СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья " Влияние современной музыки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья " Влияние современной музыки"»

Структурное подразделение « Прометей» государственного бюджетного

общеобразовательного учреждения Самарской области средней

общеобразовательной школы №2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино

муниципального района Клявлинский Самарской области







Внеклассное занятие

Тема: Интонирование в тональности, подготовительный этап в написании музыкального диктанта на занятиях сольфеджио.











Подготовила:



педагог доп. образование

Филимонова С.В.











ст. Клявлино, апрель 2024 г.

Внеклассное занятие : Интонирование в тональности, подготовительный этап в написании музыкального диктанта на занятиях сольфеджио.

Цели:

Обучающая: самостоятельное применение учащимися знаний, умений и навыков в различных формах работы, закрепление пройденного материала в процессе выполнения различных упражнений и заданий.

Воспитывающая: сформировать чувство коллективизма, доброжелательности, отзывчивости, активности, воспитание осознанного отношения к музыке, воспитание терпеливости и настойчивости в преодолении звуковысотных и метроритмических трудностей изучаемого материала

Развивающая: развитие аналитического мышления, образно-эмоциональной сферы, самостоятельности, мотивации к изучению предмета, развитие способности быть слушателем и исполнителем, развитие слуховых навыков, навыка интонирования в тональности, навыков записи музыкального диктанта, чтения с листа, развитие творческого потенциала учащихся.



Дидактическое обеспечение урока: рабочие тетради по сольфеджио, таблица «клавиатура», таблица «распевки», карточки с буквенным обозначением нот, мажора и минора, со знаками в тональности, римскими цифрами, магнитная доска, магниты, ксерокопии нотных примеров, музыкальный центр, фортепиано, музыкальный материал (Б.Гизатов. «Төлдер»)

Ход занятия.

1. Организационный этап.

Задачи: Организация внимания и психологическая подготовка

учащихся к общению, постановка задач занятия .

Содержание этапа занятия:

Вход воспитанников на занятие под музыку и обеспечение внимания учащихся.

2. Актуализация.



Задачи: проверка знаний и применение различных способов действия, осуществление взаимоконтроля и самоконтроля. Определение причин возникновения затруднений.

Содержание этапа урока:

Выяснение степени освоения учащимися пройденного учебного материала, используя различные способы деятельности воспитанников.

Педагогические техники, позволяющие решить поставленные образовательные задачи:

работа по карточкам, таблицам, применение магнитов, жестов.

3. Формирование новых понятий и способов действия:

Задачи: Понимание значимости изучаемого материала.

Вовлечение учащихся в совместную деятельность.

Содержание этапа занятия : Углубление ранее изученных понятий, используя приёмы взаимопроверки. Закрепление учащимися знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы.

4. Применение. Формирование умений и навыков.

Задачи: Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала, а так же осознание воспитанниками способов проработки информации. Обеспечить усвоение методики разбора музыкального диктанта и его записи, разбора номера при чтении с листа

Содержание этапа урока: Выполнение разноуровневых заданий и применение активных форм обучения .Выполнение поставленных задач на основе логического осмысления материала с помощью выстроенных стереотипов. Умение учащихся воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими в стандартных и изменённых ситуациях. Обеспечение установления межпредметных знаний. Выявить качество написания музыкального диктанта, разбора и исполнение номера для чтения с листа. Корректировка выявленных недостатков и пробелов.

5. Этап информации о домашнем задании.

Задачи: Обеспечить понимание учащимися цели содержания и способов выполнения домашнего задания.

Содержание этапа занятия : Информация, мотивация к выполнению и инструктаж по выполнению домашнего задания.

6. Этап подведения итогов урока.

Задачи: Оценить работы класса и индивидуальную работу воспитанников.

Содержание этапа занятия : Подведение итогов учебного занятия.

7. Этап рефлексии.

Задачи и содержание:

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, деятельности, взаимодействия с учителем и с одноклассниками.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ:

Теоретическая разминка:

1. Буквенное обозначение нот и тональностей.

-вспомнить буквенное обозначение нот: показать по руке

- выложить карточки с буквенным обозначением мажора и минора,

нот по порядку C-H на парте

-игра «Переводчик»: дети переводят название тональностей

с русского на латинский и показывают карточки

2. Одноимённые тональности.

- игра: «Всё наоборот»: педагог называет мажорную тональность, а дети

называют одноимённый минор и наоборот.

*В игру включать тональности с бемолями и диезами (дети отвечают по

цепочке)

- вспомнить какие тональности называются одноименными

3. Параллельные тональности.

Педагог называет Мажор, а дети:

- находят параллельную тональность по руке

(обязательно считать вслух ступени I VII VI)

- вспомнить какие тональности называются параллельными

4. Полутон и тон.

