СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: "Речевое подражание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обмен опытом описан в статье по звукоподражанию. Подражание - один из основных способов усвоения общественного опыта маленьким ребёнком. Путём подражания он осваивает бытовые и игровые навыки, овладевает речью.

Просмотр содержимого документа
«Статья: "Речевое подражание"»

Звукоподражание — это первый шаг к речи.

Учитель-логопед Самодурова А.А.

КГБОУ «Красноярская школа №4»

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих различными заболеваниями, повлекших за собой интеллектуальные и речевые нарушения. Как правило, речь таких детей характеризуется нечетким и нестабильным звуковым оформлением. Они владеют артикуляцией самых простых звуков, которые заменяют все остальные. Как правило, это неговорящие дети, произносящие лишь отдельные аморфные слова – корни. Их речевая подражательная деятельность либо совсем отсутствует, либо реализуется в слоговых комплексах. Опоздание с коррекционной помощью таким, детям часто приводит к появлению вторичных нарушений в развитии познавательных психических процессов и  несформированности коммуникативных навыков.

Логопедическая работа с неговорящими детьми требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении образовательных технологий.

Обучение же активной речи мы начинаем с имитации "криков животных" (звукоподражаний). Почему мы выбрали такой путь? Издавна наши мамы и бабушки использовали в общении с малышами звукоподражания, видимо, интуитивно чувствуя, что ребенку легче понять и сказать именно эти слова. Употребление звукоподражаний в качестве слов-замен позволяет сократить до минимума опускание, перестановку звуков, слогов, приблизив, таким образом, слово к нормативному звучанию.

Главная цель – сформировать у ребёнка речевое подражание. Это одно из главных условий, благодаря которому у ребёнка развивается речь. Речевое подражание – воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз.

Подражание – один из основных способов усвоения общественного опыта маленьким ребенком. Путем подражания он осваивает бытовые и игровые навыки, овладевает речью. Но само подражание складывается у ребенка не сразу, оно требует обучающего воздействия со стороны взрослого, тем более у ребенка с нарушениями развития.

Первый шаг коррекционной работы с неговорящим ребенком с умеренной умственной отсталостью – развитие произвольного внимания. Важно, чтобы ребенок нас «увидел», «услышал», привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Поэтому начинается работа с развития подражательной способности ребенка. Нужно научить его подражать действиям с предметами (мячом, кубиками и пр.), движениям рук, ног, головы. Это основа для перехода к подражанию артикуляционным движениям, звукам, словам.

Главная цель – сформировать у ребёнка речевое подражание. Это одно из главных условий, благодаря которому у ребёнка развивается речь. В работе с неговорящими детьми не рекомендуется перегружать их пассивный словарь словами с отвлеченным значением или обобщающими словами. Материалом для проведения занятий могут быть игрушки, предметы домашнего обихода, одежда, посуда, пища…

Вызывать речевое подражание при чтении хорошо знакомых сказок: «Курочка–Ряба», «Теремок», «Репка», сказки Сутеева и т.д. Их нужно не читать, а рассказывать своими словами, эмоционально, добавляя возгласы и реплики в диалог героев. Можно разыгрывать эти сказки с помощью фигурок настольного театра. Например, при разыгрывании сказки «Репка» взрослый изображает сам и вместе с ребёнком, как дед тянет репу. Тянет-потянет, тянет-потянет, не получается, давай бабку звать: Бабка, иди сюда! Будем репу тащить! Кто это идёт? Бабка идёт, давай репку тащить, по-мо-ги! и т.д.

Последовательность работы по развитию понимания речи будет следующей:

  • показать те предметы, действия той ситуации, в которой ребенок находится;

  • расширять пассивный словарь с помощью предметных картинок;

  • научить детей ориентироваться в названиях;

  • научить детей понимать вопросы где? куда? откуда?, выясняющие местонахождение предметов;

  • научить детей понимать вопросы, которые помогают выяснить, в интересах кого совершается действие (Кому мама надевает шапку?);

  • научить детей понимать вопросы что? кого? чем?;

  • научить детей понимать вопросы, поставленные к сюжетам картинок;

  • научить детей раскладывать картинки или игрушки в названной последовательности;

  • научить детей выполнять действия без предмета в определенной последовательности (сядь – встань – попрыгай).

Сначала это похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Чтобы общение ребенка со взрослым не напоминало игру в «попугайчиков», важно помнить, что речь нужно активировать в практической деятельности ребёнка, в игре. При этом важен эмоциональный контакт, положительная мотивация, устойчивое внимание ребенка.

Чтобы развить речевое подражание, необходимо начать с развития подражания вообще: "Сделай, как я". Для развития подражательных способностей нужно ежедневно заниматься пальчиковыми играми.


Этапы развития речевого подражания:

  1. Повторение отдельных звуков, которые несут смысловую нагрузку, в игре.

