СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стихи и проза. Ритм. Рифма.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня я хочу показать вам, как я впервые знакомлю пятиклассников с прозаической и стихотворной речью, а также с основами стихосложения.

Ход занятия:

I Психологический настрой.

Учитель: Нарисуйте своё настроение в начале занятия, выбрав один из значков.

II Знакомство с прозаическим и стихотворным текстами.

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.

Прозаическая Стихотворная речь

Тайна первая: наша речь.

-Прослушайте два текста и определите, чем они похожи между собой и какие имеют различия. Чтобы лучше воспринять их, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.

1)Одинокий парус белеет в голубом тумане моря. Интересно, что он ищет в далёкой стране? Что он кинул в родном краю?

Просмотр содержимого документа
«Стихи и проза. Ритм. Рифма.»

20.10.2017

Литература в 5 – Б класс

Учитель: Белоусова Л. С.

Тема: Стихи и проза. Ритм. Рифма.

Цели: 1. познакомить с различиями стихотворной и прозаической речи;

2. дать понятие ритма;

3. познакомить с рифмой, её видами: парной, перекрёстной, опоясывающей;

Задачи: 1. научить различать стихотворный и прозаический тексты;

2. научить различать виды рифмы, рифмовать слова, создавать буриме.

Вступительное слово.

Сегодня я хочу показать вам, как я впервые знакомлю пятиклассников с прозаической и стихотворной речью, а также с основами стихосложения.

Ход занятия:

I Психологический настрой.

Учитель: Нарисуйте своё настроение в начале занятия, выбрав один из значков.

II Знакомство с прозаическим и стихотворным текстами.

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.

Прозаическая Стихотворная речь

Тайна первая: наша речь.

-Прослушайте два текста и определите, чем они похожи между собой и какие имеют различия. Чтобы лучше воспринять их, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.

1)Одинокий парус белеет в голубом тумане моря. Интересно, что он ищет в далёкой стране? Что он кинул в родном краю?

2)Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

•Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл, одинаковые картины)

•Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно)

•Сделайте вывод, как может быть организована наша речь? (проза и стихи)

Тайна вторая: стихотворная речь.

III Знакомство с ритмом.

•А теперь посмотрите, одинаково ли записаны эти тексты? Почему? (Второй текст звучит ритмично)

•В чём же секрет ритма? Где в жизни можно встретить явления ритма? (музыка, танцы, биение сердца, смена дня и ночи, смена времён года и т.п.)

•Сделаем вывод, что же такое ритм?

Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц.

В стихе это ударный и безударный слоги.

•Попробуем отстучать ритм этого стихотворения, выделяя более громко ударный слог.

IV Знакомство с рифмой. Тайна третья – рифма.

•Назовите ещё одно отличие стихотворного текста от прозаического (рифма).

•Что же такое рифма?

Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.

(от греч. рифмос – стройность)

•Игра «Найди рифму».

парта - …(карта)

ученик -…(озорник)

пенал - … (журнал)

указка - … (сказка)

ручка - … (штучка)

•Виды рифмы.

- А сейчас мы узнаем, какой бывает рифма.

Рифмы бывают разные:

Чудесные и прекрасные,

Весёлые и озорные.

А нравятся вам какие?

- На самом деле в стихосложении существует 3 вида рифмы: перекрёстная, парная и опоясывающая.

Перекрёстная АБАБ

А У Лукоморья дуб зелёный;

Б Златая цепь на дубе том:

А И днём и ночью кот учёный

Б Всё ходит по цепи кругом

Парная ААББ

А В темнице там царевна тужит,

А А бурый волк ей верно служит;

Б Там ступа с Бабою Ягой

Б Идёт, бредёт сама собой…

Опоясывающая АББА

А И там я был, и мёд я пил;

Б У моря видел дуб зелёный;

Б Под ним сидел, и кот учёный

А Свои мне сказки говорил.

•Игра «Кто быстрее?» (работа в группах)

- А сейчас вы попробуйте сами определить вид рифмы.

Перед вами карточки с текстами, какая группа быстрее определит виды рифмы в них?

Выразительное чтение.

1)Жил-был добрый Царь Матвей,

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет,

А детей всё нет как нет. (парная)

2)Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя. (перекрёстная)

3)Я рос, как многие в глуши,

У берегов большой реки,

Где лишь кричали кулики,

Шумели глухо камыши. (опоясывающая)

Последняя тайна – буриме.

VI Поэтическая мастерская (работа в группах)

- А теперь мы отправимся в поэтическую мастерскую и сами попробуем сочинить стихотворение –буриме.

- Как вы думаете, для того чтобы быть поэтом, достаточно ли уметь рифмовать слова? (нет, нужно соблюдать чувство ритма и подбирать слова, подходящие по смыслу)

Каждая группа получит по 2 пары рифмующихся слов на тему «Школа». Кто быстрее и лучше сочинит четверостишие?

1 группа : школа – глаголы, тетрадь – писать.

2 группа: книжки – мальчишки, урок – звонок.

VII Итог занятия.

•О чём вы узнали на сегодняшнем занятии? Чему научились?

VII Рефлексия.

- А сейчас нарисуйте ваше настроение после занятия.