УДК 373.21
Современные проблемы дошкольного образования
Моспан Н.В., студентка 5 курса ЗДО-18-1/Б
ФГБОУ ВО «Донецкий государственный университет».
Институт педагогики, г. Донецк, ДНР
Дошкольное образование является первоначальным звеном и фундаментом современной модели образования, первой ступенью образования, на которой закладываются основы социальной личности и важнейший институт поддержки семьи. В последние годы в системе дошкольного образования происходят кардинальные изменения, она совершенствуется и развивается.
Дошкольное образование, как и образование в целом – процесс постоянно меняющийся и преображающийся. В наше время система современного дошкольного образования очень важна и актуальна, практически и во всем мире, в последние годы наблюдается обострение проблем, связанных с воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений.
На данном этапе в дошкольном образование достаточно много проблем, мы рассмотрим некоторые из них. Одной из проблем, которая является одной из важнейших на современном этапе – это увеличивающее число детей с проблемами здоровья с ограниченными возможностями. Данная проблема очень актуальна. Ведущим направлением в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья является инклюзивное образование. Инклюзия – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит каждому ребенку. Инклюзивное образование в ДОУ – инновационная система образования, позволяющая детям с ограниченными возможностями развиваться в условиях полноценного общества [1].
Трудность решения данной проблемы работы с детьми с ОВЗ усугубляется профессиональной некомпетентностью специалистов образовательных учреждений незнание ими основ коррекционной педагогики и специальной психологии, а также несформированный программный и методологический аппарат “инклюзии”, недостаточное материально-техническое оснащение учреждений, недостаточным пониманием в обществе возможностей таких детей, равноправно участвующих в жизни общества. Исходя из этого, требуется разработка и создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих инклюзивное обучение в общеобразовательных учреждениях, и родителей имеющих детей с ОВЗ. По требованиям СанПина не все детские сады могут в полном объёме предоставить таким детям возможность посещения детского сада [1].
В настоящее время одной из проблем является техническая оснащенность в детских садах. К сожалению, применение компьютеров в ДОУ, встречается с проблемами: материальные и организационные проблемы, плохая материальная обеспеченность сада, в первую очередь компьютерами, которые можно успешно использовать в обучении и т.п. Обычно к числу основных организационных проблем компьютеризации ДОУ относят объективные и субъективные. К первым относят, прежде всего, материально-технические проблемы (немногочисленное количество компьютеров в ДОУ, устаревшее оборудование, слабое программное обеспечение) [3].
К субъективным проблемам, связанным с внедрением компьютеров в образовательный процесс, может относиться нежелание или неспособность педагогов вести работу по внедрению компьютеров в образование и воспитание детей. Нежелание воспитателей работать с компьютерами может зависеть от неготовности к любым инновациям, боязни компьютеров, невысокого уровня мотивации к профессиональной деятельности в целом и других условий. Зачастую компьютерная подготовка детей старшего дошкольного возраста – выше подготовки воспитателя. Некоторые педагоги оценивают такую ситуацию как угрожающую его профессиональному статусу и боятся использовать компьютеры в учебно-воспитательном процессе [3].
Другая проблема дошкольного образования состоит в нехватке квалифицированных кадров. Все знают, каков уровень заработной платы сотрудников детских учреждений. Эта причина и объясняет нежелание молодых перспективных специалистов идти работать в детские сады. Поэтому на работу часто берут людей с непрофильным или недостаточным образованием, которые, как следствие, имеют низкую квалификацию. Нередки также ситуации, когда воспитатель идет работать по профессии в силу сложившихся обстоятельств и тогда недостаточный уровень заработной платы может стать причиной халатного отношения воспитателя к своим обязанностям. К сожалению, такая ситуация сегодня не редкость [3].
Описывая проблемы дошкольного образования нельзя также не остановиться на проблеме взаимодействия с семьей воспитанников.
Проблема взаимодействия с семьей – это, пожалуй, самая ответственная сторона организации образовательного процесса. В современных условиях детского сада без поддержки и взаимопонимания не обойтись, а так же взаимодействия и участия родителей непосредственного включения в образовательную деятельность [4].
Как мы сегодня уже понимаем, чтобы родители воспринимали образование не только как готовый продукт, а разделяли ответственность в вопросах воспитания детей, необходимо их активное включение в разработку Программы развития. Сами же требования к программе развития должны быть направлены на удовлетворение запроса от трех субъектов образовательного процесса – ребенка, педагога и родителей.
Большинство современных родителей тяжело идут на контакт с ДОУ, ссылаясь на занятость. Задача педагога заинтересовать родителей, расположить к взаимодействию. Родители теперь гораздо требовательнее, и мы не должны отставать от современной действительности. Сегодня нужно следить за развитием общества, и за информацией, стараться быть впереди, опережая многие процессы, уметь вовремя направить активный потенциал родителей в нужное русло [2].
Таким образом, проблемы в современном дошкольном образовании, безусловно, существуют. Гарантией успешной реализации цели образования, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к дошкольному образованию. Ведь, прежде всего, от профессионализма воспитателя зависит то, каким образом будут решаться актуальные проблемы в современном дошкольном образовании.
Список литературы
-
Гребешова С.В. Актуальные проблемы современного дошкольного образования / С.В. Гребешова // Молодой ученый. – 2016. – №13.3. – С. 123. – URL: https://moluch.ru/archive/117/32377/.
-
Иванкина Л.И. Тенденции современного образования и проблема целостного развития личности / Л.И. Иванкина // Известия Томского политехнического университета. – 2008. – Т. 306. – № 3. – С. 160.
-
Михайленко Н.Я. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: методические рекомендации / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.,1999. – 245 с.
-
Фельдштейн Д.И. Современное детство: проблемы и пути их решения / Д.И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования. – 2009. – №2 19) апрель – июнь 2009. – URL: https://www.s-vfu.ru/universitet/nauka/