Стихи детям разного возраста : как и что читать. Рекомендации.
Инструкция к пониманию поэзии
Чтение стихов для многих школьников сродни попыткам разгадать чужой сон: многое странно, мало что понятно. В этой статье рассказываем, есть ли смысл изучать поэзию и как это делать.
Пока дети маленькие, родители нередко читают им популярные стихотворения Агнии Барто, Эдуарда Успенского, Корнея Чуковского, Самуила Маршака. Некоторые даже добираются до менее очевидного Даниила Хармса. Но постепенно поэзия отходит на задний план. Для многих детей стихи становятся скучной школьной повинностью. А зря. Поэзия может принести много пользы и радости.
NB! Говорить о стихотворении «стих» неверно. «Стих» — это одна строка. В сокращённой версии об одном стихотворении можно сказать «стихи», но не «стих».
Зачем школьнику изучать стихи
Поэзия не про мышление прошлого века. Она важна каждому школьнику и сегодня. Как минимум, без прочтения обязательных стихотворений школьной программы школьник, скорее всего, не сможет сдать ОГЭ и ЕГЭ по литературе, победить на олимпиаде.
Другие функции поэзии:
развивает память, если учить стихи наизусть;
тренирует дикцию, выразительность речи, снимает страх публичных выступлений, если читать стихотворения вслух;
пополняет словарный запас и воспитывает «чувство языка»;
тренирует фонематический слух (умение вычленять звуки и слоги);
прививает хороший вкус, учит образно мыслить.
Пережить сильные эмоции
Подобно музыке, живописи, прозе, лирика обращается к чувствам. Стихи помогают разобраться в своих переживаниях, принять их и отпустить. В ситуациях эмоционального тупика многие слушают одну и ту же песню на повторе. Стихотворения дают похожий эффект.
Лучше узнать себя
Поэтические произведения можно перечитывать много раз и постоянно находить в них новые оттенки смысла. Эмоции тоже будут меняться. Это происходит потому, что поэзия затрагивает чувства. А они связаны с нашим жизненным опытом. С новым опытом меняется и восприятие лирики.
Увидеть историю в лицах
Поэзия отражает главные события. Учебники истории тоже их описывают, но сухими фактами. А лирика показывает отношение людей к происходящему, акцентирует внимание на проблемах, противоречиях. А также демонстрирует не самые приглядные стороны жизни, которые часто замалчиваются. Например, Николай Некрасов много писал о проблемах крестьян, Анна Ахматова — о репрессиях.
Задуматься о философских вопросах
Часто поэты обращаются к вопросам жизнеустройства, справедливости. Например, стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка» написано в 1955 году, но откликается и сегодня. Уже в школе некоторые добровольно ложатся под нож хирурга, например, чтобы исправить нос. То есть текст и сегодня полезен подросткам, особенно когда они начинают зацикливаться на своей внешности.
Усладить чувство прекрасного
Поэзией можно любоваться, как драгоценностями или полотнами великих художников. Можно получать эстетическое удовольствие от того, как слова сплетаются в предложения, а фразы рождают образы, смыслы. Читать стихи — значит наблюдать, как привычные слова образуют удивительные сочетания, которые заставляют сердце биться чаще.
Обрести небанальное хобби
Стихотворения можно рассказывать не только у школьной доски, на экзамене, на кухонной табуретке или школьном утреннике. С ними вы можете влиться в модные поэтические движения: расширить круг знакомств и виды культурного досуга.
Какие стихи читать с детьми
Каждому возрасту подходят свои тексты. Начинаем с простых образов и бытовой лексики. Постепенно усложняем, берём разные формы, сюжеты, мотивы. Выстраиваем систему, в которой можно увидеть, как развивалась поэзия с течением времени, что на неё влияло.
Стихи для дошкольников
Обычно родители примерно представляют себе, что читать детям до школы. Многие сами выросли на стихах Барто и Маршака. Нам легко передать свой опыт детям. В книжных магазинах много детской поэзии: классической и современной. Рекомендуем выбирать разные по эмоциональности тексты. Например, такие, где можно сопереживать герою, и, наоборот, забавные, где можно посмеяться.
