СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Условия реализации инклюзивного образования в современных образовательных учреждениях.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ключевые слова: Инклюзивное образование; проблемное поле инклюзивного образования; толерантная социокультурная среда.

Аннотация: В статье рассматривается инклюзивное образование, как приоритетное направление учебно-воспитательной работы в учебных заведениях для развития образовательной системы.

Просмотр содержимого документа
«Условия реализации инклюзивного образования в современных образовательных учреждениях.»





УДК 378

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.

Ю.М. Удодов, преподаватель

Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова, Городовиковск (Россия)



Ключевые слова: Инклюзивное образование; проблемное поле инклюзивного образования; толерантная социокультурная среда.

Аннотация: В статье рассматривается инклюзивное образование, как приоритетное направление учебно-воспитательной работы в учебных заведениях для развития образовательной системы.



Действующее законодательство (Закон об образовании РФ и другие документы) позволяют осуществлять образование детей с ограниченными особенностями здоровья:

  • В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц. (№273-ФЗ ст.11 п.6);

  • Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.( №273-ФЗ ст.41 п.6);

  • Учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями; (№273-ФЗ ст. 48 п.6)

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. (№273-ФЗ ст.79. п. 3).

В Законе об образовании введены следующие понятия:

  • Инклюзивное образование ‒ обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

  • Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Термин «инклюзивное обучение» характеризует достаточно глубокие процессы: ребенку не просто предоставляется право посещать обычную школу, но для этого создается необходимая адаптированная образовательная среда и оказываются поддерживающие услуги. Полное включение означает, что все ученики независимо от вида, тяжести и характера нарушения развития обучаются в общеобразовательном классе, получая, если требуется, дополнительные услуги, извлекая пользу из совместного обучения со здоровыми сверстниками.

Инклюзивное образование носит стратегический, характер, затрагивающий всю систему образования, а не ее отдельные элементы на уровне учреждений, где вводится инклюзия. Главное отличие инклюзивного подхода от интегративного состоит в том, что в обычных школах меняется отношение к детям с ограниченными возможностями и их родителям. Идеология образования смещается в сторону гуманизации учебного процесса и усиления воспитательной направленности обучения для всех его участников.

Исследования специалистов Института проблем интегративного (инклюзивного) образования (г. Москва) позволили выделить условия, требующиеся для реализации инклюзии в России. Среди них:

  • необходимость системы сопровождения ребенка-инвалида во время урока и на перемене, предполагающая дополнительное привлечение специалистов (ассистента учителя, тьютора, логопеда);

  • проведение дополнительных занятий с детьми во внеурочное время, обеспечивающее сохранность интеллекта и учет особенностей восприятия преподаваемого материала;

  • наличие специального методического обеспечения деятельности учителя и специальных учебников и пособий для ученика;

  • целевое повышение квалификации педагогов.

Цель инклюзивного образования – предоставление права на образование обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ограниченными возможностями здоровья к образованию, обеспечение психолого-педагогической и социальной поддержки в социокультурном пространстве, социальная адаптация и интеграция

Основные элементы инклюзивного образования:

  • включение всех детей с различными возможностями в образовательную среду;

  • вариативность организационных форм обучения;

  • соблюдение необходимых пропорций при комплектовании инклюзивных групп;

  • возрастной подход в комплектовании инклюзивных групп;

  • ситуационно обусловленное взаимодействие и координация ресурсов и методов обучения;

  • децентрализованные модели обучения

Преимущества инклюзивного образования:

  • обучающиеся с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в инклюзивной среде;

  • в инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки коммуникации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • в инклюзивной среде у обучающихся с особенностями развития улучшаются навыки, связанные с усвоением основной образовательной программы и академические достижения;

  • социальное принятие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья группой сверстников.

Принципы инклюзивного образования:

  • ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

  • каждый человек способен чувствовать и думать;

  • каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

  • все люди нуждаются друг в друге;

  • подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

  • все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

  • для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

  • разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Условия реализации инклюзивного образования:

  • разработка локальных нормативных актов образовательных организаций, регламентирующих инклюзивное образование;

  • организация и ведение учета обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях;

  • подготовка педагогических работников к реализации программ инклюзивного образования;

  • наличие в штате образовательных организаций специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья;

  • разработка и реализация адаптивных образовательных программ и адаптивных учебно-методических комплексов;

  • использование дистанционных образовательных технологий;

  • организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;

  • формирование толерантной социокультурной среды;

  • использование при необходимости технических средств реабилитации.

