезны и сами по себе, как средство  речевого развития детей. Работа над загадками всегда превращается в веселую, оживленную беседу, в ходе которой обогащается словарь, раскрываются метафоры, идёт работа над словами - признаками, вырабатывается чувство ритма. Заучивание загадок способствует закреплению правильного произношения детьми этих звуков.

Ж – Жу-жу, жу-жу 
Я на ветке сижу, 
Я на ветке сижу 
И звук твержу. (Жук)

С(Сь) Длинная шея,
Красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки. (Гусь)

На первоначальном этапе обучения стараюсь в игровой форме отрабатывать навыки слогового анализа, так как слог – ключ к чтению. Игровые моменты и занимательные упражнения – пример творческого подхода к звучащему слову.

Упражнения, которые я провожу на уроках, направляют внимание детей на самостоятельное произнесение слов, помогают им понять деление слов на слоги и определять ударный слог:

  • Придумай слова, которые по звучанию похожи на данные словосочетания:

Бу-бы-ба – из окна торчит тру…(ба), ду-до-да – гудят прово…(да)

  • «Сочиняйка-ка» (подбери нужное слово) слайд 4.

Уже на первых этапах обучения грамоте необходимо развивать фонематический слух учащихся, совершенствуя умения составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки, накапливать запас слов школьников на изучаемую букву. Целесообразно проводить такие игровые упражнения:

1.Вставить букву:

  • с…м (а, о), ми…ка (ш, с), Осы (к)

  • с…р (о, ы) ко…а (ж, с, з, р). враг (о)

2.Вставить целый слог:

  • ша…ши (ла),

  • ма…ши (лы).

3.Добавить слоги до целых слов:

  • о/си…(на), сос/…(на),

  • о/ку…(ни), нит/…(ка).

4.Составить из слогов каждой строчки слова (анаграммы):

  • нок, зво ка, бел

  • ре, та, бя у, ник, че

5.Определите с какого звука начинается слово (арбуз, иголка, остров, утка, вокзал, велосипед).

6. Определите количество слогов в слове (улица, свобода, планета, барабан, сказочка, мак).

7.Определите местоположение в слове звука (в начале, в середине, в конце).

  • [р`/Р]: шар, роза, республика, Россия, шарики;

  • [с`/С]: коса, соль, нос, сокол, сражался.

8.Добавьте слог или слоги, чтобы получилось название насекомого:

  • о - (са).

9.Чтобы получилось название рыбы: о - (ку – ни).

10.Чтобы получилось название дерева: о - (си – на).

11.Составьте предложения из 3 – 4 слов с данными словами: оса, окуни, осина.

12.Составить слова из букв.

Потенциал развития личности младшего школьника реализован в содержании «Азбуки» и учебных пособий по русскому языку. Авторы в занимательной форме показывают, как нужно пользоваться словом, как развивать свою речь. Электронное приложение к «Азбуке» включает замечательные приемы для развития речи учащихся.

Всё обучение речи можно представить в виде двух взаимосвязанных направлениях:

1)совершенствование собственной речевой деятельности (говорения, письма, слушания, чтения);

2)формирование отдельных речевых умений, создающих базу для обогащения речевой деятельности.

Источниками развития словаря детей являются:

  • наблюдения над окружающей действительностью,

  • общение со взрослыми и детьми,

  • чтение классное и внеклассное, сопровождаемое обычно анализом и обсуждением содержания,

  • специальные речевые упражнения, связанные с анализом языка произведений, с пересказами, изложениями, сочинениями.

Эти источники обогащения словаря являются одновременно источниками развития речи (устной и письменной).

Первоклассники очень нуждаются в занимательных, доступных видах объяснения новых слов:

- путем показа картинки или предмета, называния этого предмета;

-  в словарных играх – с помощью словесного лото, кубиков, скороговорок, считалок, потешек;

 - в беседах, рассказах, в декламации стихотворений, скандировании слов.

Дети не всегда могут сразу выговорить новое слово, следовательно, работать следует не только над значением, но и над звуковым составом слова, над ударением, орфоэпическим произношением, а также над буквенным составом слова и его написанием.

Ежедневно, изо дня в день, дети усваивают новые слова, уточняют, углубляют понимание значения тех слов, которые им встречались ранее, используют слова в своей речи (активизируют их). Например, на страницах «Азбуки» В.Г.Горецкого, дети, читая текст, знакомятся с новыми словами (бобр, плотина, ствол), подбирают слова по картинке на изучаемую букву (слайд).


Составление словосочетаний с новыми словами, встретившимися в тексте или в процессе работы, помогает глубже понять значение слов, облегчает процесс их усвоения и готовит учащихся к употреблению данных слов в речи.