Стихи для младших школьников
В начальных классах продолжаем читать ритмичные стихи с простыми образами. Но добавляем темы природы, сказочные сюжеты. Постепенно усложняем форму, тематику и лексику. Важно наблюдать за ребёнком. Если ему не очень понравился поэт или тема, то настаивать не следует. Иногда детям не хватает читательского и жизненного опыта, чтобы воспринимать отдельные стихи. Можно обсудить и выяснить, что не понравилось или было непонятным.
Младшим школьникам важно предлагать стихотворения, где автор использует средства выразительности: метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения. Всё это школьники изучают на уроках. И учёба пойдёт гораздо проще и интереснее, если ненавязчиво привлекать внимание к тому, как поэт создал образ посредством тропов.
Полезно пробовать читать разных поэтов, не только русскую классику: например, современных российских авторов, зарубежную лирику.
Стихи для учеников средних классов
По мере взросления ребёнка меняются и стихи, которые могут быть ему интересны.
Как выбирать стихотворения для средней школы:
Учитывать интересы ребёнка. Это поможет выбрать тематику. В первые годы подросткового возраста важна дружба. Потом завязываются романтические отношения. Дети часто обеспокоены поисками себя, задаются философскими вопросами.
Предлагать разных авторов, экспериментировать. Обращать внимание на современных поэтов, песенников. Перемежать их творчеством классиков и стихами, которые не входят в школьную программу. Суть не только в разнообразии, но и в системе, чтобы в голове ребёнка не было хаоса. Понять смысл проще через взаимосвязи: тематические, исторические, художественные.
Уделить внимание культурному и историческому контексту. То есть читать тексты разных эпох, связывая их с событиями в истории страны.
Дать ребёнку возможность отдохнуть и читать лёгкую лирику с простым ритмом, рифмой и сюжетом.
Поискать юмористические стихи. Они полезны для развития речи и формирования чувства юмора.
Стихи для старшеклассников
Пожалуй, сложнее всего старшеклассникам.
Какие стихи больше «зацепят» в старших классах:
Понятные с точки зрения сюжета и эмоций. Вероятно, 17-летнему юноше сложно понять стихи о переживаниях 40-летней женщины. Но подростки любят пофилософствовать о жизни или порассуждать на острые социальные темы. Стихи могут встроиться в систему поиска себя.
Не очень простые. Всё-таки поэзия — это часто про труд души и ума, а не только про развлечение.
Дающие представление об исторических, культурных особенностях разных эпох, о процессах, которые шли в литературном мире. У старшеклассника уже есть багаж знаний: он изучал историю, литературу. Это поможет ему выстраивать взаимосвязи, проводить параллели, анализировать мнения.
Как читать стихи с детьми
Читать стихотворения сложнее, чем прозу. Филолог Ефим Эткинд в книге «Разговор о стихах» проводит любопытную параллель. Есть люди с хорошим зрением — они могут рассмотреть самые мелкие буквы в таблице окулиста. Но на картинах они не видят ничего, кроме сюжета, и не испытывают ничего, кроме холодного раздражения. С поэзией так же. Можно прочитать стихотворение, увидеть образ, понять сюжет (а иногда и нет), но остаться глухим и слепым к чувствам, эмоциям, идеям.
Будет ли человек любить стихи и разбираться в них — зависит от учителя. И мы сейчас не о школьном преподавателе литературы, а, скорее, о педагоге в широком смысле — о том, кто введёт ребёнка в мир поэзии. Таким учителем может стать родитель, бабушка или любой другой человек.
Важно не стать для ребёнка учителем русского языка и литературы, который упорно пытается выяснить, где же тут эпитеты и что хотел сказать автор. Вместо этого предлагаем вовлечь школьника в процесс чтения стихов, заинтересовать. Тогда и диалог начнёт складываться сам собой. Для этого пригодятся советы по методике чтения стихов.
