СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Степень числа. Квадрат и куб числа.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сложение, вычитание, умножение и деление идут первыми в списке арифметических действий. У математиков не сразу сложилось представление о возведении в степень как о самостоятельной операции, хотя в самых древних математических текстах Древнего Египта и Междуречья встречаются задачи на вычисление степеней.

   В своей знаменитой «Арифметике» Диофант Александрийский описывает первые натуральные степени так:

« Все числа...состоят из некоторого количества единиц; ясно, что они продолжаются увеличиваясь до бесконечности... среди них находятся квадраты, получающиеся умножением некоторого числа самого на себя; это же число называется стороной квадрата, затем кубы, получающиеся от умножения квадратов на их сторону, далее квадрато- квадраты — от умножения квадратов самих на себя, далее квадрато — кубы, получающиеся от умножения квадрата на куб его стороны  и т. д.»

   Только около 1500г  француз, бакалавр медицины Никола Шюке смело ввел в свою символику  показатель степени. Он писал его мелким шрифтом сверху и справа от коэффициента.

Просмотр содержимого документа
«Степень числа. Квадрат и куб числа.»

Вычисли устно 51 • 8 – 46 • 8= 52 • 9 – 47 • 9=  53 • 10 – 48 • 10=  54 • 11 – 49 • 11=  52 • 11 – 51 • 11= 103 • 7 – 99 • 7=  6 • 11 + 3 • 11= 77 • 5 + 23 • 5=  54 • 78 + 46 • 78= 28 • 91 + 72• 91=  40 28 99 45 50 500 55 7800 11 9100

Вычисли устно

51 • 8 – 46 • 8=

52 • 9 – 47 • 9= 53 • 10 – 48 • 10= 54 • 11 – 49 • 11=

52 • 11 – 51 • 11=

103 • 7 – 99 • 7= 6 • 11 + 3 • 11=

77 • 5 + 23 • 5= 54 • 78 + 46 • 78=

28 • 91 + 72• 91=

40

28

99

45

50

500

55

7800

11

9100

Как можно записать короче выражения? 2+2+2+2+2+2 = 8 + 8 + 8 + 8 + 8 + 8 + 8 + 8 + 8=  125 + 125 + 125 + 125 + 125 + 125=    2∙6 8∙9 125∙6

Как можно записать короче выражения?

2+2+2+2+2+2 =

8 + 8 + 8 + 8 + 8 + 8 + 8 + 8 + 8= 125 + 125 + 125 + 125 + 125 + 125=

2∙6

8∙9

125∙6

 5 5 · 5; 5 · 5 · 5; 5 · 5 · 5 · 5; 5 · 5 · 5 · 5 · 5 …
  • 5
  • 5 · 5;
  • 5 · 5 · 5;
  • 5 · 5 · 5 · 5;
  • 5 · 5 · 5 · 5 · 5

Степень с натуральным показателем

Степень с натуральным показателем

5³ Традиционную математическую запись придумать сложно, в математике принято записывать: 5 · 5 = 5² 5 · 5 · 5 = 5 · 5 · 5 · 5 = 5=  5 4 5 1

Традиционную математическую запись придумать сложно, в математике принято записывать:

5 · 5 = 5²

5 · 5 · 5 =

5 · 5 · 5 · 5 =

5=

5 4

5 1

Как же записать такое выражение с тысячей множителей? 5 · 5 · 5 · 5 · 5 … =  5 1000  1000 раз

Как же записать такое выражение с тысячей множителей?

5 · 5 · 5 · 5 · 5 … =

5 1000

1000 раз

СТЕПЕНЬ ЧИСЛА a n  – cтепень a – основание степени n  – показатель степени =  а∙а∙а∙ …∙а a n  n раз a 1 =a

СТЕПЕНЬ ЧИСЛА

a n – cтепень

a – основание степени

n – показатель степени

= а∙а∙а∙ …∙а

a n

n раз

a 1 =a

Вариант 2 Вариант 1 1*1 2*2 3*3 4*4 6*6*6 7*7*7 0*0*0 1*1*1 2*2*2 3*3*3 4*4*4 6*6 7*7 0*0

Вариант 2

Вариант 1

  • 1*1
  • 2*2
  • 3*3
  • 4*4
  • 6*6*6
  • 7*7*7
  • 0*0*0
  • 1*1*1
  • 2*2*2
  • 3*3*3
  • 4*4*4
  • 6*6
  • 7*7
  • 0*0

Вариант 2 Вариант 1 1*1=1 2 2*2=2 2 3*3=3 2 4*4=4 2 6*6*6=6 3 7*7*7=7 3 0*0*0=0 3 1*1*1=1 3 2*2*2=2 3 3*3*3=3 3 4*4*4=4 3 6*6=6 2 7*7=7 2 0*0=0 2

Вариант 2

Вариант 1

  • 1*1=1 2
  • 2*2=2 2
  • 3*3=3 2
  • 4*4=4 2
  • 6*6*6=6 3
  • 7*7*7=7 3
  • 0*0*0=0 3
  • 1*1*1=1 3
  • 2*2*2=2 3
  • 3*3*3=3 3
  • 4*4*4=4 3
  • 6*6=6 2
  • 7*7=7 2
  • 0*0=0 2

Каким действием можно заменить сложение? 2+2+2+2+2+2=  Что показывает число 2 ?  Что показывает число 6 ? Каким действием можно заменить произведение 2*2*2*2*2*2?  2*2*2*2*2*2 =  2∙6

Каким действием можно заменить сложение?