  2. Повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-слоги, имеющие определённый смысл, это подражания голосам животных — му, гав, ква, мяу и т. д.;

  3. Подражания звукам детских музыкальных инструментов — динь-динь, бом-бом, ду-ду и т. д.;

  4. Подражания транспортным шумам — ту-ту, би-би и т. д.;

  5. Повторение слов. Сначала это простые короткие слова — мама, папа, киса, дай, на, и т.д.

  6. Особое внимание необходимо уделить усвоению ребенком слов-действий (глаголов), так как они играют ключевую роль в процессе развития детской речи: чем больше слов-названий действий в речи ребенка, тем выше уровень его развития!

  7. Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов (на начальном этапе — 2-3 слова). Например: Где папа? Там киса. Вот ложка.

  8. Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении.


Развитие импрессивной и экспресснвной речи

Задачи: развитие понимания ситуативной и бытовой речи, формирование первичных коммуникативных навыков и лексики на звукоподражании и звукосочетаний, имитирующих неречевые комплексы звуков восклицания: крики птиц и голоса животных, слов, обозначающих наиболее употребляемые предметы и простые действия, стимулируя простые виды коммуникативной речи.

Приёмы

  • узнавание предметов по их названию (игрушки, части тела, одежда, животные),

  • показ предметов по их признакам;

  • показ картинок с  изображением предметов, относящихся к определенным категориям;

  • выполнение по инструкции действий со знакомыми предметами;

  • выполнение вербальных инструкций с адекватным использованием звукоподражаний;

  • побуждение к высказыванию эмоциональных восклицаний, просьб, развитие непроизвольного подражания;

  • различение звукоподражаний с опорой на зрительное восприятие, соотнесение игрушек (картинок) с сопряженным отраженным и произвольным звукоподражанием;

  • автоматизация отдельных штампов кoммуникативной, побудительной и вопросительной речи (дай, на, кто, иди);

  • узнавание предмета по словесному описанию;

  • выработка обобщенных понятий.


Положив в основу начала работы с неговорящими детьми методику использования звукоподражаний, мы можем говорить о достижении следующих результатов: 
1. Создание более естественной мотивации для использования собственной экспрессивной речи ребенком. 
2. Воспитание правильного звукопроизношения. 
3. Обеспечение основы для построения фразы. 
4. Картинки с изображением слов-звукоподражаний позволяют упростить и ускорить первичное обследование ребенка, сделать предварительный прогноз относительно будущего развития малыша, частично наметить коррекционную работу. 
5. Овладение звукоподражаниями — помощь в обучении чтению. 

Bключение методики овладения звукоподражаниями в работу по развитию речи детей в предречевой или начальный речевой периоды способствует профилактике нарушений звукопроизношения, позволяет ребенку быстрее освоиться в системе родного языка.


Пример занятий на звукоподражание с неговорящими детьми.

Занятие по Альтернативной коммуникации для неговорящих детей

1 класса по ФГОС

Тема: Звукоподражания «АУ», «УА».

Цель. -Закрепить навыки правильного произношения звуков [А], [У].

-Учить выделять звуки  [У], [А]  из ряда гласных.

-Развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление.

Оборудование:

Сюжетные картинки «Заблудились в лесу», «Укачиваем малыша»; карточки с буквами  «У», «А» (из азбуки); палочки;

Ход занятия.

I Организационный момент. Звенит звонок, начинается урок.

II Артикуляционная гимнастика

Артикуляционные упражнения

на звук [А].

«Бегемот» - Широко открывать и закрывать рот: «Широко откроем ротик, как голодный бегемотик»

Взять куклу, качать её и говорить:

« А – А –А».

Мама качает малыша: «А-А-А».

Артикуляционные упражнения на звук [У].

Положите на ладонь кусочек ваты. Ребёнок дует на вату, чтобы она улетела.

«Слоник» - Подражаю я слону, губы хоботком тяну. Плотно сомкнуть зубы, губы вытянуть «хоботочком» вперёд.


Волк воет на луну: « У-У-У».


III Сравнение букв А – У

– Вы потрудились, и пальчики устали, давайте их разомнем.

Нарисуйте в воздухе букву «У», «А»;  сделайте упражнение «Кольцо-кулак» (показ логопеда).Выкладывание букв «У», «А» из палочек. Письмо букв на манке.

IV Чтение слогов «АУ», «УА»

  1. – Посмотрите, какие буквы у нас на доске, давайте почитаем буквы.

– Сколько здесь букв? Какая первая буква? Какая вторая?

Что получается? (слог)


– Когда кричат «АУ»? (выставить картинку)



– Кто кричит «УА»? (рассматриваем картинку).

(Читаем всегда слева направо.)


V Упражнение 1

И спользуя сюрпризный момент (из кукольного домика, одновременно со звуковым сигналом - звуком колокольчика), взрослый показывает игрушку - пупсика, называя ее: «Это малыш. Малыш плачет: «Уа-уа!»; побуждает ребенка к произнесению звукоподражания и игровым действиям с игрушкой (покачать).

