Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа для детей с ОВЗ №7»
г.Курчатов, Россия.
СТАТЬЯ
Тема: «Роль образовательного учреждения в социализации детей с ОВЗ»
Выполнила:
Учитель начальных классов
Лапковская И.Г.
Курчатов
2025
Дети и подростки, воспитывающиеся в коррекционной школе обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов. Воспитанники школы для детей с ОВЗ испытывают трудности при формировании системы ценностных ориентаций, профессиональном и личностном самоопределении, установлении эмоциональных связей с другими людьми, овладение досуговой, общественной, бытовой деятельностью.
Исходя из актуальности, целью работы школы является создание для детей специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития и, в конечном счете, - социальную адаптацию.
В образовательном учреждении развитие социальных навыков детей с ОВЗ должно решаться путем определенного построения учебно-воспитательного процесса, в котором выделяется два основных направления:
1. Предметно-профессиональная адаптация, направленная на овладение трудовыми навыками;
2. Социально-психологическая адаптация, которая предполагает включение в межличностные отношения.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение города Курчатова Курской области « Школа для детей с ОВЗ №7» обучает детей, имеющих нарушения различного генеза. Процесс обучения и воспитания социализации в нашем учреждении осуществляется с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности школьников.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья - актуальная проблема для нашей школы. Успешность включения ребёнка с особыми образовательными потребностями в общество определяется многими факторами: организацией образовательного процесса, условиями обучения, воспитания, компетентностью педагогов, социальным окружением. Процесс социализации предполагает решение трех главных проблем в обучении и воспитании ребенка: развитие его личности и межличностного общения; подготовку к самостоятельной жизни; профессиональную подготовку.
Школа готовит обучающихся, воспитанников к самостоятельной жизни и труду, даёт им определённый объём знаний и умений в рамках образовательных программ. У детей формируются необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Предпосылкой для положительной социальной адаптации воспитанников школы является плодотворное заполнение внеурочной деятельности, организация полезного досуга. Одна из главных задач, стоящих перед нашим учреждением - создание учебно-воспитательного пространства для реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование и творческое развитие, следствием которых является их успешная интеграция и социализация в современное общество.
Творческие способности ребенка подчас трудно разглядеть невооруженным глазом. Наш педагогический коллектив работает над выявлением и развитием творческих способностей каждого воспитанника уже с первых дней его появления в школе. На базе школы функционирует множество кружков и спортивных секций, по направленностям, имеющим связь с профессиональными профилями, спортивного, творческого направления. Занятия в кружках способствуют выявлению и раскрытию творческого потенциала воспитанников, познанию их собственного «Я», дают им возможность реализовать свои способности и таланты, позитивно заполнять свободное от учебы время, более уверенно чувствовать себя среди сверстников, а, значит, способствуют их более успешной социализации.
Танцевальная студия «До, ре, ми» функционирует в нашей школе более трёх лет. Воспитанники студии принимают участие в фестивалях, смотрах, концертах различных уровней наравне с обучающимися других школ. Руководитель танцевального коллектива организовала для воспитанников атмосферу сплочённого и единого коллектива, основанного на взаимоподержке и общих интересов. В связи с этим, дети идут на занятия с удовольствием, тем самым больше вливаются в социум. Коллектив принимал участие в различных смотрах и конкурсах, завоёвывая призовые места. Воспитанники коллектива награждены благодарственными письмами и грамотами. Включение детей в творческую деятельность снимает присущие детям с ОВЗ, скованность, неуверенность, напряжённость, или, наоборот, агрессивность. Создание вокруг детей творческой атмосферы вызывает у них чувство удовольствия и побуждает к общению. Представленный опыт является примером успешной социализации детей с ОВЗ через творческую деятельность.
Спортивное направление представлено такими секциями: волейбол, баскетбол, флорбол, бочче. Цирковой студией « Надежда». Воспитанники спортивных секций принимают участие в соревнованиях и олимпиадах различного уровня. Выпускники школы и обучающиеся выпускных и предвыпускных классов являются действующими игроками сборной команды нашей школы. Неоднократно принимали участие в Всероссийских и соревнованиях и занимали призовые места.
В рамках дополнительного образования функционируют кружки, «Умелые руки» и «Хозяюшка», «Цветоводы» которые являются курсами предпрофильной подготовки и дают первые знания по таким профессиям как озеленитель, и другим, связанных с этой сферой.
