Просмотр содержимого документа
«Статья "Трансформация ценностей"»
Трансформация ценностей современного общества и образования
Cоциальные противоречия, являются внутренней основой любого движения от одного качества к другому, находятся внутри механизма этого перехода, образуют сущность транзитивного состояния в социальных трансформациях. Поэтому социальную трансформацию, видимо, следует рассматривать как ипостась с точки зрения феномена социума, как феномена социальной реальности, а, с другой стороны, как ипостась, как категорию социально-философского знания. Эта категория будет отражать многоуровневые процессы социальной трансформации, которые показывают изменения качества той субстанции, которая находится между двумя различными качественными уровнями того или иного процесса социального развития. В данном случае происходит изменение структуры внутри социальной системы. Смена уровней организации означает смены форм субстрата, находящегося внутри периода транзита. А период транзита, естественно, находится внутри структуры социальной трансформации, образует его структуру и коррелирует с различными версиями социального бытия.
« При всех своих позитивных моментах информационное общество не только провоцирует, но и усиливает потребительское отношение людей к миру, поскольку способствует оцениванию любого явления с точки зрения утилитарной полезности его знания, а следовательно, порождает опасность информационной зависимости, формирования информационно-одномерного человека» - отмечает В. С. Грехнев и с ним невозможно не согласится.
Рассмотрим причины трансформации:
- ослабление государства и регулятивных правил;
- потеря подлинного смысла образования, симулятивность обучения;
- коммерциализация СМИ и их отказ от формирования общественных связей, доверия и добродетелей
Основная надежда в решении трудностей ценностей общества и образования сегодня возложена на философию и философскую рефлексию.
Обратим внимание на два встречных процесса, из которых складывается образование:
подъем индивида ко всеобщему опыту и знанию, поскольку человек от природы не бывает тем, чем он должен быть
субъективизация всеобщего опыта и знания в уникально-единичных формах «Я» и самосознания
Хотелось бы выделить идеи образовательного общества:
- ценность знания
- ценность самообразования
- ценность идеи непрерывного образования
- ответственное отношение к образованию