Создаём настроение для чтения
Важна обстановка, в которой вы читаете стихи. Возможно, захочется сидеть, обнявшись, на диване. Или, наоборот, школьнику будет комфортнее находиться одному. Можно приглушить свет, когда читаете. Некоторым сложно показывать эмоции, а полумрак решит эту проблему.
Декламируем с душой
Поэзия строится на чувствах, поэтому важно читать стихи с выражением, передавая голосом эмоции, расставляя акценты. Сложность в том, что для выразительного чтения нужно самому понять смысл стихотворения и вообще уметь декламировать. Это может вызывать сложности.
Варианты решения:
Искать качественное прочтение выбранных стихов. Популярную классику вы точно найдёте в исполнении современных актёров. Например, Сергей Безруков часто декламировал стихи Есенина.
Учиться читать лирику вместе с ребёнком. Честно заявите, что будете осваивать навык декламации с ним вместе.
Не факт, что вам и ребёнку понравится чужое прочтение. Возможно, произведение вызовет другие чувства, захочется иначе расставить акценты. Это нормально, поскольку каждый воспринимает поэзию через свой опыт. Восприятие может не совпасть. Это неплохая тема для обсуждения со школьником.
Используем визуализации
Бывает, что детям сложно построить в голове образ, который поможет понять стихотворение. Попробуйте подключить визуальный ряд. Это могут быть картины известных художников, иллюстрации из интернета или нейросетей.
Например, у Николая Заболоцкого есть стихотворение «Портрет». Его сложно читать, не зная, как выглядит портрет Александры Петровны Струйской. А стихотворение Александра Блока «Незнакомка» тоже проще понять с иллюстрацией:
Когда вы его читаете, можете обратиться к картине Ивана Крамского «Неизвестная». Здесь нет стопроцентного попадания в образ, который рисует поэт. Однако и на картине, и в стихотворении мы видим незнакомую загадочную женщину. Любопытно найти сходства и различия в образах.
Играем в слова
Школьнику проще очароваться процессом, в котором он задействован.
Слушаем музыку
Многие стихи стали песнями. И это необязательно романсы или композиции Аллы Пугачёвой. Современные исполнители охотно обращаются к наследию классиков. Например, на стихи Маяковского созданы альбом «Облако в штанах» (группа «План Ломоносова») и песня «Маяк» («Сплин»).
На стихи Бродского есть песни у таких групп, как «Мегаполис», «Сурганова и Оркестр», «Ночные снайперы», «Сплин», «25/17», Billy’s Band, The Retuses, а также у Земфиры, Александра Ф. Скляра, Васи Обломова, Басты. Также существуют песни на стихи Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Сергея Есенина, Михаила Лермонтова.
Впрочем, заменить чтение стихов прослушиванием песен невозможно. Наше восприятие стихотворения и эмоций, которые оно несёт, может не совпасть с тем, что предлагает условная рок-звезда.
Предлагаем такой алгоритм:
Читаем и разбираем стихотворение сами.
Слушаем популярную современную песню.
Сравниваем впечатления.
А можно пойти от обратного и изучать тексты песен как стихотворные произведения. Песни Владимира Высоцкого давно уже существуют в отрыве от музыки, и их разбирают как отдельные произведения.
Кстати, некоторые песни, которые считаются народными, на самом деле написаны поэтами. Например, популярный романс «Выхожу один я на дорогу» создан на основе известного стихотворения Лермонтова. Если сравнивать песни в старом и новом исполнении, могут получиться любопытные выводы.
А ещё поэзия может стать эстетичным и небанальным семейным хобби. Хорошая идея — скидывать друг другу, читать и обсуждать заинтересовавшие стихотворения, тексты и мемы о поэтах. Можно также ходить на литературные вечера, чтобы послушать, как читают стихи, или выступать на них самим.
Источник: https://interneturok.ru/blog/uchebnye_voprosy/stihi_detyam