2+2+2+2+2+2=

Что показывает число 2 ?

Что показывает число 6 ?

Каким действием можно заменить произведение 2*2*2*2*2*2?

2*2*2*2*2*2 =

2∙6

Физминутка

Физминутка

Вариант 1 Задание № 160 а),б),в) на странице 40 Прочитай абзац 4 на странице 39 учебника Вариани 2 Задание № 161 а),б),в) на странице 40 Прочитай абзац 5 на странице 39 учебника  Расскажи соседу по парте о том, что узнал.

Вариант 1

Задание № 160 а),б),в) на странице 40

Прочитай абзац 4 на странице 39 учебника

Вариани 2

Задание № 161 а),б),в) на странице 40

Прочитай абзац 5 на странице 39 учебника

Расскажи соседу по парте о том, что узнал.

Произведение  n и n  называют    квадратом числа  записывают  5 2  5*5=

Произведение n и n называют

квадратом числа

записывают

5 2

5*5=

Произведение  n , n  и  n  называют  кубом  числа  записывают   2*2*2=  2 3

Произведение n , n и n называют

кубом числа

записывают

2*2*2=

2 3

Особую роль в десятичной системе играют числа 10, 100, 1000 и т.д. их можно записать в виде: 10 = 10 1 100 = 10∙10=10 2 1000 = 10∙10∙10 = 10 3 . Посмотрите в учебник (стр. 39). Здесь мы  видим различные степени числа 10.  Какую закономерность здесь можно  увидеть ? –

Особую роль в десятичной системе играют числа 10, 100, 1000 и т.д. их можно записать в виде:

  • 10 = 10 1
  • 100 = 10∙10=10 2
  • 1000 = 10∙10∙10 = 10 3 .

Посмотрите в учебник (стр. 39). Здесь мы

видим различные степени числа 10.

Какую закономерность здесь можно

увидеть ?

Красная планета – Марс  Марс – четвёртая планета от Солнца. Марс имеет два спутника – Деймос и Фобос. Год на Марсе длится около двух земных лет. На Марсе самая высокая гора в Солнечной системе – это гора Олимп высотой 27 км .

Красная планета – Марс

  • Марс – четвёртая планета от Солнца.
  • Марс имеет два спутника – Деймос и Фобос.
  • Год на Марсе длится около двух земных лет.
  • На Марсе самая высокая гора в Солнечной системе – это гора Олимп высотой 27 км .
Давайте запишем высоту горы Олимп  используя тему, изученную на уроке Переведем километры в метры  Представим метры в виде произведения чисел  Представим второй множитель в виде числа в степени   27 (км) = 27000 (м) 27 км = 27∙1000 (м) 27 км = 27∙10 3 (м)

Давайте запишем высоту горы Олимп используя тему, изученную на уроке

  • Переведем километры в метры
  • Представим метры в виде произведения чисел

  • Представим второй множитель в виде числа в степени

27 (км) = 27000 (м)

27 км = 27∙1000 (м)

27 км = 27∙10 3 (м)

Тест  II Вариант. 1. Как называется цифра 5 в выражении 5 2 =25. а) основание степени; б) показатель степени; в) степень. 2. Вычислите: 10 3  а) 30, б)100, 1000. 3. Вычислите: 3· 5 2  а) 45, б)75, в) 55. 4. Вычислите: 5 2  а) 64 б) 25 в)34 I Вариант. 1  Запиши выражение короче:  9· 9· 9· 9  а) 9· 4 б) 9 4 в)9+4 2  Известно, что 5 2 =25. Как будет выглядеть это разложение?  а) 5· 2 б)5· 5 в)5+2 3  Выберите возможный вариант сокращения 3· 3  а)3 2   б) 3 в) 3 3  4  Вычислите 4 2    а) 8 б)16 в)2

Тест

II Вариант.

1. Как называется цифра 5 в выражении 5 2 =25.

а) основание степени;

б) показатель степени;

в) степень.

2. Вычислите: 10 3

а) 30, б)100, 1000.

3. Вычислите: 3· 5 2

а) 45, б)75, в) 55.

4. Вычислите: 5 2 а) 64 б) 25 в)34

I Вариант.

1 Запиши выражение короче:

9· 9· 9· 9 а) 9· 4 б) 9 4 в)9+4

2 Известно, что 5 2 =25. Как будет выглядеть это разложение? а) 5· 2 б)5· 5 в)5+2

3 Выберите возможный вариант сокращения 3· 3 а)3 2   б) 3 в) 3 3

4 Вычислите 4 а) 8 б)16 в)2

Домашнее задание п.1.11. учить определение, № 168 , 170 стр. 40

Домашнее задание

п.1.11. учить определение,

№ 168 , 170 стр. 40

. На уроке мне было  не интересно. У меня было  много ошибок Я считаю, что мне  еще нужно  поработать над этой темой . Я хорошо потрудился на уроке. Мне было интересно. Я доволен своей работой. У меня возникали трудности на уроке,  но я c ними справился. Я понял свои ошибки  и больше постараюсь  не допускать их

.

На уроке мне было

не интересно.

У меня было

много ошибок

Я считаю, что мне

еще нужно

поработать над

этой темой .

Я хорошо потрудился на уроке. Мне было интересно.

Я доволен своей работой.

У меня возникали

трудности на уроке,

но я c ними справился.

Я понял свои ошибки

и больше постараюсь

не допускать их