Тема урока: Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава.
Цель урока: Знакомство учащихся с песнями военных лет, с героическими страницами русской поэзии на примере творчества М. Исаковского, Б. Окуджавы, Л. Ошанина, М. Джалиля. Задачи урока: 1. Воспитательная. На примерах песен о Великой Отечественной войне показать роль музыки в истории нашей страны, силой слова и музыки воздействовать на души детей, воспитывать патриотическое чувство, уважение к прошлому своего народа, способствовать воспитанию любви и гордости за свою Родину и народ.
Просмотр содержимого документа
«Стихи и песни о Великой Отечественной войне»
Урок литературы в 8 классе
Учитель Павлова Н. Л.
Стихи и песни
о Великой Отечественной войне
Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
В. И. Лебедев – Кумач
Мирная жизнь
1
9
4
1
Г
О
д
21
И
Ю
Н
Я
… Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны…
ВОЙНА
Ассоциации
Война.
Кровопролитная, страшная.
Провожать на фронт, защищать Родину, отдавать жизнь.
Война! Жесточе нету слова…
Трагедия.
Гимн
сопротивляющегося народа
В.И.Лебедев – Кумач, А.В.Александров
- Какие строчки были особенно близки людям, услышавшим эту песню перед отправлением на фронт?
- В чём, по – вашему , патриотический пафос произведения?
Памятник песне
К.Симонов «Жди меня»
- О чём это стихотворение?
- Каков, на ваш взгляд, жанр стихотворения?
- Какое слово в произведении является ключевым и почему?
А.Сурков, К.Листов
«В землянке»
- В чём секрет любви многих поколений , в том числе и невоенных, к песне
«В землянке»?
Памятник песне
Поэт – песенник
М.В. Исаковский
(1900г. – 1973г.)
«Катюша»,
«И кто его знает»,
«В прифронтовом лесу»,
«Огонёк»,
«Ой, туманы мои...»,
«Враги сожгли родную хату»,
«Снова замерло всё до рассвета»,
«Летят перелётные птицы» …
Знаменитая, родная и близкая
миллионам людей «Катюша»
М.Исаковский, М.Блантер
Шли бои на море и на суше,
Грохотали выстрелы кругом-
Распевала песенки «катюша»
Под Калугой, Тулой и Орлом .
проникнуто произведение?
Памятник песне
Памятник песне
На берегу реки Угры в Смоленской области, неподалеку от родной деревни Исаковского, в 1983 году появился скромный деревянный памятник песне «Катюша»: под срубом избы - стопка бревен, которая символизирует угол родного дома, а рядом лежит большой камень - знак вечности. Раздвоенная береза, растущая вблизи, словно протягивает в мольбе руки: «Пусть он землю сбережет родную, а любовь Катюша сбережет».
Некий прообраз песни и оружия в виде небольшого мемориального знака расположен в Смоленской области, над рекой Угрой, неподалёку от родной деревни Михаила Исаковского.
Надпись на металлической планке, прикрепленной к валуну:
«Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой».
А рядом – беседка с бревенчатыми скамейками под навесом.
Великое и трагическое
в стихотворении «Враги сожгли
родную хату»
М.Исаковский, М.Блантер
- Почему стихотворение М.Исаковского можно назвать повестью?
- В чём , по – вашему, связь между стихотворением К.Симонова «Жди меня» и стихотворением М.Исаковского ?
Булат Шалвович Окуджава
Война всё время со мной:
попал на неё в самое молодое,
самое восприимчивое время,
и она вошла в меня очень
глубоко.
Б.Окуджава
«Песенка о пехоте» - песня со слезами на глазах
- Какой нарисовал войну поэт в этом стихотворении?
- Почему стихотворение можно назвать трагедией?
Песня по заказу
«Мы за ценой не постоим…»
Раздумья о предстоящем и свершившемся
«Дороги»
Л.Ошанин, А.Новиков
- Почему песню «Дороги» называют исповедью?
- О чём она?
Песня сердца и души
«Соловьи»
А.Фатьянов, В.Соловьёв - Седой
- Почему песню «Соловьи» воспринимают как народную?
«Самый трогательный,
самый душевный
праздник страны»
1418 дней и ночей
27 миллионов погибших
( 19 тысяч - ежедневно,
800 человек – в час,
13 человек - в минуту)