СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья в газету

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная статья предложена для опубликации в областной учительской газете

Просмотр содержимого документа
«Статья в газету»







Статья

" Патриотическое воспитание дошкольников через различные виды деятельности"




Подготовила Целищева НВ

Только тот, кто любит, ценит и

уважает накопленное и сохраненное

предшествующим поколением может

любить Родину, семью, узнать ее,

стать подлинным патриотом.

С. Михалков

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил внедрить программу «Туған жер», которая легко перейдет в более широкую установку - «Туған ел». Своим видением Лидер нации поделился в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания «Патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. «Туған жерін сүйе алмаған сүйе алар ма туған елін?» или «С чего начинается Родина?» В этих произведениях есть большой смысл. Почему малая родина? Человек - существо не только рациональное, но и эмоциональное. Малая родина - это место, где ты родился и вырос, а порой и прожил всю жизнь. Там горы, реки, рассказы и мифы об их возникновении, имена людей, оставшихся в памяти народа. Можно продолжить перечисление. Все это важно. Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям - это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов», - пишет Нурсултан Назарбаев в своей статье,

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением [1].

Актуальность данной проблемы заключается в том, что патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя и родителей, их желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины.

И поэтому совместно с родителями поставили перед собой задачу как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны.

Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Наша задача – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома; труд людей, традиции, общественные события и т. д.

Важно помнить, что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания.

На протяжении дух лет в нашей группе ведется большая работа по патриотическому воспитанию дошкольников.

Педагоги нашего дошкольного учреждения стремятся учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка.

Планируем работу блоками, что считаем наиболее целесообразным, причём темы повторяются, проводимые ранее (начиная с первой младшей группы), но изменяем их содержание, объем познавательного материала, его сложность и длительность изучения темы. Отдельные темы приурочиваем к различным событиям, знаменательным датам и праздникам.

В качестве основного метода работы по патриотическому воспитанию используем метод проектов. Одно из важнейших условий, без которого невозможно полноценное патриотическое воспитание детей, – организация

предметно-развивающей среды. В группе создан уголок по патриотическому воспитанию детей, имеется методическая литература по нравственно-патриотическому воспитанию, специальная литература по ознакомлению детей с народным творчеством, природой родного края, подборка альбомов с образцами народного художественного творчества.

Для нравственно-патриотического и всестороннего развития детей созданы все условия: игровые зоны для сюжетно-ролевых игр, разнообразный дидактический материал; создан экологический уголок, богатый разнообразный обучающий материал, наглядный материал; уголок природы «Мини-огород». Имеются дидактические игры, созданные своими руками. Оформляются стенды «Семья – это счастье», «Защитники Отечества», «Моя мама самая лучшая».

А также мини- музей, с разнообразным информационным, игровым материалом о родном крае, его достопримечательностях, о народных традициях, народные игры и дидактические игры для детей.

В книжных уголках дети могут самостоятельно рассматривать книги, иллюстрации по теме, найти на глобусе или карте свою страну, город, ознакомиться с символикой родного города, края, страны. Периодически материалы дополняются.

Используются в работе с детьми дидактические игры по нравственному воспитанию. С детьми проводятся беседы «Мы гордимся своими земляками», «Они подарили нам жизнь», «Наши защитники» в ходе которых детей знакомят с героями Великой Отечественной войны, защитниками нашей Родины в настоящие дни. Детям дается представление о родах войск казахстанской, армии, их отличительных признаках, о военной атрибутике, технике и т.д., что позволяет пополнить и расширить словарный запас дошкольников.

Чтобы помочь детям понять, что такое семья, родные и близкие люди, родственные отношения, социальные роли в семье, нам необходима была помощь родителей. Это заставило нас задуматься над тем, как побудить родителей рассказать детям о себе и других членах семей.

Мы предложили родителям вместе с детьми собрать фотографии и изготовить «Семейный альбом». При рассматривании фотографий детьми они рассказывали о своих близких. В ходе бесед дети довольно быстро осваивают представление о своей социальной роли в семье. И на вопрос «Кто ты в семье?» отвечают правильно: «Для мамы – сын, для бабушки – внук, для сестры – брат».

Появилась идея создания родового древа семьи каждого ребенка. Обратились к родителям с просьбой помочь в сборе сведений. Поскольку составление родословной подразумевает совместную деятельность детей и родителей, мы обращали внимание родителей и членов семей воспитанников на то, что составление родословной служит сплочению членов семьи, для нормального развития ребенка. Изучение истории своей семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желания стать продолжателями лучших качеств своих предков.

Родители являются не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Совместно с родителями и детьми часто проводятся праздники «Рождественские посиделки», «Масленица», «Наурыз» и т. д. Родители не только принимают участие в праздниках, но и совместно с воспитателем обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях.

На спортивных мероприятиях дети показывают не только свои музыкальные возможности, но и силу, выносливость, спортивный азарт и сплоченность. А родители доказывают свою заботу, любовь, внимание к своим детям. Получаются очень интересные, веселые спортивные совместные мероприятия с папами.

Во время экскурсии к памятнику погибшим воинам в преддверии праздника с детьми возлагаем цветы. Собираем информацию о дедушках, прадедушках, о родственниках детей, которые приняли участие в ВОВ. Проводим торжественные мероприятия, посвященные Дню Победы в ВОВ. Организовали вместе с родителями «Бессмертный полк» в детском саду.

В результате проведенной работы мы можем сделать вывод, что тема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое своей страны, так как им строить её будущее.



Литература:

1. Белоногова Г., Хитрова Л., Педагогические знания – родителям // Дошкольное воспитание. 2003. № 1.

2. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. № 1