СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья « Упражнения, направленные на формирование грамматических навыков на занятиях по иностранному языку ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное назначение грамматических упражнений заключалось в том, чтобы обеспечить обучающимся овладение действиями с грамматическим материалом,  как в рецептивном, так и в репродуктивном плане.  

Просмотр содержимого документа
«Статья « Упражнения, направленные на формирование грамматических навыков на занятиях по иностранному языку ».»

Статья « Упражнения, направленные на формирование
грамматических навыков на занятиях по иностранному языку ».

Нерсесян Лариса Темуровна –преподаватель

дисциплины ОГСЭ 03 Иностранный язык

ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»

Система упражнений по формированию грамматических навыков ставила главной целью овладение устной речи английского языка. Она была направлена на освоение тех операций с материалом для речи, которые необходимы для понимания и выражения мыслей на иностранном языке.
Известно, что главная трудность в обучении грамматическим умениям и навыкам состоит не в запоминании отдельных фактов языка, а в овладении действиями с ними. Поэтому основное назначение грамматических упражнений заключалось в том, чтобы обеспечить обучающимся овладение действиями с грамматическим материалом, как в рецептивном, так и в репродуктивном плане.
Грамматические упражнения в данной системе отвечали следующим основным требованиям:

-       обучали действиям с грамматическим материалом;

-       отражали психофизиологические и лингвистические закономерности развиваемых видов речевой деятельности;

-       имели коммуникативную направленность;

-       располагались в порядке от более легких к более трудным;

-       активизировали умственную деятельность обучающихся (ставили проблемные задачи);

-       содержали разнообразные задания.

Языковые упражнения направлены на выработку у обучающегося первичных умений и навыков пользования отдельными элементами изучаемого языка, и их целью являлась подготовка обучающего к дальнейшей речевой деятельности.
Языковые упражнения проводятся на протяжении всего курса обучения иностранному языку, так как определенным навыком легче овладеть в от­дельности.
Известно, что навык, выработанный на сознательной основе, отличается особой прочностью и гибкостью. Поэтому упражнения, используемые в обучении, способствовали тому, чтобы обучающийся хорошо уяснил себе особенности прорабатываемого языкового материала. В связи с этим характерной чертой языковых упраж­нений было многократное предъявление речевого образца и разно­образие типов и видов этих упражнений.
В рамках классификации «тренировка – практика» в языковых упражне­ниях, используемых на занятиях, можно различать с точки зрения развития процесса становления рече­вых умений:
Первичные упражнения, которые следуют непосредственно за объяс­нением и имеют своей целью выработку первичных умений, а затем и навы­ков.
По характеру операций с речевым материалом, осуществляемых обучающимися, можно различать:

Элементарно-рецептивные упражнения.

Они состоят в опознавании бывших в опыте студентов единиц речи при слушании и чтении.
Необходимо придерживаться следующей последовательности в методи­ческих действиях, при ознакомлении обучаемых с рецептивным грамматичес­ким материалом:
1.   Предъявление нового грамматического явления на доске (карточке, кодограмме, мультимедиа)
2. Установление значения нового грамматического явления на основе анализа нескольких письменных контекстов.
3. Формулировка правила, включающего указания на формальные и смысловые признаки нового грамматического явления.
Элементарно-рецептивным упражнениям сопутствовали противопоставлению усваиваемого материала уже усвоенному, в целях различения того, что могло быть ошибочно отождествлено.

Репродуктивные упражнения состоят в устном и письменном (или только устном) воспроизведении бывших в нашем опыте единиц материала для речи или их комплексов.
Вторичные предречевые упражнения. Эти упражнения были предназначены для дальнейшей автоматизации первичных умений путем применения выра­батывающихся навыков в процессе реализации вторичных умений.
Основные усилия обучающихся и их произвольное внимание и мышление были сосредоточены на преодолении тех или иных трудностей, в силу чего данные упражнения все еще относились к области тренировки, а не рече­вой практики. Например:

Write the third person singular.
1)  I hide – he …
2)  We hunt – she  …
3)  They live – he …
4)  You eat – she …
5)  I walk – she …
6)  You use – she …
7)  They carry – he …
8)  We wash – he …

Комбинаторно-рецептивные упражнения состоят в соотнесении опоз­нанных элементов и знаков речи между собой и с ситуацией при слушании и при чтении с целью понимания высказываний.
Тренировка рецептивного грамматического материала предполагала вы­полнение ряда имитационных, подстановочных и трансформацион­ных упражнений.
Имитационные упражнения. Выполнение упражнений может проходить в виде прослушивания и повторения форм по образцу; контрастного повторения различных форм за преподавателем, при этом происходит прилаживание органов речи к произнесению новых грамматических явлений в небольшом контексте; списывания текста или его части с подчеркиванием грамматических ориентиров. Например:
 Find verbs in Present Simple Tense in the text and underline them:
“I’ve got a cat. Her name is Stripes. She is 5 years old with big ears and bright green eyes. Stripes plays in the garden all day and at night she sleeps on my bed. Cats are great! What dо you think?”

