СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Субъектный опыт ученика на уроках химии"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Субъектный опыт ученика на уроках химии"»

Использование субъектного опыта ученика на уроках химии

Термин «субъектный опыт» включает в себя такое понятие, как опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком за пределами школы в определенных обстоятельствах семьи, социокультурного общества, в ходе восприятия и осмысления им мира людей и вещей. Специалисты по психологии определяют субъектный опыт как опыт жизнедеятельности отдельного человека, обретаемый и осуществляемый в процессе познания находящегося вокруг мира, в общении, в разных типах работы [2].

Актуальность исследования использования субъектного опыта состоит в том, что выявление личностно-смыслового потенциала обучающихся допустимо лишь в том случае, если в рамках учебного процесса сдвинуть акценты в сторону субъектного опыта обучающихся, который считается «ядром» смысловой модели изучения. Каждое новое знание подростков должно основываться на их субъектный опыт, предрасположенности, интересы, стремления, персонально важные ценности. В ходе взаимодействия на уроке совершается не только лишь ограниченное влияние педагога на учащегося, но и противоположный процесс. Учащийся как носитель субъектного, личностно важного для него навыка обязан иметь вероятность предельно применять его, а не попросту безоговорочно принимать всё, что говорит преподаватель[4].

Что касается уроков химии, применение субъектного опыта учащегося и педагога делается почти безграничным. Так как люди сами считаются одновременно и объектами и субъектами в получении химического познания. Главный замысел личностно ориентированного урока заключается в том, чтобы выявить сущность субъектного опыта учащихся по рассматриваемой теме, утвердить его с задаваемым познанием и перевести в соответствующее научное содержание. Педагог на уроке может помочь преодолеть ограниченность его субъектного опыта, часто существующего в виде разрозненных представлений, относящихся к разным сферам знания, переводя данный опыт на научно значимые примеры [6].

Одной из стратегий, реализуемых на занятиях химии, как ранее было установлено, считается стратегия применения субъектного опыта обучающегося. Являясь подчинённой стратегией, ее задача – содействие реализации культуро-центрированной стратегии и, как результат, развитие общекультурных компетенций у обучающегося.

Процесс усвоения содержания может быть выполнен за счёт обработки содержательного элемента, представленного в учебной литературе, его дополнение информацией, отображающей взаимосвязь исследуемой науки с находящимся вокруг миром и иными науками, выявление ее проявления в образцах культуры как прошлого, таким образом и настоящего, и взаимосвязи развития той либо другой исследуемой науки с культурными событиями и хронологией развития людей в целом, что считается основной особенностью стратегии применения субъектного опыта учащегося[5].

Реализация стратегии применения субъектного опыта обучающегося в течение урока способна проводиться посредством задач, содержащих в себе информацию о тех либо других явлениях в культуре и обыденной жизни и требующих описания либо обоснования с научной точки зрения. Рационально применять факты, разрешающие выявить взаимосвязь исследуемого предмета с культурой и творениями искусства, открытиями в областях других наук. Данные факты возможно объединить по смыслу, и, подобным образом, приобрести ряд фактологических групп. При выполнении заданий рационально применять приём подсказок, какие по возможности показывают взаимосвязь научного познания с ежедневным опытом обучающегося и формируют условия для самостоятельного извлечения ответа[1].

Рассмотрим данные группы и приведём задания для каждой из них в рамках изучения химии в школе.

1. Применение сведений из мировой и отечественной истории в контексте рассмотрения формирования науки (ориентировано на формирование ценностных социальных ориентиров).

Задание. В период Первой мировой войны активно использовалось химическое оружие. Безусловно, учёные-химики стремились разработать средства защиты от смертельных веществ – хлора, иприта, фосгена. Решить данную проблему получилось непосредственно русскому учёному Николаю Дмитриевичу Зелинскому. Он предложил весьма простой, однако крайне продуктивный метод: применять для фильтрации воздуха древесный уголь. По Какой Причине?

Подсказка: при отравлениях тебе либо иным школьникам возможно давали активированный уголь (Ответ: уголь обладает адсорбирующими качествами).

2. Анализ произведений искусства (киноискусства, изобразительного искусства, литературы) через призму исследуемого либо ранее изученного материала.

Задание. Какие красящие вещества применяли художники эпохи Возрождения? Можно либо невозможно их использовать в изобразительном искусстве в наши дни? Аргументируйте ответ.

3. Поиск в учебной литературе, художественной литературе, информации, сопряженной с естествознанием, требующей объяснения.

Задание. По Какой Причине в книжке «Собака Баскервилей» для устрашения местных жителей применялся фосфор? Какое свойство фосфора разрешило наводить ужас людей? (Ответ: окисление белого фосфора проходит с образованием световой энергии).

4. Анализ связи химической науки с повседневной жизнью.

Задание. Одним из химических свойств жира считается реакция омыления – их взаимодействие со щелочами с образованием мыла. Но с целью очистки поверхностей кухонной плиты от жирных пятен применяют гидрокарбонат натрия. По Какой Причине же данная соль может посодействовать избавиться от жира? (Ответ: гидрокарбонат натрия в воде подвергается гидролизу с образованием щёлочи – гидроксида натрия, который также может помочь вымыть жирные пятна) [3].

Использование такой информации не только лишь содействует развитию общекультурных компетенций (в содержательном и ценностном аспектах) через реализацию стратегии применения субъектного опыта обучающегося на каждом уроке химии на протяжении учебного года, но также помогает сформировать мотивацию. Кроме того подобные задания содействует становлению ценностных ориентиров и самоопределению учащихся как личностному, так и социальному.

Таким образом, с учётом того, что в работе по рассмотрению и реализации стратегии применения субъектного опыта обучающегося с целью формирования общекультурных компетенций задействованы все обучающихся, то применение этой образовательной стратегии приобретает продолжительный и регулярный характер.


Список использованной литературы

  1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Рудакова И.А. Смыслоцентризм в педагогике: новое понимание дидактических методов. Ростов н/Д, 2006.

  2. Заборова Е.Н. Образовательные стратегии: подходы к определению понятия и традиции исследования / Е.Н. Заборова, М.В. Озерова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. – 2013. – № 3 (116). – С. 105-111.

  3. Подходова Н.С., Бондаренко Д.К. Стратегия использования субъектного опыта учащегося // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №3.

  4. Сериков В. В. Обучение как вид педагогической деятельности. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 256 с.

  5. Симдянова Г.Н. Методика формирования общекультурной компетенции у учащихся / Г.Н. Симдянова // вектор науки ТГУ. – 2012 – №1 (8). – С. 262-263.

  6. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / И.С. Якиманская. М. – 2000. - 176с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!