20.10.2017
Литература в 5 – Б класс
Учитель: Белоусова Л. С.
Тема: Стихи и проза. Ритм. Рифма.
Цели: 1. познакомить с различиями стихотворной и прозаической речи;
2. дать понятие ритма;
3. познакомить с рифмой, её видами: парной, перекрёстной, опоясывающей;
Задачи: 1. научить различать стихотворный и прозаический тексты;
2. научить различать виды рифмы, рифмовать слова, создавать буриме.
Вступительное слово.
Сегодня я хочу показать вам, как я впервые знакомлю пятиклассников с прозаической и стихотворной речью, а также с основами стихосложения.
Ход занятия:
I Психологический настрой.
Учитель: Нарисуйте своё настроение в начале занятия, выбрав один из значков.
II Знакомство с прозаическим и стихотворным текстами.
Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.
Прозаическая Стихотворная речь
Тайна первая: наша речь.
-Прослушайте два текста и определите, чем они похожи между собой и какие имеют различия. Чтобы лучше воспринять их, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.
1)Одинокий парус белеет в голубом тумане моря. Интересно, что он ищет в далёкой стране? Что он кинул в родном краю?
2)Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
•Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл, одинаковые картины)
•Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно)
•Сделайте вывод, как может быть организована наша речь? (проза и стихи)
Тайна вторая: стихотворная речь.
III Знакомство с ритмом.
•А теперь посмотрите, одинаково ли записаны эти тексты? Почему? (Второй текст звучит ритмично)
•В чём же секрет ритма? Где в жизни можно встретить явления ритма? (музыка, танцы, биение сердца, смена дня и ночи, смена времён года и т.п.)
•Сделаем вывод, что же такое ритм?
Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц.
В стихе это ударный и безударный слоги.
•Попробуем отстучать ритм этого стихотворения, выделяя более громко ударный слог.
IV Знакомство с рифмой. Тайна третья – рифма.
•Назовите ещё одно отличие стихотворного текста от прозаического (рифма).
•Что же такое рифма?
Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.
(от греч. рифмос – стройность)
•Игра «Найди рифму».
парта - …(карта)
ученик -…(озорник)
пенал - … (журнал)
указка - … (сказка)
ручка - … (штучка)
•Виды рифмы.
- А сейчас мы узнаем, какой бывает рифма.
Рифмы бывают разные:
Чудесные и прекрасные,
Весёлые и озорные.
А нравятся вам какие?
- На самом деле в стихосложении существует 3 вида рифмы: перекрёстная, парная и опоясывающая.
Перекрёстная АБАБ
А У Лукоморья дуб зелёный;
Б Златая цепь на дубе том:
А И днём и ночью кот учёный
Б Всё ходит по цепи кругом
Парная ААББ
А В темнице там царевна тужит,
А А бурый волк ей верно служит;
Б Там ступа с Бабою Ягой
Б Идёт, бредёт сама собой…
Опоясывающая АББА
А И там я был, и мёд я пил;
Б У моря видел дуб зелёный;
Б Под ним сидел, и кот учёный
А Свои мне сказки говорил.
•Игра «Кто быстрее?» (работа в группах)
- А сейчас вы попробуйте сами определить вид рифмы.
Перед вами карточки с текстами, какая группа быстрее определит виды рифмы в них?
Выразительное чтение.
1)Жил-был добрый Царь Матвей,
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет,
А детей всё нет как нет. (парная)
2)Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя. (перекрёстная)
3)Я рос, как многие в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши. (опоясывающая)
Последняя тайна – буриме.
VI Поэтическая мастерская (работа в группах)
- А теперь мы отправимся в поэтическую мастерскую и сами попробуем сочинить стихотворение –буриме.
- Как вы думаете, для того чтобы быть поэтом, достаточно ли уметь рифмовать слова? (нет, нужно соблюдать чувство ритма и подбирать слова, подходящие по смыслу)
Каждая группа получит по 2 пары рифмующихся слов на тему «Школа». Кто быстрее и лучше сочинит четверостишие?
1 группа : школа – глаголы, тетрадь – писать.
2 группа: книжки – мальчишки, урок – звонок.
VII Итог занятия.
•О чём вы узнали на сегодняшнем занятии? Чему научились?
VII Рефлексия.
- А сейчас нарисуйте ваше настроение после занятия.