ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА
УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Н.Е. Сиушова, учитель истории и обществознания
МБУ «Лицей №19»
г. о. Тольятти
В статье рассматриваются проблемы сохранения и улучшения здоровья учащихся в учебном заведении и пути их решения, приводятся примеры применения здоровьесберегающих технологий на уроках истории и во внеурочное время.
Тема «Здоровьесберегающие технологии на уроках истории и во внеурочное время» довольно распространена, не нова и очень актуальна. Среди учащихся, приходящих в учебные заведения, мало совсем здоровых. Со стороны государства и общества, конечно, немало делается для улучшения здоровья подрастающего поколения: спортивые клубы и площадки, многочисленные кружки и секции по интересам, пропаганда здорового образа жизни. Однако, по статистике большую часть своего времени ребята проводят в учебном заведении. Каждый преподаватель, несомненно на занятиях и во внеурочное время, пытается дать не только знания, умения и навыки, но и сохранить здоровье своих учеников.
Каким же образом, мы педагоги пытаемся сохранить и улучшить здоровье учащихся?
Во-первых, выполняя образовательную функцию, содействуем оздоровлению;
Во-вторых, проводим профилактику различных заболеваний, курения, алкоголизма, наркомании и токсикомании среди подростков;
В-третьих, привлекаем родителей к участию в оздоровлению учащихся;
В-четвертых, пропагандируем здоровый образ жизни;
В-пятых, способствуем воспитанию бережного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих и потребности к здоровому образу жизни.
Каким же образом, можно решить поставленные задачи на уроках, и в частности на уроках истории?
Одно из направлений, работа в режиме двигательной активности на занятиях: всевозможные ролевые игры, работа в группах.
Например, при использовании приема – работа в группе, учащиеся двигаются, меняются местами. При этом, учащиеся стараются сесть с теми, кто им наиболее симпатичен и привлекателен. Заряд положительными эмоциями сказывается как на ходе занятия, так и на самочувствии учащихся.
Для комфорта и раскованности на уроках, педагогу иногда позволительно шутить, смеяться и делать отвлекающие пятиминутки на посторонние темы, выходящими за рамки учебного материала. Например, при изучении французских войн, разнообразить военные события и внести момент отвлеченности в учебное занятие, может история майонеза. А при прохождении темы «Реформы Петра Великого», целесообразно будет рассказать о традиции праздновать Новый год с исторической точки зрения.
Отвлекающие пятиминутки, иногда целесообразнее проводить в начале занятия, что помогает сосредоточить внимание учащихся, нацелить их на работу, снять напряжение, оставшееся с предыдущего урока. В качестве примера, день в истории или последние новости в области экономики, политики, культуры и спорта в России и других странах.
Пожалуй, сложнее всего педагогу в данной ситуации будет сохранить баланс между раскованностью и дисциплинированностью. Учебный процесс необходимо строить таким образом, чтобы учащимся было интересно и увлекательно, чтобы работали много и плодотворно, чтобы работы на дом оставалось меньше, а выполнять ее было бы интереснее. Например, по возможности самостоятельно осваивать материал, а затем систематизировать изученное в совместной деятельности с другими учащимися и преподавателем.
Одновременно воспитывается и культура поведения, а также решается проблема ненормированной продолжительности учебного дня и недели.
Таким образом, через создание спокойной и заинтересованной атмосферы, педагог пытается содействовать оздоровлению учащихся.
Конечно, первостепенное значение для сохранения здоровья учащихся имеют санитарные условия и гигиена в кабинете. На каждой перемене необходимо проветривать кабинет, так как свежий воздух улучшает самочувствие учащихся и способствует повышению работоспособности. Не менее важное значение имеет оформление кабинета, наличие наглядности, при условии, что они не отвлекают от учебы.
В деле сохранения здоровья учащихся очень плодотворно сотрудничать с родителями. Например, организация горячего питания в образовательном учреждении. Постановка на родительских собраниях вопросов о комфортности и дискомфорте учащихся в учебных условиях, рассмотрение тем о возрастных психологических особенностях подростков, проведение различных видов анкет и опросов, которые позволяют понять насколько родители знают своего ребенка, общаются с ним.
Таким образом, мы касаемся физического и морального здоровья учащихся, в частности и негативных тенденций: нежелания трудиться, потребительского поведения, распространения наркомании, курения, употребления спиртных напитков, преступности.
Подобные проблемы возможно также поднимать и с учащимися на классных часах, в ходе тематических и профилактических бесед.
Передача знаний по предотвращению отдельных болезней и их профилактика возможна следующим образом. Например, при изучении средневековой Европы подчеркивается, что основная причина моров и эпидемий – отсутствие правил гигиены, таких как умывание и мытье, регулярная смена белья.
Во внеурочной деятельности целесообразно проводить различные акции: «Нет - наркотикам», «Нет - курению», «Нет - СПИДу», «Доброта спасет мир» или конкурсы рисунков, плакатов и газет.
С точки зрения разнообразия учебы, очень целесообразно в плане сохранения и улучшения здоровья учащихся использовать мультимедийные технологии. Использование информационных ресурсов позволяет сделать занятия более эффективными: лекции – информативными, задания – общедоступными и интересными, с одной стороны, и эмоционально приятными и доброжелательными, с другой.
Библиографический список
1. Здоровье и образование www.valeo.edu.ru