В среднем школьном возрасте одним из основных предметов, на котором решаются социальные задачи, является СБО — социально-бытовая ориентировка. Это специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития. Обучающиеся получают умения в области организации питания, ухода за телом, жилищем, одеждой, обувью, комнатными растениями и т.д.; формируются экономико-бытовые навыки, умение планировать бюджет семьи; ориентироваться в услугах различных предприятий и учреждений; формируются навыки культурного поведения, умения общаться с окружающими. Уроки социально-бытовой ориентировки очень важны, они носят практический характер. Умения, которые дети приобретают на занятиях, они с успехом применяют дома.
Театральная студия «В гостях у сказки» является одной из ассистивных технологий, используемых при работе с обучающимися с ОВЗ. Театр дает возможность комплексной коррекции эмоционально-волевого развития школьников с нарушением различного генеза посредством ассистивной технологии сопровождения. Сверхзадача школьного театра заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребенка с ОВЗ с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных конфликтов. В рамках работы театра воспитанники готовят большие праздники-спектакли к праздникам Рождества, Пасхи.
Интеллектуальная составляющая является важной для успешной социализации обучающихся с ОВЗ. Воспитанники школы принимают активное участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях как городского, областного, так и других уровней. Обучающиеся являются постоянными участниками Областного фестиваля «Мы можем всё». Одна из важнейших задач по социализации, стоящих перед школой - это профориентационная работа и трудоустройство выпускников. Безусловно, не все дети с проблемами в развитии могут успешно интегрироваться в социум, поэтому мы считаем главной задачей для себя - работать в содружестве с общественными организациями, организовывать встречи с интересными людьми, проводить экскурсии. Выпускники нашей школы успешно продолжают обучение в профессиональных учебных заведениях.
Заключение.
Проблема социализации ребёнка с ОВЗ напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности. Если в результате социализации у детей будут сформированы навыки продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, значит, мы достигли главной цели: адаптации их к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и нестабильном мире.
При работе над материалом работы были выявлены проблемы социализации, дано определение понятию «социализация детей с ограниченными возможностями», а так же сделан ряд выводов:
1) социализация детей с ограниченными возможностями заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе. Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», для чего прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных учреждениях для социальной адаптации детей;
2) основная проблема социализации это отклонения в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, в формировании общепринятых норм поведения;
3) в процессе социализации ребенок приобретает качества, необходимые для жизни в современном обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. При этом сам активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций;
4) у детей с ограниченными возможностями, в процессе социализации необходимо формировать целый ряд личностных особенностей, при соблюдении определённых условий дети с проблемами по здоровью становятся полноценными членами общества;
5) основные задачи социализации заключаются в формировании ценностей и общепринятых норм поведения необходимые для жизни в обществе, коммуникативной и социальной компетентности.
Таким образом, проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья связана с социально-психологическими и психолого-педагогическими факторами. Социально-педагогическая сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности.
Список литературы:
Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник. – М., 2003.
Апиш М. Н. Проблемы и особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях начальной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 37. – С. 196–200. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95662.htm.
Астапов В.М., Лебединская О.И, Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями.// Детский практический психолог.2005№ 7.
Выготский Л.С. Основы дефектологии/ Л.С. Выготский. – Спб., 2003. 656с
Елисеева Ю. Н. Особенности социализации детей школьного возраста с ОВЗ // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 959-964. — URL https://moluch.ru/archive/107/25474/
Зыкова В.К. Социально-бытовая ориентировка /В.К Зыкова - М.:ВЛАДОС.2014 - 198 с.
Кузнецова, Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. и др. Основы специальной психологии: учеб. пособие /Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Мудрик, А. В. Социализация человека. / А. В. Мудрик. — М.: Академия, 2005.
Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А.И. Дьячкова; Академия пед. Наук. - М.: Просвещение, 2012 - 387 с.
Ратнер, Ф. Л., Юсупова, А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. / Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупова М.: ВЛАДОС, 2009.
Шутова И. П., Антипова О. В. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования // Молодой ученый. — 2016. — №6.2. — С. 126-128. — URL https://moluch.ru/archive/110/27162/
Щербакова, А. М. Воспитание ребенка с нарушениями развития / А. М. Щербакова. — М.: Изд-во НЦ ЭМАС, 2002. — 40 с.