Почему я учитель.
Реальную возможность заглянуть за ширму социальных установок, проникнуть в потаенные уголки своего сознания, почувствовать свою личностную неповторимость, окунуться в пространство собственного « я», научиться жить в социуме, любить, творить, все это дает человеку Учитель.
Меняется время, меняется школа, но дети всегда остаются детьми, а учитель всегда остается учителем. Учитель и ученик, они по-прежнему нужны друг другу, нужны, как и раньше, как и много лет назад. В этом и заключается главный смысл моего выбора, выбора стать и состояться как учитель.
Педагог К.Д.Ушинский говорил: « Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет». Я счастлива в своей профессии, потому что понимаю свою нужность и востребованность.
Каково оно мое учительское счастье?
Во-первых: настоящий подлинный учитель стремится раскрыть потенциал своих воспитанников. Он, как садовник выращивает цветок, создает необходимые для развития условия, но не вмешивается в его природу, в его естественный рост. Садовник - выправляющий, предупреждающий.
Во-вторых: для меня важно помочь ребенку развить, осознать и принять свои чувства и мысли. Учитель, фасилитатор, поддерживающий и обучающий детей, как пользоваться новыми открытиями в себе, как развить их в человеческую сторону.
В-третьих: знания, которые дают учителя своим ученикам, должны стать личностно-значимыми. Мы, учителя можем и обязаны предоставить ученику право мыслить самостоятельно. Предоставлять ему инициативу в решении задач, но и возлагать ответственность за их выполнение. Ведь познать можно только то, что сам делаешь, прослеживаешь, пропускаешь через себя, свой опыт.
Меня как-то спросили: « А чем ты можешь быть интересной как личность своим ученикам? Что есть в тебе такое, что может заинтересовать других?»
Учитель способен донести что-либо детям только в том случае, если будет им интересен: как личность, своим отношением к предмету, общей культурой, уважением к индивидуальности ребенка. Ведь мы учим в большей степени не предмету, мы учим общей культуре, причем собой, своей непохожестью на других. А отсюда одних принимают, а других нет. К одним тянутся, а от других бегут. Мои усилия станутся малоэффективными, если я буду скрыта маской, внешне выражать одно, в то время как внутри чувствовать совершенно другое. Если ты хочешь узнать что-либо о внутреннем мире другого человека, сперва открой свой. Если же этого нет, то никакие знания, методики не сделают « ножку маленькой, а сердце большим».
« Начни с себя» - вот фраза, которую должен повторять педагог, требуя чего-либо от ученика.
Многих учителей можно сравнить с почтальоном, которому поручено отнести почту ( знания) и разложить ее в ящики( головы). Почтальон знает адресата, но интересуют ли его проблемы того, кому он несет письмо? В большинстве случаев его может интересовать момент выполнения, организации процесса доставки, дом, внешнее состояние почтового ящика. Но что там внутри этого дома, его мало интересует. Так не должно быть! Учитель ( почтальон) должен уметь увидеть внутреннюю сторону.
Я думаю, что для преподавателя сейчас важно не столько научить ученика (это безусловно, обязательная задача педагога), сколько помочь ему, в первую очередь, найти за период обучения СЕБЯ. Научить вовремя понять, что он из себя представляет. Это значит предупредить множество ошибок.
Я счастлива, если могу помочь детям сохранить чистоту, влюбленность в мир, любопытство, звонкий смех, открытость души. Помочь им открыть и развить свои способности, творческие силы, чтобы создавать разноцветные картинки своей души, дополнять и совершенствовать их до бесконечности. Стать ЧЕЛОВЕКОМ, ЛИЧНОСТЬЮ, ГРАЖДАНИНОМ,- в этом, на мой взгляд и состоит МОЕ учительское счастье!
В другом я себя не представляю. И еще, за многие годы работы в школе, я поняла, что еще надо уметь прислушиваться к нашим детям, они, даже и не осознавая этого, во многом мудрее нас, взрослых.