Подстановочные упражнения использовались для закрепления грамматического материала, выработки автоматизма в употреблении грамматической структуры в аналогичных ситуациях; этот тип упражнений особо ответственен за формирование гибкости навыка, здесь происходит усвоение всего многообразия форм, присущих данному грамматическому явлению, за счет разнообразных трансформаций, перифраза, дополнения и расширения. Например:
 Fill in do, does, don’t or doesn’t.
1.   A: ………. you like peacocks?
B: Yes, I ……….  .
2.   A: ………… your friend eat fruits?
B: No, she ……………… .
3.   A: ………… they live in country-region ?
B: No, they …………   .
4.   A:  ………… Bob sleep a lot?
B: Yes, he ………… .

Трансформационные упражнения дали возможность формировать навыки комбинирования, замены, сокращения или расширения заданных грамматических структур в речи. Здесь метод тренировки смыкается фактически с методом применения усвоенного грамматического материала в речи. При выполнении этих упражнений учитывались две взаимосвязанные задачи: обеспечение запоминания грамматического материала, развитие соответствующих навыков и одновременно открытие перед учащимися ясной речевой перспективы использования этих навыков.
Продуктивные упражнения состояли в воспроизведении и сочетании в соответствии с речевой ситуацией усвоенных единиц речи для устного или письменного общения.
Речевые упражнения– были направлены на выработку у студентов нового сложного умения – умения мобилизовать усвоенный языковой материал в целях осуществления языковой коммуникации.

Упражнения постепенно становились все более творческими и все больше приближались к естественному акту речи.

Комбинаторно-рецептивные упражнения состояли в непосредственном (без анализа и перевода) понимании устных и письменных высказываний, построенных на знакомых структурах и содержащих в основном знакомую лексику.
Продуктивные упражнения состояли в устном и письменном выражении мыслей с использованием усвоенного материала для речи в доступных учащемуся речевых ситуациях.

Следует заметить, что деление упражнений на языковые и речевые является условным и ценным лишь в чисто методическом плане. Одни и те же упражнения могут выступать то как языковые, то как речевые, в зависимости от этапа обучения.



Таким образом,  применяя все виды грамматических упражнений, выстроенных в порядке «от простого – к сложному», от  элементарно-рецептивных – до продуктивных, мы способствовали тому, чтобы студент хорошо уяснил особенности прорабатываемого языкового материала. В связи с этим связано многократное предъявление речевого образца и разно­образие типов и видов упражнений, которые также способствовали развитию грамотной устной речи.
На основе анализа результатов проведённой исследовательской работы мы можем сформулировать следующие рекомендации по обучению грамматике для развития грамотной устной речи:

1.  Соблюдать такие принципы формирования грамматических навыков, как речевая направленность, функциональность, ситуативность, новизна, личностная ориентация общения и коллективное взаимодействие;
2. Использовать такие упражнения по работе с грамматическим материалом, которые:
— обучают действиям с грамматическим материалом;
— отражают психофизиологические и лингвистические закономерности развиваемых видов речевой деятельности;
— имеют коммуникативную направленность;
— располагаются в порядке от более легких к более сложным;
— активизируют умственную деятельность обучающихся (ставят проблемные задачи)
— содержат разнообразные задания.
3. Развивать речевые ситуации, которые зависят от содержания и формы непосредственного общения преподавателя с каждым студентом. Это общение должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества .
 




































Литература

1.  Алферов, А.Д. Психология развития школьника: учеб. пособие / А.Д. Алферов. — Ростов н/Д.: Феникс, 2000. — 384 с. — ISBN5-222-01226-3.

2.   Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. – 560 с. – ISBN5-7695-0530-3.

3.  Бабинская, П.К.  Практический курс методики преподавания иностранных языков: Учеб. пособие / П.К. Бабинская, Т.П. Леонтьева, И.М. Андреасян, А.Ф. Будько, И.В. Чепик. – 3-е изд., дополн. и перераб. – Мн.: ТетраСистемс, 2005. – 288 с. – ISBN985-470255-3.

4.  Бим, И.Л. Некоторые актуальные проблемы организации обучения иностранным языка //ИЯШ — 2001. — №2 — с.61-64.

5. Бородулина, М.К. Обучение иностранному языку как специальности: учеб. пособие / М.К. Бородулина, А.А. Карлин, А.С. Лурье. — М: Просвещение, 1970. — 256 с.

6. Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии: учеб пособие / М.В. Буланова-Торопкова, А.В. Духавнева, В.С. Кукушкин. — Ростов н/Д.: Феникс, 2002.- 312 с. — ISBN5-241-00145-7.