Плачет Ванечка в пеленках,

О н кричит – УА-УА!
Хочет маленький ребенок,
Чтобы мама подошла.

Упражнение 2 Игра в прятки.

Ребёнок прячется, а взрослый ищет, произнося при этом Ау!


VI Итог занятия, оценка детей.

– Ребята, вспомните, о каких буковках мы говорили на занятии?

– Каким цветом обозначаем эти буквы?


Занятие по логопедической коррекции для детей с умеренной умственной отсталостью во 2 классе, занимающихся по ФГОС.


Тема: «Путешествие на птичий двор»

Цель: Обобщить представление детей о домашних птицах и их птенцах

Задачи:

Образовательные:

-уточнить и расширить словарь детей по теме домашние птицы; активизировать речевое подражание; координировать речь с движением;

-обобщить представления детей о среде обитания домашних птиц.

Развивающие:вырабатывать правильный речевой выдох при звукоподрожаниях в словах;

Воспитательные: формировать заботливое отношение к птицам,

Оборудование: перышко, игрушки (утка, утята, курица, петух, цыплята, гусь-гусята), картинка  «Птичий  двор», фонограмма голосов птиц, презентация по теме.

Словарная работа: птичий двор, крякает, кукарекает, гогочет, большие крылья, гребешок, большой – маленький (гусь-утка), длинная-короткая (шея)и т.д.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Сюрпризный момент «Кто спрятался?»

Дети отыскивают в емкости с крупой пластиковые игрушки птиц: петух, курица, гусь, утка. Дети называют свою птицу, если не могут сами, называет взрослый и просит ребенка повторить. Как можно назвать их одним словом? (Птицы)

2. Сообщение темы занятия. Сегодня мы с вами проведём экскурсию на птичий двор. А кто живёт на птичьем дворе? (Домашние птицы)

А как нам попасть на птичий двор?

Ребята, у меня есть волшебное перышко. Стоит на него подуть и оно укажет,

в какую сторону идти. Давайте на него подуем. И посмотрим, куда оно полетит? Куда оно нас приведет?

Раз, два, три - перышко лети-и-и. (1-3 раза дуть)

Куда мы пришли? Как вы думаете? (на птичий двор)

Мы пришли на птичий двор. (дети садятся на стульчики, а на столе макет с птичьим двором)

Кто живет на птичьем дворе? (утки, гуси, куры, петух, индюк)

А как их можно назвать одним словом? (птицы)

Какие птицы? (домашние)

А почему домашние? (Потому что, человек кормит птиц, заботится о них)

Почему человек о них заботится? (Потому что, они ему приносят пользу)

Какую пользу они приносят? (яйца, перо, мясо)

3. Просмотр презентации домашние птицы со звуковым сопровождением: «Кто спрятался?»

4.Д/и «Назови птенцов» Ребята у домашних птиц есть птенцы? (Да)

У курицы … (цыплята)

У утки… (утята)

У гусыни… (гусята)

У индюшки… (индюшата)

Взрослые птицы большие, а птенцы? (маленькие, пушистые).

Нас кто – то приглашает поиграть? (Это курочка с вами хочет поиграть)

5. Физминутка: Игра-инсценировка по музыку песни «Вышла курочка гулять»

Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать (машут руками-крыльями)

А за ней ребятки - жёлтые цыплятки. (идут за курочкой)

Ко-ко-ко, ко-ко-ко. Не ходите далеко! (грозят пальчиком)

Лапками гребите (загребают ручками)

Зернышки ищите (клюют пальчиками зернышки)

Съели толстого жука, дождевого червяка. (показывают, какой толстый жук)

Выпили водицы Полное корытце.» (показывают, как черпают воду и пьют)

6. ФОНОГРАММА голоса домашних птиц.

Д/и «Волшебное превращение»

Сейчас мы с вами превратимся в петушков, что же надо нам сделать?

Закричать Ку-ка-ре-ку! (кукарекаем)

А теперь мы утята- (кря-кря-кря)

А теперь гусята (га-га-га)

А теперь индюшата (бал-бал-бал- языком по верхней губе)

А теперь цыплята (пи-пи-пи)

Ку-ка-ре-ку

Петух кукарекает

Ко-ко-ко

Кудахчет

Пи-пи-пи

Цыплёнок пищит

Кря-кря-кря

Утка крякает

Га-га-га

Гусь гогочет


Бл-бл-бл

Индюк болбочет

7.Пальчиковая гимнастика Игра “Кто как голос подаёт?”

8.Дидактическая игра «На птичьем дворе»

- Давайте расставим фигурки птиц на птичьем дворе.
- Посадите уточку в воду.
- Посадите петушка на забор.
- Посадите курочку под забор.
- Посадите гуся возле кормушки.
- Посадите индюка между забором и кормушкой.

Итог занятия: Где мы с вами побывали? (На птичьем дворе)

Какие там живут птицы? (Петух, утка, гусь, курица, индюк)

Какие это птицы? (Домашние)

Почему человек о них заботится? (Птицы приносят пользу человеку).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя