Звукоподражание — это первый шаг к речи.
Учитель-логопед Самодурова А.А.
КГБОУ «Красноярская школа №4»
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих различными заболеваниями, повлекших за собой интеллектуальные и речевые нарушения. Как правило, речь таких детей характеризуется нечетким и нестабильным звуковым оформлением. Они владеют артикуляцией самых простых звуков, которые заменяют все остальные. Как правило, это неговорящие дети, произносящие лишь отдельные аморфные слова – корни. Их речевая подражательная деятельность либо совсем отсутствует, либо реализуется в слоговых комплексах. Опоздание с коррекционной помощью таким, детям часто приводит к появлению вторичных нарушений в развитии познавательных психических процессов и несформированности коммуникативных навыков.
Логопедическая работа с неговорящими детьми требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении образовательных технологий.
Обучение же активной речи мы начинаем с имитации "криков животных" (звукоподражаний). Почему мы выбрали такой путь? Издавна наши мамы и бабушки использовали в общении с малышами звукоподражания, видимо, интуитивно чувствуя, что ребенку легче понять и сказать именно эти слова. Употребление звукоподражаний в качестве слов-замен позволяет сократить до минимума опускание, перестановку звуков, слогов, приблизив, таким образом, слово к нормативному звучанию.
Главная цель – сформировать у ребёнка речевое подражание. Это одно из главных условий, благодаря которому у ребёнка развивается речь. Речевое подражание – воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз.
Подражание – один из основных способов усвоения общественного опыта маленьким ребенком. Путем подражания он осваивает бытовые и игровые навыки, овладевает речью. Но само подражание складывается у ребенка не сразу, оно требует обучающего воздействия со стороны взрослого, тем более у ребенка с нарушениями развития.
Первый шаг коррекционной работы с неговорящим ребенком с умеренной умственной отсталостью – развитие произвольного внимания. Важно, чтобы ребенок нас «увидел», «услышал», привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Поэтому начинается работа с развития подражательной способности ребенка. Нужно научить его подражать действиям с предметами (мячом, кубиками и пр.), движениям рук, ног, головы. Это основа для перехода к подражанию артикуляционным движениям, звукам, словам.
Главная цель – сформировать у ребёнка речевое подражание. Это одно из главных условий, благодаря которому у ребёнка развивается речь. В работе с неговорящими детьми не рекомендуется перегружать их пассивный словарь словами с отвлеченным значением или обобщающими словами. Материалом для проведения занятий могут быть игрушки, предметы домашнего обихода, одежда, посуда, пища…
Вызывать речевое подражание при чтении хорошо знакомых сказок: «Курочка–Ряба», «Теремок», «Репка», сказки Сутеева и т.д. Их нужно не читать, а рассказывать своими словами, эмоционально, добавляя возгласы и реплики в диалог героев. Можно разыгрывать эти сказки с помощью фигурок настольного театра. Например, при разыгрывании сказки «Репка» взрослый изображает сам и вместе с ребёнком, как дед тянет репу. Тянет-потянет, тянет-потянет, не получается, давай бабку звать: Бабка, иди сюда! Будем репу тащить! Кто это идёт? Бабка идёт, давай репку тащить, по-мо-ги! и т.д.
Последовательность работы по развитию понимания речи будет следующей:
-
показать те предметы, действия той ситуации, в которой ребенок находится;
-
расширять пассивный словарь с помощью предметных картинок;
-
научить детей ориентироваться в названиях;
-
научить детей понимать вопросы где? куда? откуда?, выясняющие местонахождение предметов;
-
научить детей понимать вопросы, которые помогают выяснить, в интересах кого совершается действие (Кому мама надевает шапку?);
-
научить детей понимать вопросы что? кого? чем?;
-
научить детей понимать вопросы, поставленные к сюжетам картинок;
-
научить детей раскладывать картинки или игрушки в названной последовательности;
-
научить детей выполнять действия без предмета в определенной последовательности (сядь – встань – попрыгай).
Сначала это похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Чтобы общение ребенка со взрослым не напоминало игру в «попугайчиков», важно помнить, что речь нужно активировать в практической деятельности ребёнка, в игре. При этом важен эмоциональный контакт, положительная мотивация, устойчивое внимание ребенка.
Чтобы развить речевое подражание, необходимо начать с развития подражания вообще: "Сделай, как я". Для развития подражательных способностей нужно ежедневно заниматься пальчиковыми играми.
Этапы развития речевого подражания:
-
Повторение отдельных звуков, которые несут смысловую нагрузку, в игре.
-
Повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-слоги, имеющие определённый смысл, это подражания голосам животных — му, гав, ква, мяу и т. д.;
-
Подражания звукам детских музыкальных инструментов — динь-динь, бом-бом, ду-ду и т. д.;
-
Подражания транспортным шумам — ту-ту, би-би и т. д.;
-
Повторение слов. Сначала это простые короткие слова — мама, папа, киса, дай, на, и т.д.
-
Особое внимание необходимо уделить усвоению ребенком слов-действий (глаголов), так как они играют ключевую роль в процессе развития детской речи: чем больше слов-названий действий в речи ребенка, тем выше уровень его развития!
-
Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов (на начальном этапе — 2-3 слова). Например: Где папа? Там киса. Вот ложка.
-
Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении.
Развитие импрессивной и экспресснвной речи
Задачи: развитие понимания ситуативной и бытовой речи, формирование первичных коммуникативных навыков и лексики на звукоподражании и звукосочетаний, имитирующих неречевые комплексы звуков восклицания: крики птиц и голоса животных, слов, обозначающих наиболее употребляемые предметы и простые действия, стимулируя простые виды коммуникативной речи.
Приёмы
-
узнавание предметов по их названию (игрушки, части тела, одежда, животные),
-
показ предметов по их признакам;
-
показ картинок с изображением предметов, относящихся к определенным категориям;
-
выполнение по инструкции действий со знакомыми предметами;
-
выполнение вербальных инструкций с адекватным использованием звукоподражаний;
-
побуждение к высказыванию эмоциональных восклицаний, просьб, развитие непроизвольного подражания;
-
различение звукоподражаний с опорой на зрительное восприятие, соотнесение игрушек (картинок) с сопряженным отраженным и произвольным звукоподражанием;
-
автоматизация отдельных штампов кoммуникативной, побудительной и вопросительной речи (дай, на, кто, иди);
-
узнавание предмета по словесному описанию;
-
выработка обобщенных понятий.
Положив в основу начала работы с неговорящими детьми методику использования звукоподражаний, мы можем говорить о достижении следующих результатов:
1. Создание более естественной мотивации для использования собственной экспрессивной речи ребенком.
2. Воспитание правильного звукопроизношения.
3. Обеспечение основы для построения фразы.
4. Картинки с изображением слов-звукоподражаний позволяют упростить и ускорить первичное обследование ребенка, сделать предварительный прогноз относительно будущего развития малыша, частично наметить коррекционную работу.
5. Овладение звукоподражаниями — помощь в обучении чтению.
Bключение методики овладения звукоподражаниями в работу по развитию речи детей в предречевой или начальный речевой периоды способствует профилактике нарушений звукопроизношения, позволяет ребенку быстрее освоиться в системе родного языка.
Пример занятий на звукоподражание с неговорящими детьми.
Занятие по Альтернативной коммуникации для неговорящих детей
1 класса по ФГОС
Тема: Звукоподражания «АУ», «УА».
Цель. -Закрепить навыки правильного произношения звуков [А], [У].
-Учить выделять звуки [У], [А] из ряда гласных.
-Развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление.
Оборудование:
Сюжетные картинки «Заблудились в лесу», «Укачиваем малыша»; карточки с буквами «У», «А» (из азбуки); палочки;
Ход занятия.
I Организационный момент. Звенит звонок, начинается урок.
II Артикуляционная гимнастика
Артикуляционные упражнения на звук [А]. | «Бегемот» - Широко открывать и закрывать рот: «Широко откроем ротик, как голодный бегемотик» | |
Взять куклу, качать её и говорить: « А – А –А». Мама качает малыша: «А-А-А». | |
Артикуляционные упражнения на звук [У]. | Положите на ладонь кусочек ваты. Ребёнок дует на вату, чтобы она улетела. | |
«Слоник» - Подражаю я слону, губы хоботком тяну. Плотно сомкнуть зубы, губы вытянуть «хоботочком» вперёд. | |
Волк воет на луну: « У-У-У». | |
III Сравнение букв А – У
– Вы потрудились, и пальчики устали, давайте их разомнем.
Нарисуйте в воздухе букву «У», «А»; сделайте упражнение «Кольцо-кулак» (показ логопеда).Выкладывание букв «У», «А» из палочек. Письмо букв на манке.
IV Чтение слогов «АУ», «УА»
-
– Посмотрите, какие буквы у нас на доске, давайте почитаем буквы.
– Сколько здесь букв? Какая первая буква? Какая вторая?
–
Что получается? (слог)
– Когда кричат «АУ»? (выставить картинку)
– Кто кричит «УА»? (рассматриваем картинку).
(Читаем всегда слева направо.)
V Упражнение 1
И
спользуя сюрпризный момент (из кукольного домика, одновременно со звуковым сигналом - звуком колокольчика), взрослый показывает игрушку - пупсика, называя ее: «Это малыш. Малыш плачет: «Уа-уа!»; побуждает ребенка к произнесению звукоподражания и игровым действиям с игрушкой (покачать).
Плачет Ванечка в пеленках,
О
н кричит – УА-УА!
Хочет маленький ребенок,
Чтобы мама подошла.
