Технологическая карта урока
Учебник: Алгебра: учеб. для 9 кл. ср. шк./ Колягин Ю.М., Ткачева М.В., Федорова Н.Е. и др. - М.: Просвещение, 2014, Глава I, § 4
Тема урока: Степень с рациональным показателем.
Тип урока: урок усвоения теории
Учебная задача урока: провести усвоение учащимися материал по теме «Степень с рациональным показателем».
Диагностируемые цели урока:
В результате урока ученик
Знает:
- определение степени с рациональным показателем,
- св-ва степени с рациональным показателем и их доказательства,
Умеет:
- использовать определение степени с рациональным показателем для задач на вычисление,
- доказывать 1 и 2 св-ва степени с рациональным показателем,
- использовать св-ва степени с рациональным показателем при решение дидактических задач,
Понимает:
- что определение степени с рациональным показателем – это формула, которая действует в обе стороны;
- на чем основнаы доказательства св-в степени с рациональным показателем,
- что св-ва степени с рациональным показателем – это формулы, которые действуют в обе стороны.
Учебные действия, формируемые на уроке:
Личностные:умение учащегося устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, т.е. между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, таким образом, должна осуществляться осмысленная организация собственной деятельности ученика;
Регулятивные:целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно; -составление плана и последовательности действий - планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Коммуникативные:умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, умение доказывать собственное мнение;
Познавательные:
1. Постановка и решение проблем: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблемы;
2. Построение логической цепи рассуждений, доказательство;
3. Подведение под понятие;
4. Выведение следствий;
5. Установление причинно-следственных связей
6. Структурирование знаний.
Организационная структура урока
Этапурока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| | Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
| Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
Организационный момент. | Приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих. Проверяет готовность учащихся к уроку. Сообщает тему и структуру урока | Дают ответы на вопросы учителя по поводу отсутствия учащихся. Настраиваются на работу. | Постановка цель деятельности как ответ на вопрос: «Что я хочу узнать сегодня на уроке?». | Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме. Концентрируют внимание. | Слушать и слышать собеседника. Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. | Получают позитивный заряд. | Самоопределение и настраивание на урок. |
Актуализация знаний. | Организует повторение определения степени с рациональным показателем, св-в степени с рациональным показателем. Организует устное фронтальное решение заданий типа: см. приложение 1. | Повторяют определение степени с рациональным показателем, св-ва степени с рациональным показателем . | Анализ и сравнение предлагаемых заданий с целью извлечения необходимой информации для построения математического высказывания. | Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме. Отвечают на вопросы. | Слушать и слышать собеседника. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, использованиедополнительных высказываний для обоснования своего суждения. | Закрепляют умения использовать определение степени с рациональным показателем для задач на вычисление, - доказывать 1 и 2 св-ва степени с рациональным показателем, - использовать св-ва степени с рациональным показателем при решение дидактических задач, Самоконтролируют процесс выполнения заданий | Адекватное самостоятельное оценивание правильности выполнения заданий и внесение необходимых корректив в решения |
Мотивация. Создание проблемной ситуации. | На прошлом уроке вы изучили определение степени с рациональным показателем, св-ва степени с рациональным показателем. Поэтому в конце данного урока будет проведена самостоятельная работа по проверке доказательств 1-2 св-ва степени с рациональным показателем | Построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. | Анализированиеи сравнение предлагаемых заданий с целью извлечения необходимой информации для построения математического высказывания. | Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме. Отвечают на задаваемые вопросы в процессе обсуждения, сотрудничают в поиске и выборе информации. | Слушать и слышать собеседника. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, использование дополнительных высказываний для обоснования своего суждения. | Участвуют в диалоге и выводят необходимость проведения усвоения темы «Степень с рациональным показателем». | При возникновении ситуации затруднения регулировка хода мысли. |
Формирование проблемы: тема и цель урока | Выводит на формулировку темы и цели урока. Четко проговаривает тему и цель урока. | Усвоить теорию по теме «Степень с рациональным показателем». | Анализирование и сравнение предлагаемых заданий с целью извлечения необходимой информации для построения математического высказывания. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Составление плана достижения цели и определения средств её достижения. | Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме. | Слушать и слышать собеседника. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, использование дополнительных высказываний для обоснования своего суждения. | Участвуют в диалоге. | При возникновении ситуации затруднения регулировка хода мысли. Самоопределение. |
