СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Здоровый образ жизни формируется в семье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье говорится о важнейших условиях в жизни ребёнка, которые формируют здоровый образ жизни всех членов семьи. О залоге счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром в будущем.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Здоровый образ жизни формируется в семье"»

УДК 347.635


Здоровый образ жизни формируется в семье

Л.В. Баландина


Учитель надомного обучения

Е-шаі1: [email protected]


Россия, Курск, Областное казённое образовательное учреждение «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»


В статье говорится о важнейших условиях в жизни ребёнка, которые формируют здоровый образ жизни всех членов семьи. О залоге счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром в будущем.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, физическое и нравственное здоровье, моральный климат в семье, экологическая среда в доме.

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост, здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к людям.

Как правило, результатом здорового образа жизни является физическое и нравственное здоровье. Они тесно связанны между собой. Не случайно в народе говорят: «В здоровом теле-здоровый дух».

В младшем школьном и старшем школьном возрасте ребёнок значительную часть времени проводит в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Вот почему именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к природе, к людям, к труду. Ребенку нужна помощь взрослых, чтобы сформировать навыки, необходимые для организации своей жизни в будущем.

Здоровый образ жизни — это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий.

Одно из важнейших – создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, сделать приятное друг другу, в заботе о здоровье членов семьи. Конечно, это совершенно исключено в тех семьях, где частые скандалы, где кто-то из родителей пьет, где царит культ насилия и грубости.

Второе условие успешности – тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться и советоваться. Общение – великая сила, которая помогает понять ход мыслей ребенка и по первым признакам определить склонность к негативным поступкам.

Третье условие – повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи. Однако не следует забывать о пользе простых правил, соблюдение которых помогает сохранять здоровье. Это и утренняя зарядка вместе со старшими членами семьи, и пробежка вокруг дома, и прогулки перед сном, и проветривание помещения, и соблюдения правил личной гигиены.

В наше непростое время трудно давать советы по организации правильного питания, но на мой взгляд, восполнить недостаток витаминов в зимний и весенние периоды по силам каждой семье. Достаточно вспомнить о чудо-травах, которые растут рядом с нами. Липа, листья и цветы земляники, иван-чай, чабрец, душица, мята, зверобой, листья брусники.

Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается и за счет совместного участия детей и родителей в разнообразных делах. Труд- один из ведущих факторов воспитания у детей правильных представлений об образе жизни.

Здоровый образ жизни немыслим без создания нормальной экологической среды в доме. Обстановка, к которой привыкает ребенок, воспроизводится в дальнейшем в его будущей семье. Грязь, не свежий воздух, не заправленные постели, не продуманный интерьер, - к сожалению, это достаточно широко распространенные явления во многих семьях. Между тем в доме необходимо создать и поддерживать среду, удовлетворяющую требованиям экологичности и эстетики. Вместе с детьми можно обсудить наиболее целесообразный вариант расположения мебели, навести порядок, сделать уборку, проветрить комнаты. Украсят интерьер живые цветы или композиции из сухих трав. Комнатные растения помогают к тому же поддерживать в доме необходимый уровень влажности воздуха. Пусть дети ухаживают за ними.

Ни что так не влияет на обстановку в семье, как подготовка к семейным праздникам. Совместное приготовление подарков (в тайне от виновника торжества) сближает старших и младших членов семьи. Когда же отшумят праздники, интересно почитать и обсудить с мамой и папой книги. Очень полезно для формирования детской души произведения о природе и бережным к ни отношении: В. Бианки, Б. Рябинина, М. Пришвина, Н. Сладкова и др.

А сколько интересных дел, способствующих гармоничному формированию души и тела, ждет детей вне дома! Непосредственный контакт с природой облагораживает человека, формирует его позитивное отношение к природной среде. Поле деятельности здесь необозримо: совместная посадка кустарников и деревьев, и уход за ними; изготовление кормушек и зимняя подкормка птиц; уход за содержащимися дома животными. Все это формирует в душе ребенка чувства ответственности, сопереживания, стремления прийти на помощь, гордость за добрый поступок.

Особую значимость имеют прогулки детей с родителями на речку, в лес или в поле. Хорошо, когда пешеходные прогулки чередуются с велосипедными (зимой- лыжными) или автомобильными. Это позволяет чаще менять маршруты, расширять представления детей о свое крае. Однако не следует забывать о том, что наряду с оздоровительными прогулки выполняют и познавательные функции. Как показали мои исследования, самыми яркими впечатления младших школьников являются именно прогулки с родителями на природу. Прогулки дают ребенку значительный объем информации. Например, на прогулке в лес дети могут узнать о весенних цветах и необходимости их охраны, о съедобных и ядовитых грибах, о животных, населяющих лес, о роли природы в жизни человека. Когда взрослые, взяв детей за руки, идут, отвечая на вопросы детей, делая маленькие открытия, они показывают примеры бережного отношения к природе и тем самым вызывают в душе ребенка не только удивление и восхищение, но и уважение к окружающему его миру.

Таким образом, здоровый образ жизни всех членов семьи в настоящем- залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром в будущем.

Список литературы

1) Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Издательство МГУ, 2003.

2) Антонов А.И. Современная семья: два взгляда на одну проблему. Семья в России. 2001

3) Гребенников И.В. Основы семейной жизни. 2001.

4) Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. - М.: Норма. 2008.