Упражнение 2 Игра в прятки.
Ребёнок прячется, а взрослый ищет, произнося при этом Ау!
VI Итог занятия, оценка детей.
– Ребята, вспомните, о каких буковках мы говорили на занятии?
– Каким цветом обозначаем эти буквы?
Занятие по логопедической коррекции для детей с умеренной умственной отсталостью во 2 классе, занимающихся по ФГОС.
Тема: «Путешествие на птичий двор»
Цель: Обобщить представление детей о домашних птицах и их птенцах
Задачи:
Образовательные:
-уточнить и расширить словарь детей по теме домашние птицы; активизировать речевое подражание; координировать речь с движением;
-обобщить представления детей о среде обитания домашних птиц.
Развивающие:вырабатывать правильный речевой выдох при звукоподрожаниях в словах;
Воспитательные: формировать заботливое отношение к птицам,
Оборудование: перышко, игрушки (утка, утята, курица, петух, цыплята, гусь-гусята), картинка «Птичий двор», фонограмма голосов птиц, презентация по теме.
Словарная работа: птичий двор, крякает, кукарекает, гогочет, большие крылья, гребешок, большой – маленький (гусь-утка), длинная-короткая (шея)и т.д.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Сюрпризный момент «Кто спрятался?»
Дети отыскивают в емкости с крупой пластиковые игрушки птиц: петух, курица, гусь, утка. Дети называют свою птицу, если не могут сами, называет взрослый и просит ребенка повторить. Как можно назвать их одним словом? (Птицы)
2. Сообщение темы занятия. Сегодня мы с вами проведём экскурсию на птичий двор. А кто живёт на птичьем дворе? (Домашние птицы)
А как нам попасть на птичий двор?
Ребята, у меня есть волшебное перышко. Стоит на него подуть и оно укажет,
в какую сторону идти. Давайте на него подуем. И посмотрим, куда оно полетит? Куда оно нас приведет?
Раз, два, три - перышко лети-и-и. (1-3 раза дуть)
Куда мы пришли? Как вы думаете? (на птичий двор)
Мы пришли на птичий двор. (дети садятся на стульчики, а на столе макет с птичьим двором)
Кто живет на птичьем дворе? (утки, гуси, куры, петух, индюк)
А как их можно назвать одним словом? (птицы)
Какие птицы? (домашние)
А почему домашние? (Потому что, человек кормит птиц, заботится о них)
Почему человек о них заботится? (Потому что, они ему приносят пользу)
Какую пользу они приносят? (яйца, перо, мясо)
3. Просмотр презентации домашние птицы со звуковым сопровождением: «Кто спрятался?»
4.Д/и «Назови птенцов» Ребята у домашних птиц есть птенцы? (Да)
У курицы … (цыплята)
У утки… (утята)
У гусыни… (гусята)
У индюшки… (индюшата)
Взрослые птицы большие, а птенцы? (маленькие, пушистые).
Нас кто – то приглашает поиграть? (Это курочка с вами хочет поиграть)
5. Физминутка: Игра-инсценировка по музыку песни «Вышла курочка гулять»
Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать (машут руками-крыльями)
А за ней ребятки - жёлтые цыплятки. (идут за курочкой)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко. Не ходите далеко! (грозят пальчиком)
Лапками гребите (загребают ручками)
Зернышки ищите (клюют пальчиками зернышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка. (показывают, какой толстый жук)
Выпили водицы Полное корытце.» (показывают, как черпают воду и пьют)
6. ФОНОГРАММА голоса домашних птиц.
Д/и «Волшебное превращение»
Сейчас мы с вами превратимся в петушков, что же надо нам сделать?
Закричать Ку-ка-ре-ку! (кукарекаем)
А теперь мы утята- (кря-кря-кря)
А теперь гусята (га-га-га)
А теперь индюшата (бал-бал-бал- языком по верхней губе)
А теперь цыплята (пи-пи-пи)
Ку-ка-ре-ку | Петух кукарекает | |
Ко-ко-ко | Кудахчет | |
Пи-пи-пи | Цыплёнок пищит | |
Кря-кря-кря | Утка крякает | |
Га-га-га | Гусь гогочет | |
Бл-бл-бл | Индюк болбочет | |
7.Пальчиковая гимнастика Игра “Кто как голос подаёт?”
8.Дидактическая игра «На птичьем дворе»
- Давайте расставим фигурки птиц на птичьем дворе.
- Посадите уточку в воду.
- Посадите петушка на забор.
- Посадите курочку под забор.
- Посадите гуся возле кормушки.
- Посадите индюка между забором и кормушкой.
Итог занятия: Где мы с вами побывали? (На птичьем дворе)
Какие там живут птицы? (Петух, утка, гусь, курица, индюк)
Какие это птицы? (Домашние)
Почему человек о них заботится? (Птицы приносят пользу человеку).