УДК 378
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.
Ю.М. Удодов, преподаватель
Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова, Городовиковск (Россия)
Ключевые слова: Инклюзивное образование; проблемное поле инклюзивного образования; толерантная социокультурная среда.
Аннотация: В статье рассматривается инклюзивное образование, как приоритетное направление учебно-воспитательной работы в учебных заведениях для развития образовательной системы.
Действующее законодательство (Закон об образовании РФ и другие документы) позволяют осуществлять образование детей с ограниченными особенностями здоровья:
В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц. (№273-ФЗ ст.11 п.6);
Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.( №273-ФЗ ст.41 п.6);
Учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями; (№273-ФЗ ст. 48 п.6)
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. (№273-ФЗ ст.79. п. 3).
В Законе об образовании введены следующие понятия:
Инклюзивное образование ‒ обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Термин «инклюзивное обучение» характеризует достаточно глубокие процессы: ребенку не просто предоставляется право посещать обычную школу, но для этого создается необходимая адаптированная образовательная среда и оказываются поддерживающие услуги. Полное включение означает, что все ученики независимо от вида, тяжести и характера нарушения развития обучаются в общеобразовательном классе, получая, если требуется, дополнительные услуги, извлекая пользу из совместного обучения со здоровыми сверстниками.
Инклюзивное образование носит стратегический, характер, затрагивающий всю систему образования, а не ее отдельные элементы на уровне учреждений, где вводится инклюзия. Главное отличие инклюзивного подхода от интегративного состоит в том, что в обычных школах меняется отношение к детям с ограниченными возможностями и их родителям. Идеология образования смещается в сторону гуманизации учебного процесса и усиления воспитательной направленности обучения для всех его участников.
Исследования специалистов Института проблем интегративного (инклюзивного) образования (г. Москва) позволили выделить условия, требующиеся для реализации инклюзии в России. Среди них:
необходимость системы сопровождения ребенка-инвалида во время урока и на перемене, предполагающая дополнительное привлечение специалистов (ассистента учителя, тьютора, логопеда);
проведение дополнительных занятий с детьми во внеурочное время, обеспечивающее сохранность интеллекта и учет особенностей восприятия преподаваемого материала;
наличие специального методического обеспечения деятельности учителя и специальных учебников и пособий для ученика;
целевое повышение квалификации педагогов.
Цель инклюзивного образования – предоставление права на образование обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ограниченными возможностями здоровья к образованию, обеспечение психолого-педагогической и социальной поддержки в социокультурном пространстве, социальная адаптация и интеграция
Основные элементы инклюзивного образования:
включение всех детей с различными возможностями в образовательную среду;
вариативность организационных форм обучения;
соблюдение необходимых пропорций при комплектовании инклюзивных групп;
возрастной подход в комплектовании инклюзивных групп;
ситуационно обусловленное взаимодействие и координация ресурсов и методов обучения;
децентрализованные модели обучения
Преимущества инклюзивного образования:
обучающиеся с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в инклюзивной среде;
в инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки коммуникации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
в инклюзивной среде у обучающихся с особенностями развития улучшаются навыки, связанные с усвоением основной образовательной программы и академические достижения;
социальное принятие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья группой сверстников.
Принципы инклюзивного образования:
ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
каждый человек способен чувствовать и думать;
каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
все люди нуждаются друг в друге;
подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Условия реализации инклюзивного образования:
разработка локальных нормативных актов образовательных организаций, регламентирующих инклюзивное образование;
организация и ведение учета обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях;
подготовка педагогических работников к реализации программ инклюзивного образования;
наличие в штате образовательных организаций специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья;
разработка и реализация адаптивных образовательных программ и адаптивных учебно-методических комплексов;
использование дистанционных образовательных технологий;
организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;
формирование толерантной социокультурной среды;
использование при необходимости технических средств реабилитации.
