МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСОЧИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
АЗОВСКОГО РАЙОНА
(МБОУ Высочинская ООШ Азовского района)
«Синквейн на уроках географии»
2019 год
«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь».
(Конфуций)
В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным.
По мнению российских педагогов, характерными особенностями критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений. Критическое мышление – это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление иногда называют направленным мышлением, поскольку оно направлено на получение желаемого результата.
Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).
Актуальностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.
Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.
Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.
На стадии рефлексии таблицы, схемы становятся основой для дальнейшей работы: обмена мнениями, синквейном,эссе, исследований, дискуссий и т.д
Знакомство с синквейном проводится так:
Объясняют правила написания синквейна;
В качестве примера приводятся несколько синквейнов;
Задается тема синквейна;
Фиксируется время на данный вид работы;
Заслушивают варианты синквейнов по желанию учеников.
Что такое синквейн?
Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк: короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), которое пишется по определённым правилам.Синквейниспользуется для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.
Правила написания синквейна:
1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема (обычно существительное);
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия) - описание темы (слова можно соединять союзами и предлогами);
3 строчка – три слова (глаголы): действия, относящиеся к теме;
4 строчка – четыре слова – фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке;
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.
=
С точки зрения педагогики процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трёх основных образовательных подходов: информационного, деятельностного и личностно-ориентированного.
Чем разнообразнее формы и методы работы, тем больше шансов, что мы вместе с учениками будем получать большее удовлетворение от процесса обучения и от его результатов. Применение приёмов технологии критического мышления, в данном случае – синквейнов, позволяет увидеть, как меняются мотивация и образовательный настрой учащихся, уровень их развития. На таких уроках каждый ребёнок будет иметь реальную возможность стать успешным, почувствовать радость процесса познания.
Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.
Приложения
Памятка по написанию синквейна В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умения находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать всё это в кратких выражениях. Правила написания синквейна первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна; вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; четвёртая строка - фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой. пятая строка - слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, выражает личное отношение пишущего к теме. Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску. | Памятка по написанию синквейна В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умения находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать всё это в кратких выражениях. Правила написания синквейна первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна; вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; четвёртая строка - фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой. пятая строка - слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, выражает личное отношение пишущего к теме. Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску. |
Памятка по написанию синквейна В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умения находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать всё это в кратких выражениях. Правила написания синквейна первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна; вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; четвёртая строка - фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой. пятая строка - слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы,, выражает личное отношение пишущего к теме. Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску | Памятка по написанию синквейна В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умения находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать всё это в кратких выражениях. Правила написания синквейна первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна; вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; четвёртая строка - фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой. пятая строка - слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, выражает личное отношение пишущего к теме. Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску. |
Примеры синквейна:
Колумб, Лживый, бездушный, Командовал, торговал, обогащался. Делал все для достижения цели. Авантюрист. | Колумб, Смелый, настойчивый, Открывал, торговал, обогащал. Воссоединил мир и потряс человечество. Герой | Африка Красивая, большая. Удивляет, покоряет, Мне необходимы знания о ней. Материк. |
Муссон Летний, зимний Освежает, бодрит, увлажняет. Бывает, опасен для человека. Ветер. | Масштаб Линейный, численный Показывает, уменьшает, увеличивает. Необходим при работе с планом Величина. | Океан Большой, огромный. Бурлит, штормит, бушует. Влияет на климат планеты. Часть гидросферы. |
Климат Континентальный, морской. Влияет, формирует, Медленно меняется. Режим погоды. | План Большой, красивый Показывает, помогает, Используется в хозяйстве города. Чертеж. | Почва Глинистая или песчаная Чернеет, краснеет, вымывается В ней главное для человека – перегной Кормилица |
Река Равнинная, горная Течёт, шумит, несёт Река – объект неживой природы Течение | Атомная энергия Полезная, необходимая Лечит, помогает, спасет Необходима, так как является одним из альтернативных источников энергии на земле Жизнь | Атомная энергия Смертельная, опасная, Разрушает, калечит, загрязняет Угроза жизни на земле Смерть |
Такие синквейны (география, 5 класс):
Глобус | Географическая карта | Масштаб |
Круглый, уменьшенный | Плоская, уменьшенная | Линейный, численный |
Вращать, измерять, рассматривать | Изучать, измерять, находить | Измерять, уменьшать, изображать |
Глобус похож на Землю. | Уметь пользоваться географической картой. | Масштаб нужен всем картам. |
Модель | Изображение | Дробь |
6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
Река | Япония | Население | Урал |
Равнинная, горная | Маленькая, островная | Многонациональное, религиозное | Славный, опорный |
Углубляет, расширяет, течет | Производит, любуется, трясет | Переезжает, уменьшается, увеличивается | Добывает, перерабатывает, производит |
Зависят от климата, рельефа. | Япония – страна восходящего солнца | Различается по языкам, культурой. | Крупная металлургическая база страны |
Поток | Архипелаг | Народ | Защитник |
Барометр | Сейсмограф | Кряж |
Точный, чувствительный | Чувствительный, записывающий | Вытянутый, приподнятый |
Показывает, повышается, понижается | Пишет, показывает, предупреждает | Разрушается, возвышается, размывается |
Показывает точное атмосферное давление | Записывает колебания земной коры. | Гряды холмов, низких гор. |
Прибор | Прибор | Возвышенность |
Горы | Почва | Вулкан |
Низкие, высокие | Плодородная, структурная | Действующие, потухшие |
Растут, разрушаются, возвышаются. | Накапливается, удобряется, разрушается. | Растет, извергается, взрывается. |
Образуются на стыке плит. | Почва – особое природное образование. | Выбрасывают лаву, газы, пепел. |
Рельеф | Кормилица | Гора |
Ветер | Азимут |
Ураганный, переменчивый | Точный, градусный |
Дует, меняется, поднимается. | Указывает, направляет, определяет. |
Разность в атмосферном давлении. | Направление на север и предмет. |
Движение | Угол |
Машиностроение | Рельеф |
Металлоемкое, наукоемкое, трудоемкое. | Разнообразный, расчлененный, горный, равнинный. |
Механизирует, автоматизирует. | Изменяется, разрушается, поднимается. |
Может размещаться повсеместно, учитываются факторы. | Зависит от строения земной коры. |
Техника | Неровности земной поверхности |
Гидросфера | Литосфера |
Водная, огромная, необходимая | Твердая, каменная, мощная (тонкая). |
Испаряется, замерзает, движется. | Движется, поднимается, опускается. |
Образует Мировой океан. | Земная кора и верхняя мантия. |
Слой (Оболочка) | Оболочка |