Для того, чтобы развивать у детей умение объяснять значение изученных слов, воспроизводить в памяти дифференциальные признаки лексического значения, на уроках я проводила такие игры, как “Объяснялки”.

- Представь, что тебе нужно объяснить значение слова пенал человеку, который его никогда не видел. Как ты объяснишь значение этого слова?

Для словообразовательного анализа к таким словам как подосиновик, рыжик можно задать вопросы:

- От какого слова образовано новое слово? Почему так назвали?

Новые слова включаются в предложения, читаются, подвергаются звуковому анализу, составляются из букв разрезной азбуки. Слова включаются в  группу лексических и логических упражнений.

Группы предметных картинок служат для словарно-логических упражнений:

-различие родо - видовых понятий (каким одним словом можно назвать все предметы);

-упражнения в классификации (какой предмет лишний и почему);

-сопоставление слова со звуковой схемой;

-обобщений (чьи это вещи?)

Схемы-модели, встречающиеся на первых же страницах, используются для аналитико-синтетической работы:

-звуковой анализ слов с опорой на данную схему;

-звуковой анализ слов и сопоставление схемы;

-сопоставление звукового состава слова с несколькими схемами и выбор соответствующей;

Наибольшее значение для развития речи в период обучения грамоте имеет семантическая работа: наблюдения над значением слов, уточнение значений и оттенков.

Наиболее ценные упражнения лексического характера связаны с понятием «синонимы», «антонимы».

Работа над синонимами и антонимами важна, потому что умение подобрать подходящий синоним или антоним позволяет разнообразить речь, употреблять в речи более точные слова и выражения.

К лексическим упражнениям относятся и упражнения, при выполнении которых  дети получают представление о многозначности (каток, плита, ключ, коса): слайд

В основном периоде расширяются представления детей о прямом и переносном значении слов. Учащиеся подводятся к пониманию переносного значения слова и к умению употреблять слова в переносном значении в собственной речи.

Работа над предложением, как и над словом, начинается буквально с первого урока в школе: это выделение предложения из речевого потока, чтение, ответы на вопросы. В период  обучения грамоте роль вопросов очень велика; вопрос дает основу для составления предложения.

От предложения школьники переходят к связной речи (уровень текста). Связная речь в период обучения грамоте - это пересказ прочитанного самими детьми или учителем, это различные рассказы - по наблюдениям, по воспоминаниям, на основе творческого воображения; это декламация заученных стихотворений, загадывание и отгадывание загадок, работа с пословицами, поговорками, чтение скороговорок, рассказывание сказок и инсценирование их. Таким образом, развивается монологическая речь первоклассников.

Начинать работу над связной речью удобнее всего с картинок. Составляя к каждой картинке предложение, дети получают последовательные рассказы.

Сюжетные картинки используются для разъяснения содержания текста, организации работы по развитию связной речи детей. Используя сюжетные картинки, школьники могут отвечать на вопросы, составлять предложения и связные тексты. Вот пример из электронного приложения к учебнику «Азбука» В.Г.Горецкого при изучении буквы т (слайд ).

Серии сюжетных картинок используют для составления предложений по каждой из них, а затем всех предложений в связный рассказ.

Развитие речи учащихся – это, безусловно, важнейшая задача школы, ибо в жизни человеку необходим навык речи в первую очередь. Развитая речь служит также средством познания.


Использованная литература.
1. Н.И. Жинкин «Язык – речь – творчество» - М., Просвещение, 1998 г. 
2. Н.С. Рождественский «Речевое развитие младших школьников» - М., Просвещение, 2001 г.

3. М.Р. Львов «Речь младших школьников и пути её развития» - М., 
Просвещение, 1999 г.  

4. В.А. Закожурникова «Работа над предложением и связной речью в начальной школе». М., Просвещение, 2000 г.

5. Т.А. Ладыженская «Методика развития речи на уроках русского языка» - М., Просвещение, 2003 г.

6.Т.А. Ладыженская «Речевые секреты», М., Просвещение, 2000 г. 

7. М.Р. Львов «Тенденции развития речи учащихся в начальной школе» - М., Просвещение, 2002 г.  

8. Т.А. Ладыженская «Живое слово» - М., Просвещение, 1998 г.

9. В.А. Синицын «Путь к слову» - М., АО «Столетие», 1996 г.  

10. Н.Н. Ушаков «Вопросы методики развития связной устной речи на уроках русского языка в начальной школе» - М., Просвещение, 1980 г.

11. «Современные подходы к развитию речи младших школьников»   Начальная школа, №2, 2003 г.