Поэтапные задачи инклюзивного образования:
1. Определение основных структурных компонентов модели инклюзивного образования в образовательной организации:
противоречия образовательной системы между общественным характером образования и индивидуальном формой усвоения компетенции и социальных навыков;
между ориентацией педагога на работу с группой обучающихся и индивидуальном подходом к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
между объективной оценкой результатов обучения и индивидуальным оцениванием достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по отношению к их достижениям;
между стандартизацией и регламентацией образовательного процесса и его адаптацией для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2. Определение проблемного поля инклюзивного образования.
Составление «дорожной карты» оптимизации инклюзивного образования в образовательной организации.
Трудности в реализации инклюзивного образования.
1. Профориентационная работа:
использование тестовых методик в основной методологии профориентационной работы;
отсутствие достаточного количества модифицированных тестов для профориентационной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
низкий уровень мотивации к выбору профессиональной деятельности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
2. Развитие содержания инклюзивного образования:
отсутствие преемственности между СФГОС начального общего образования детей с ОВЗ и ФГОС основного общего и среднего общего образования;
трудности в продолжении образования лиц с ОВЗ, обусловленные разным уровнем образовательной подготовки;
недостаточная вариативность адаптивных профессиональных образовательных программ;
отсутствие программ адаптивных спецкурсов.
3. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса:
отсутствие учебно-методического обеспечения профессиональной деятельности учителя-дефектолога в профессиональных образовательных организациях;
отсутствие требований к разработке комплексных программ психолого-педагогического сопровождения.
4. Содействие трудоустройству
в большинстве случаев у выпускников с ограниченными возможностями здоровья не сформировано достаточное количество профессиональных компетенций для конкурентности на рынке труда;
низкий уровень мотивированности к профессиональной деятельности; проявление инфантильности со стороны выпускников с ограниченными возможностями здоровья.
Пути оптимизации инклюзивного образования в образовательной организации.
Взаимодействие образовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в определении требований к разработке и содержанию комплексных программ психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в части реализации принципа возрастного подхода, обеспечения преемственности в содержании этапов и направлений психолого-педагогического сопровождения.
Проектирование толерантной социокультурной среды, взаимодействие в организации и проведении мероприятий для школьников и обучающихся профессиональных образовательных организаций с ограниченными возможностями здоровья, направленных на социальную адаптацию и интеграцию данной группы обучающихся.
Создание условий для образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
наличие в штате профессиональных образовательных организаций специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение (психологов со специальным образованием, социальных педагогов, учителей-дефектологов, социальных педагогов, тьюторов, сурдопереводчиков);
подготовка педагогических кадров (разработка и реализация программ повышения квалификации);
наличие необходимых технических средств реабилитации;
развитие дистанционных образовательных технологий;
создание оборудованных учебных мест для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Содействие трудоустройству - разработка программ дополнительного образования, проведение тренингов по технологиям самостоятельного поиска работы, самопрезентации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Приказ Минобрнауки от 19.12.2013г. №1367. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры.
2. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса.
3. Приказ Минобрнауки от 14.06.2013г. №464. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования.
4. Приказ Минобрнауки от 16.08.2013г. №30306. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования.
5. Инклюзивное образование: вчера, сегодня, завтра/Материалы конференции. – Самара: СООИ «Ассоциация Десница», 2007.
6. Перевозникова, И.В. Специальное образование в России: история, современность и правовые основы//Вестн. Томского гос. пед. ун-та. – 2012.- Вып.5(120).- С.103-109.
7. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. - М.: РООИ «Перспектива», 2009
8. Самсонова Е.В., Дмитриева Т.П., Хотылева Т.Ю. Основные педагогические технологии инклюзивного образования Педагогический университет «Первое сентября», 2013. — 36 c.
TERMS OF IMPLEMENTATION OF INCLUSIVE EDUCATION IN MODERN EDUCATIONAL INSTITUTIONS.
Yu.M. Udodov, teacher
Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikova,
Gorodovikovsk (Russia)
Keywords: Inclusive education; problem field of inclusive education; tolerant sociocultural environment.
Annotation: The article considers inclusive education as a priority direction of educational work in educational institutions for the development of the educational system.
5