Статья: «Средства нравственного воспитания в спорте, в условиях коллективно- творческой деятельности»
Средствами нравственного воспитания учащихся в спортивной деятельности являются:
- физические упражнения;
- соревнования;
- спортивный режим;
- тренировка;
- общественная деятельность.
Эффективным средством воспитания дисциплинированности, подчинения своих действий коллективным являются строевые упражнения. Однако без целевой установки воспитание вышеперечисленных качеств само собой не произойдет. Учителю необходимо сообщать цель, конкретные задачи при выполнении каждого задания, их значение и результат, которого они должны достичь.
Оценивая состояние современной педагогической теории воспитания и гуманистической практики, можно отметить, что конкретное дидактическое содержание, совокупность заданий и упражнений разработаны в физическом, трудовом, умственном, эстетическом воспитании человека. Для нравственного воспитания этот вопрос наиболее сложен. В педагогике имеется как бы «водораздел» между обширным материалом, фиксирующим нравственные нормы и нравственные требования воспитательного процесса в учении, физической культуре, спорте, труде другой деятельности и недостаточностью знаний о том, как, в каких процессах нравственные нормы, знания, нравственные требования педагога становятся достоянием личности. Основной трудностью и главной задачей нравственного воспитания личности является раскрытие перехода от знания, действия к нравственному отношению, поступку. Определение педагогических условий и путей формирования нравственных отношений личности и форм их активизации является одной из центральных проблем теории воспитания. Сердцевиной педагогических взглядов П.Ф. Лесгафта на физическое воспитание являлось положение о единстве физического и духовного развития человека при решающей роли нравственного воспитания. Можно выделить следующие этапы формирования нравственного поведения:
- первый этап – спортсмен учится принимать требования, предъявляемые к нему учителем, тренером;
- второй этап – спортсмен принимает требования учителя, тренера добровольно, осознавая свои обязанности, однако эти требования остаются для него внешними побудителями поступков;
- третий этап – нравственные требования, идущие от тренера, становятся для спортсмена личными, внутренними требованиями;
- четвертый этап – спортсмен активно воздействует на окружающих, стремясь изменить их поведение согласно своим убеждениям и духовным идеалам.
Важнейшим показателем нравственного отношения к тренировочному процессу является дисциплинированность юного спортсмена. К показателям высокого уровня дисциплины в спортивной секции можно отнести следующие аспекты:
- понимание юных спортсменов необходимости соблюдения дисциплины;
- готовность и даже потребность в выполнении общепринятых требований и правил нравственного поведения;
- самоконтроль за поведением;
- активная борьба с недисциплинированными поступками других.
Дисциплинированное поведение приводит к формированию важнейшей черты личности воспитанников, в основе которой лежит стремление и умение управлять своим поведением в соответствии с нормами и требованиями занятий спортом.
Психическими основами проявления этого качества служат волевые процессы – умение юных спортсменов подавлять свои желания, подчинять поведение необходимости. Высокий уровень дисциплины на занятиях позволяет повысить моторную плотность, организацию внимания, процесс совершенствования физических качеств.
Причины недисциплинированного поведения воспитанников могут быть следующими:
- отсутствие чёткой системы организации спортивных занятий, это касается прежде всего подготовки спортивного зала, площадки, в том числе силами самих юных спортсменов;
- недостаточный учёт тренером психологических особенностей юных спортсменов разного возраста;
- неудовлетворённость юных спортсменов отношениями с тренером: они хотят, чтобы к ним относились как к взрослым, принимали их и не придирались по мелочам. Нельзя не отметить, что неудовлетворенность воспитанников отношениями с тренером нередко связанна с его субъективизмом по отношению к недисциплинированным спортсменам;
- недочёты в организации учебно – тренировочной работы;
- безнаказанность нарушителей дисциплины.
Неумение преодолевать трудности приводит к разрыву между моральным сознанием юного спортсмена и его реальным поведением.
Другой феномен – моральный реализм, когда воспитанники судят о нравственной стороне поступка не по его мотиву, а по его результату. Поэтому поступок, продиктованный нравственным побуждением (желанием помочь товарищу), но закончившийся неудачно, расценивается им как плохой. Это проявляется и в том, что юные спортсмены часто прямолинейно воспринимают требования тренера быть честными и правдивыми, не признают никаких исключений из правил. Поэтому, призывая юных спортсменов, к правдивости, тренер должен в то же время объяснять им, что не вся правда должна публично высказываться, что необходимо щадить самолюбие товарища, проявляя при этом другое нравственное качество – тактичность.
Перед спортсменами необходимо ставить следующие задачи нравственного воспитания:
1. Формировать навыки поведения, необходимые для выполнения моральных правил, подкрепляя при этом положительной оценкой даже незначительные успехи воспитанников в нравственном поведении.
2. Формировать адекватное представление юного спортсмена о его нравственности, доводя до его сознания расхождения между его представлением о себе как нравственном образце и его действительном поведением. Важно при этом добиться переживания у ученика этого несоответствия.
3. Развивать трудолюбие, заинтересованность в результатах спортивной подготовки, увлеченность тренировочным процессом. Для этого тренер должен оценивать не только результаты спортивной работы юного спортсмена, но и затрачиваемые им усилия.
4. Учить юных спортсменов судить о поступках по их мотивам, а не только по результатам.
5. Развивать у них необходимость обращать внимание на переживания других людей, проявлять сочувствие к этим переживаниям.
6. Уделять особое внимание организации коллективной жизни юных спортсменов, выработке у них правильных взаимоотношений.
При нравственном воспитании спортсменов подросткового возраста следует учитывать, что их потребности и интересы отличаются от потребностей и интересов детей.