Поэтапные задачи инклюзивного образования:

1. Определение основных структурных компонентов модели инклюзивного образования в образовательной организации:

  • противоречия образовательной системы между общественным характером образования и индивидуальном формой усвоения компетенции и социальных навыков;

  • между ориентацией педагога на работу с группой обучающихся и индивидуальном подходом к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;

  • между объективной оценкой результатов обучения и индивидуальным оцениванием достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по отношению к их достижениям;

  • между стандартизацией и регламентацией образовательного процесса и его адаптацией для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

2. Определение проблемного поля инклюзивного образования.

Составление «дорожной карты» оптимизации инклюзивного образования в образовательной организации.

Трудности в реализации инклюзивного образования.

1. Профориентационная работа:

  • использование тестовых методик в основной методологии профориентационной работы;

  • отсутствие достаточного количества модифицированных тестов для профориентационной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

  • низкий уровень мотивации к выбору профессиональной деятельности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

2. Развитие содержания инклюзивного образования:

  • отсутствие преемственности между СФГОС начального общего образования детей с ОВЗ и ФГОС основного общего и среднего общего образования;

  • трудности в продолжении образования лиц с ОВЗ, обусловленные разным уровнем образовательной подготовки;

  • недостаточная вариативность адаптивных профессиональных образовательных программ;

  • отсутствие программ адаптивных спецкурсов.

3. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса:

  • отсутствие учебно-методического обеспечения профессиональной деятельности учителя-дефектолога в профессиональных образовательных организациях;

  • отсутствие требований к разработке комплексных программ психолого-педагогического сопровождения.

4. Содействие трудоустройству

  • в большинстве случаев у выпускников с ограниченными возможностями здоровья не сформировано достаточное количество профессиональных компетенций для конкурентности на рынке труда;

  • низкий уровень мотивированности к профессиональной деятельности; проявление инфантильности со стороны выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

Пути оптимизации инклюзивного образования в образовательной организации.

  1. Взаимодействие образовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в определении требований к разработке и содержанию комплексных программ психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в части реализации принципа возрастного подхода, обеспечения преемственности в содержании этапов и направлений психолого-педагогического сопровождения.

  2. Проектирование толерантной социокультурной среды, взаимодействие в организации и проведении мероприятий для школьников и обучающихся профессиональных образовательных организаций с ограниченными возможностями здоровья, направленных на социальную адаптацию и интеграцию данной группы обучающихся.

  3. Создание условий для образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

  • наличие в штате профессиональных образовательных организаций специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение (психологов со специальным образованием, социальных педагогов, учителей-дефектологов, социальных педагогов, тьюторов, сурдопереводчиков);

  • подготовка педагогических кадров (разработка и реализация программ повышения квалификации);

  • наличие необходимых технических средств реабилитации;

  • развитие дистанционных образовательных технологий;

  • создание оборудованных учебных мест для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Содействие трудоустройству - разработка программ дополнительного образования, проведение тренингов по технологиям самостоятельного поиска работы, самопрезентации.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Приказ Минобрнауки от 19.12.2013г. №1367. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры.

2. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса.

3. Приказ Минобрнауки от 14.06.2013г. №464. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования.

4. Приказ Минобрнауки от 16.08.2013г. №30306. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования.

5. Инклюзивное образование: вчера, сегодня, завтра/Материалы конференции. – Самара: СООИ «Ассоциация Десница», 2007.

6. Перевозникова, И.В. Специальное образование в России: история, современность и правовые основы//Вестн. Томского гос. пед. ун-та. – 2012.- Вып.5(120).- С.103-109.

7. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. - М.: РООИ «Перспектива», 2009

8. Самсонова Е.В., Дмитриева Т.П., Хотылева Т.Ю. Основные педагогические технологии инклюзивного образования Педагогический университет «Первое сентября», 2013. — 36 c.



TERMS OF IMPLEMENTATION OF INCLUSIVE EDUCATION IN MODERN EDUCATIONAL INSTITUTIONS.

Yu.M. Udodov, teacher

Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikova,

Gorodovikovsk (Russia)



Keywords: Inclusive education; problem field of inclusive education; tolerant sociocultural environment.

Annotation: The article considers inclusive education as a priority direction of educational work in educational institutions for the development of the educational system.

5