Первичное применение нового знания | Организует работу по выполнению упражнений: см. приложение 2 | Учатся применять определение степени с рациональным показателем, св-ва степени с рациональным показателем в ходе самостоятельного решения или работы у доски. | Самостоятельное планирование своей деятельности, применениепонятиязадачи на построение и плана её решенияв процессе самостоятельного решения и прогнозированиерезультата. Выстраивание в процессе решения задач логической цепи рассуждений. | Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме. | Слушать и слышать собеседника. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, использование дополнительных высказываний для обоснования своего суждения. Планирование сотрудничества с одноклассниками и учителем, координирование своих действий. | Закрепляют умение использовать определение степени с рациональным показателем для решения задач, , доказывать 1 и 2 св-ва степени с рациональным показателем, использовать св-ва степени с рациональным показателем при решение дидактических задач Самоконтролируют процесс выполнения заданий. | Проявление познавательной инициативы. Адекватноесамостоятельное оценивание правильностивыполнения заданий и внесениенеобходимых корректив в решения. |
Самостоятельная работа по закреплению изученного ранее | Организует самостоятельную работу по вариантам: см. приложение 3 | Учатся применять определение степени с рациональным показателем, св-ва степени с рациональным показателем в процессе индивидуальной работы. | Самостоятельное доказательство свойств и решение задач. Выстраивание в процессе решения задач логической цепи рассуждений. | Выполняют задания индивидуально. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, использование дополнительных высказываний для обоснования своего суждения. Планирование сотрудничества с одноклассниками и учителем, координирование своих действий. | Закрепляют умения использовать определение степени с рациональным показателем, св-ва степени с рациональным показателем при решение дидактических задач. Самоконтролируют процесс выполнения заданий, осознают качество и уровень усвоения. | Проявление познавательной инициативы. Адекватное самостоятельное оценивание правильности выполнения заданий и внесение необходимых корректив в решения. |
Рефлексия | Организует обсуждение как ответы на вопросы: «Какова была цель урока? Достигли мы её? Как мы её достигли?». | Отвечают на вопросы: «Какова была цель урока? Достигли мы её? Как мы её достигли?». | Рефлексия способов и условий своих действий. | Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме. | Слушать и слышать собеседника. Использование различных критериев для обоснования своих суждений. | Участвуют в диалоге. При необходимости исправляют ошибки, добавляют аргументацию. | Проведение самооценки. |
Домашнее задание | №№ 62 (2, 4), 63 (2, 4), 64 (2, 4). Решение: № 62 (2, 4). Вычислить Решение: 4) = № 63 (2, 4). Вычислить Решение: № 64 (2, 4) Вычислить . Решение: |
Приложение 1.
Задание 1.
Представьте в виде корня из степени с целым показателем
1)
3)
Решение:
1)
=
3)
=
-3
Задание 2. Представьте в виде степени с рациональным показателем
а)
5
б)
-1
Решение
а)
5=
б)
-1=
- Сформулируйте определение степени рациональным показателем?
- Степенью числа
где m-целое, n-натуральное число,
называется число вида
Задание 3 .
Вычислить:
а)
- Какое свойство вы использовали?
-
, где
,
б)
- Какое свойство вы использовали?
-
, где
,
в)
=
- Какое свойство вы использовали?
, где
,
г)
=
=
- Какое свойство вы использовали?
, где
,
,b
д)
32
- Какое свойство вы использовали?
-
, где
,b
Приложение 2
№58(1-3)Представить в виде степени с рациональным показателем
Решение
№59(1-3)Представить в виде корня из степени с целым показателем
Решение
№61 (1)
Вычислить
-
Решение:
=
Задание 1. Представить в виде произведения степеней:
Решение:
№61 (2)
Вычислить
-
Решение:
Задание 2. Представить в виде частного степеней:
Решение:
№61 (4)
Вычислить
4)
Решение:
Задание 3. Представить в виде куба числа
Решение:
Задание 4. Представьте в виде произведения степеней с основаниями 2 и 7 :
Решение:
Задание 5. Представьте в виде степени с основанием 48:
Решение:
Задание 6. Вычислите:
Решение:
=5,5
Задание7. Вычислите:
Решение:
№ 63 (1, 3)
Вычислить
Решение
№ 64 (1, 3)
Найти значение выражения
Решение
Приложение 3
1 Вариант -
Сформулируйте и докажите свойство произведения степеней -
Вычислите: а) ; в) ; г) | 2 Вариант -
Сформулируйте и докажите свойство частного степеней -
Вычислите: а) ; б) в) ; г) |
Решения:
-
Вариант -
Свойство произведения степеней: Дано: , Доказать: Доказательство: Т.к. рациональное число – это число вида , то и , где . Приведем дроби к общему знаменателю: Тогда Используя определение степени с рациональным показателем, свойства корня и степени с целым показателем, получаем: -
а) = в) г) | -
Вариант -
Свойство частного степеней: Дано: , Доказать: Доказательство: Т.к. рациональное число – это число вида , то и , где . Приведем дроби к общему знаменателю: Тогда Используя определение степени с рациональным показателем, свойства корня и степени с целым показателем, получаем: 2. а) = б) = в) г) |