2.9. Степень числа. Квадрат и куб числа.
В соответствии с тематическим планированием, на данный урок отводится два часа учебного времени.
Первый урок
Выборочное краткое обсуждение результатов домашней работы (до 5 мин.).
1. Выполняем этап работы с информацией (до 10 мин.).
Ориентирован на преимущественное формирование познавательных УУД (универсальных учебных действий): умения формулировать вопросы к тексту, самостоятельно формулировать ответы с опорой на текст.
Обсуждаем работу с заданиями со с. 101, под плашками «Вспоминаем то, что знаем» и «Открываем новые знания», а также ответы детей на вопросы учебника, найденные с помощью информационного блока.
Устанавливаем цели урока.
2. Выполняем этап первичного закрепления (20 мин.).
Ориентирован на формирование:
познавательных УУД (формирование умений:
– по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов;
– по использованию доказательной математической речи;
– по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами);
регулятивных УУД (формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты);
коммуникативных УУД (формирование умений совместно с другими детьми в группе находить решение задачи и оценивать полученные результаты).
Обсуждаем, что это за этап, производим целеполагание, планирование, распределение времени, задаём необходимость самооценки и коррекции результатов. На этом уроке мы предлагаем фронтально-групповую работу (по 2–4 вариантам).
Далее мы предлагаем вам примерный план работы с материалами для первичного закрепления (№1–8). В зависимости от уровня класса или от ситуации на уроке учитель обращается с этими материалами по своему усмотрению (можно взять меньшее количество заданий). При этом распределение материалов по вариантам спроектировано нами как парно-групповая работа, предполагающая обсуждение материала детьми в парах, сидящих рядом, взаимную поддержку, консультации со стороны сильных учеников и взаимопроверку результатов.
а) Выполняем задания 1, 2, 3, 4. Они выполняются фронтально, вслух, с обсуждением.
б) Задание №5 выполняется в трёх вариантах – по три выражения на группу (ряд). Проверка и сличение результатов.
в) Задания №6, 7, 8 выполняются в трёх вариантах (задания этих номеров распределяются педагогом между детьми в классе). Проверка и сличение результатов.
3. Выполняем этап самостоятельной работы (15 мин.).
Ориентирован на формирование:
познавательных УУД (формирование умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов);
регулятивных УУД (формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты);
коммуникативных УУД (формирование умений совместно с другими детьми в группе сверять полученные результаты с образцом).
Вариант работы выбирается из предложенных в учебнике или сборнике самостоятельных работ (авторов С.А. Козловой, А.Г. Рубина, В.Н. Гераськина) по усмотрению учителя после рефлексии детей, проведённой на предыдущем этапе. Варианты самостоятельной работы не равноценны: первый вариант проще (необходимый уровень), второй – сложнее (повышенный уровень).
По истечении времени, отведённого для выполнения работы, её результаты выносятся для обсуждения в классе: в явном виде демонстрируются верные ответы и сравниваются с теми, что получены детьми. Ошибки выявляются и уясняются в парной работе детей.
ОТВЕТЫ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПАРАГРАФА 2.9.
Вариант I. а) 11 025; 1728; б) 21; 23; 25; в) 3 · 5 53; 52 25; 34 43.
Вариант II. а) 02 = 0; 12 = 1; 22 = 4; 32 = 9; 42 = 16; 52 = 25; 62 = 36; 72 = 49; 82 = 64; 92 = 81; 102 = 100; б) 27 = 33; 8 = 23; 125 = 53; в) 12 · 3 · 52 = 53 · 36; (90 : 30)2 (9 : 3)3; 312 – 62 312 – 63 .
4. Формулируем разноуровневое домашнее задание.