- вспомнить, как располагаются полутоны и тоны на клавиатуре,

показать сочетание клавиш на клавиатуре (на парте) и определять

по цепочке.

5. Строение мажорной и минорной гаммы.

- вспомнить строение мажора и минора и спеть песенки

- нарисовать строение гаммы палочками на доске

6. Порядок появления диезов и бемолей.

-назвать скороговорку диезов и бемолей

7. Диезные и бемольные мажорные тональности:

Педагог называет тональность, а дети называют - диезная или бемольная.

- вспомнить про особенности в названии мажорных тональностей

- вспомнить самую хитрую тональность Фа мажор

8. Тональность Ре мажор.

-дать латинское название, найти карточку с буквенным

обозначением и знаками при ключе в Ре мажоре

-записать ключ и знаки, выложить гамму магнитами:

Вспомнить устойчивые и неустойчивые ступени

(устойчивые выложить красными магнитами, неустойчивые -зелеными,

выложить ступени римскими цифрами)



3. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ.

Сольфеджирование и вокальные навыки.

Спеть полный «портрет гаммы» Ре мажор:

-Доминантовый септаккорд к Ре мажору

- тоника с сопровождением

-Т5/3( нотами)

-вводные ступени (нотами и ступенями)

-спеть гамму ступенями с ладовыми жестами (с дирижером)

-спеть устойчивые ступени один раз, неустойчивые -два раза

-спеть гамму нотами по таблице (ребенок у клавиатуры,

дети показывают на таблице клавиатура на парте)

- распевка № 1, 2, 3 (спеть ступенями, показывая жесты)

- Шатковский (играем с VII ступенькой)

- спеть ступенями

- спеть опевание устойчивых ступеней -песенку «Хоровод ступенек»

(ступенями с ладовыми жестами, нотами по руке)

-мелодическое эхо

-закрепление тоники

- отгадать ступени и проводить их до Тоники

- спеть мелодические змейки по таблице «КЛАВИАТУРА»

4. ПРИМЕНЕНИЕ.

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

ДИКТАНТ.

- прослушать мелодию и определить размер по руке

2- прослушать мелодию, посчитать сильные доли

(количество тактов) и подпевать мелодию

- записать размер и расставить такты

3- прослушать мелодию, пропеть мелодию на «лё»,

прохлопать ритм, показывая доли

- пропеть мелодию про себя на ритмослоги ,

прохлопать ритм

4- прослушать мелодию, спеть на «ЛЕ»

и показать рукой направление движения мелодии

-пропеть мелодию про себя на «ЛЕ»

и показать рукой направление движения мелодии

ОБСУДИТЬ МЕЛОДИЧЕСКРОЕ ДВИЖЕНИЕ

5- прослушать мелодию, пропеть мелодию про себя

нотами и показать рукой направление движения

мелодии

- пропеть мелодию про себя нотами и

показать рукой направление движения мелодии

6- прослушать мелодию, спеть мелодию

про себя нотами и простучать пульс по руке

-записать мелодию нотами в ритме

7,8 ПРОСЛУШАТЬ МЕЛОДИЮ,

пропеть мелодию про себя нотами

После самостоятельной записи мелодии детьми, дети записывают мелодию диктанта по такту на доске, затем проставляют ступени.

-повторить что такое транспозиция

Чтение с листа.

- проанализировать номер

КАК НАЗЫВАЕТСЯ МЕЛОДИЯ, ПЕРЕВОКАКАЯ ТОНИКА В МЕЛОДИИ?



КАКИЕ ЗНАКИ ПРИ КЛЮЧЕ?

КАКАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ?

КАКИЕ ЗНАКИ ВСТРЕЧАЕМ В ТЕКСТЕ?

АКЦЕНТ!!!!!!! РЕПРИЗА!!!!!!!! ВОЛЬТА!!!!!!!! ВОСЬМАЯ ПАУЗА!!!!!!

прохлопать ритм и назвать на ритмослоги

-прохлопать ритм и назвать нотами

-простучать пульс и назвать нотами

-спеть мелодию нотами и простучать пульс

-спеть по фразам по рядам

-один такт петь вслух, а следующий - про себя

5. ЭТАП ИНФОРМАЦИИ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ.

Сделать транспозицию диктанта и мелодии для чтения с листа

в С dur.

6. ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ УРОКА.

Оценить работу всего занятия и каждого воспитанника, наметить перспективу дальнейшей работы.

7. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ.

Дать возможность воспитанникам рассказать о своих впечатлениях от участия в открытом мероприятии и разных видах деятельности, об общении с ребятами и преподавателем во время открытого занятия.