СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: "Современная образовательная система"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создавая образовательную систему, педагог пребывает на грани культуры и педагогики. С точки зрения культуры, педагог, организующий образовательную систему, функционирует, т.е. исполняет свои обязанности перед культурой, играет роль, которую он сам избирает соответственно своему профессиональному статусу, уровню личностной культуры, интересу к жизни и целому ряду других факторов. Образовательная система, которая создается лично педагогом, может быть интересна только ему самому. Чем меньше в ней от педагога и чем больше от культуры, тем ценнее система для педагогики. Педагог-организатор действует от имени и по поручению культуры.

Просмотр содержимого документа
«Статья: "Современная образовательная система"»

Современная образовательная система


Создавая образовательную систему, педагог пребывает на грани культуры и педагогики. С точки зрения культуры, педагог, организующий образовательную систему, функционирует, т.е. исполняет свои обязанности перед культурой, играет роль, которую он сам избирает соответственно своему профессиональному статусу, уровню личностной культуры, интересу к жизни и целому ряду других факторов. Образовательная система, которая создается лично педагогом, может быть интересна только ему самому. Чем меньше в ней от педагога и чем больше от культуры, тем ценнее система для педагогики. Педагог-организатор действует от имени и по поручению культуры. Деятельность по организации образовательных систем с самого начала мотивирована необходимостью исполнения культурой своих жизненно важных функций - в первую очередь потребностью в воспроизводстве и развитии. Педагог функционирует в культуре. Обеспечивая передачу знаний от поколения к поколению, он хранит культуру, а, создавая новые образовательные системы, он вносит существенный вклад в ее развитие. Деятельность педагога по созданию образовательной системы в основном определяется тремя известными нам принципами интеграции и дифференциации, антропоцентризма, культуросообразности. Эти принципы интеграции образования могут быть названы также общепедагогическими принципами на том основании, что они предопределяют образовательную систему в целом, составляют ее начало, следовательно, и начало тех процессов обучения и воспитания, которые реально осуществляются в пределах образовательной системы. Само существование педагогических принципов определяется наличием определенной дистанции между педагогом и создаваемой им образовательной системой.

В современных условиях функционирования образовательных систем «свободное педагогическое конструирование» зачастую заканчивается переводом какого-то конгломерата существующей информации в дидактический материал, даже без попыток высветить в нем культурологической составляющей. Исходя их этого, педагогическая практика сегодняшнего дня остро нуждается в создании механизма управления отдельными компонентами и, в целом всей образовательной системой. С нашей точки зрения, таким механизмом (управленческим ядром) может стать дидактический комплекс, как целостная система нормативно-регламентирующих, научно-методических, учебно-методических, учебных и иных материалов, структурно-объединяющих и управляющих функционированием всех составляющих образовательной системы. Стержнем концептуально исследуемой и создаваемой нами на основе дидактических комплексов модели естественнонаучного образования в вузе является интенсивно самообучающийся и профессионально самоопределяющийся студент.

В качестве главной тенденции развития современного образования сегодня выступает стремление людей к рациональному, которое может явиться важнейшим фактором выживания человечества. Система образования, в основе которой лежит принцип воспитания человека ответственного, способного руководствоваться не примитивным рассудком, а общим благом, - это такая сложная система, которая реагирует на внешние воздействия иначе, чем ожидает интуиция человека, основанная на общении с достаточно простыми системами. Поэтому в управлении образовательной системой весьма опасно полагаться на интуицию и аналогии. Рациональные основы управления устранить невозможно, да и нет необходимости делать это. Любые инновационные проекты оказываются дополнительными рациональным основаниям образования, поскольку логика, рациональность есть магистральный путь его развития. Во все эпохи образование поддерживало, производило и воспроизводило логический строй мышления, оттачивало логику движения мысли. И в этой функции никакие иные социальные институты не заменят образование. Без воссоздания «языка» логики невозможна непрерывность социокультурного процесса, человеческого взаимопонимания. Управление в сфере образования, как и в любой иной социальной сфере, включает планирование, организацию, социальный контроль, а также стимулирование тех процессов, которые отвечают интересам развития личности и ее свободы. При этом планирование, т. е. формирование критериев и показателей развития образовательной сферы, опирается на научное прогнозирование, которое, в свою очередь, нуждается в разработке методологии социального познания, имеющего дело с системами большой сложности.

Научно-обоснованное и эффективное управление образовательным процессом, как сложной, динамично развивающейся системой социальной деятельности, через организуемое адекватным образом коммуникативное пространство, в настоящее время выдвигается в число наиболее перспективных предметных областей теоретической социологии. Образовательная система не только представляет собой сложноорганизованное целое, но и обладает динамикой со свойственными ей процессами обратной связи.

Учет всего этого предполагает рассмотрение образования в связке с наукой и культурой, т. е. выход, в конечном счете, на формирование творческой личности, ориентированной на открытие и утверждение новых путей и методов в экономике, культуре, науке, просвещении, управлении, воспитании.

Таким образом, сущность и генезис проблем современного естественнонаучного образования и возникающих в системе образования противоречий, заключается в проникновении гуманистических начал в практику педагогической деятельности, которые в условиях необходимости интенсификации процессов обучения - учения могут утрачивать нравственно-ценностные составляющие, элиминировать герменевтическую сущность содержания учебных дисциплин. Возможный выход из создавшегося положения - это управление образовательной деятельностью посредством дидактических комплексов, позволяющих обучающейся личности самореализоваться в конкретной учебной дисциплине и отработать профессиональные навыки будущей профессии.