Сложение, вычитание, умножение и деление идут первыми в списке арифметических действий. У математиков не сразу сложилось представление о возведении в степень как о самостоятельной операции, хотя в самых древних математических текстах Древнего Египта и Междуречья встречаются задачи на вычисление степеней.
В своей знаменитой «Арифметике» Диофант Александрийский описывает первые натуральные степени так:
« Все числа...состоят из некоторого количества единиц; ясно, что они продолжаются увеличиваясь до бесконечности... среди них находятся квадраты, получающиеся умножением некоторого числа самого на себя; это же число называется стороной квадрата, затем кубы, получающиеся от умножения квадратов на их сторону, далее квадрато- квадраты — от умножения квадратов самих на себя, далее квадрато — кубы, получающиеся от умножения квадрата на куб его стороны и т. д.»
Только около 1500г француз, бакалавр медицины Никола Шюке смело ввел в свою символику показатель степени. Он писал его мелким шрифтом сверху и справа от коэффициента.
Просмотр содержимого документа
«Степень числа. Квадрат и куб числа.»
Вычисли устно
51 • 8 – 46 • 8=
52 • 9 – 47 • 9= 53 • 10 – 48 • 10= 54 • 11 – 49 • 11=
52 • 11 – 51 • 11=
103 • 7 – 99 • 7= 6 • 11 + 3 • 11=
77 • 5 + 23 • 5= 54 • 78 + 46 • 78=
28 • 91 + 72• 91=
40
28
99
45
50
500
55
7800
11
9100
Как можно записать короче выражения?
2+2+2+2+2+2 =
8 + 8 + 8 + 8 + 8 + 8 + 8 + 8 + 8= 125 + 125 + 125 + 125 + 125 + 125=
2∙6
8∙9
125∙6
- 5
- 5 · 5;
- 5 · 5 · 5;
- 5 · 5 · 5 · 5;
- 5 · 5 · 5 · 5 · 5
- …
Степень с натуральным показателем
5³
Традиционную математическую запись придумать сложно, в математике принято записывать:
5 · 5 = 5²
5 · 5 · 5 =
5 · 5 · 5 · 5 =
5=
5 4
5 1
Как же записать такое выражение с тысячей множителей?
5 · 5 · 5 · 5 · 5 … =
5 1000
1000 раз
СТЕПЕНЬ ЧИСЛА
a n – cтепень
a – основание степени
n – показатель степени
= а∙а∙а∙ …∙а
a n
n раз
a 1 =a
Вариант 2
Вариант 1
- 1*1
- 2*2
- 3*3
- 4*4
- 6*6*6
- 7*7*7
- 0*0*0
- 1*1*1
- 2*2*2
- 3*3*3
- 4*4*4
- 6*6
- 7*7
- 0*0
Вариант 2
Вариант 1
- 1*1=1 2
- 2*2=2 2
- 3*3=3 2
- 4*4=4 2
- 6*6*6=6 3
- 7*7*7=7 3
- 0*0*0=0 3
- 1*1*1=1 3
- 2*2*2=2 3
- 3*3*3=3 3
- 4*4*4=4 3
- 6*6=6 2
- 7*7=7 2
- 0*0=0 2
Каким действием можно заменить сложение?
2+2+2+2+2+2=
Что показывает число 2 ?
Что показывает число 6 ?
Каким действием можно заменить произведение 2*2*2*2*2*2?
2*2*2*2*2*2 =
2∙6
Физминутка
Вариант 1
Задание № 160 а),б),в) на странице 40
Прочитай абзац 4 на странице 39 учебника
Вариани 2
Задание № 161 а),б),в) на странице 40
Прочитай абзац 5 на странице 39 учебника
Расскажи соседу по парте о том, что узнал.
Произведение n и n называют
квадратом числа
записывают
5 2
5*5=
Произведение n , n и n называют
кубом числа
записывают
2*2*2=
2 3
Особую роль в десятичной системе играют числа 10, 100, 1000 и т.д. их можно записать в виде:
- 10 = 10 1
- 100 = 10∙10=10 2
- 1000 = 10∙10∙10 = 10 3 .
Посмотрите в учебник (стр. 39). Здесь мы
видим различные степени числа 10.
Какую закономерность здесь можно
увидеть ?
–
Красная планета – Марс
- Марс – четвёртая планета от Солнца.
- Марс имеет два спутника – Деймос и Фобос.
- Год на Марсе длится около двух земных лет.
- На Марсе самая высокая гора в Солнечной системе – это гора Олимп высотой 27 км .
Давайте запишем высоту горы Олимп используя тему, изученную на уроке
- Переведем километры в метры
- Представим метры в виде произведения чисел
- Представим второй множитель в виде числа в степени
27 (км) = 27000 (м)
27 км = 27∙1000 (м)
27 км = 27∙10 3 (м)
Тест
II Вариант.
1. Как называется цифра 5 в выражении 5 2 =25.
а) основание степени;
б) показатель степени;
в) степень.
2. Вычислите: 10 3
а) 30, б)100, 1000.
3. Вычислите: 3· 5 2
а) 45, б)75, в) 55.
4. Вычислите: 5 2 а) 64 б) 25 в)34
I Вариант.
1 Запиши выражение короче:
9· 9· 9· 9 а) 9· 4 б) 9 4 в)9+4
2 Известно, что 5 2 =25. Как будет выглядеть это разложение? а) 5· 2 б)5· 5 в)5+2
3 Выберите возможный вариант сокращения 3· 3 а)3 2 б) 3 в) 3 3
4 Вычислите 4 2 а) 8 б)16 в)2
Домашнее задание
п.1.11. учить определение,
№ 168 , 170 стр. 40
.
На уроке мне было
не интересно.
У меня было
много ошибок
Я считаю, что мне
еще нужно
поработать над
этой темой .
Я хорошо потрудился на уроке. Мне было интересно.
Я доволен своей работой.
У меня возникали
трудности на уроке,
но я c ними справился.
Я понял свои ошибки
и больше постараюсь
не допускать их