СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Стихи, которые поют"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Почему одни стихи остаются стихами, а другие получают вторую жизнь? Песни на стихи М.С. Пляцковского.

Просмотр содержимого документа
«"Стихи, которые поют"»

Министерство образования и науки РБ

Хоринский район

Центральный Образовательный Округ №1

МБОУ «Санномыская СОШ »









Научно-практическая

конференция учащихся 4,5,6,7 классов

« Я – личность!»


Номинация: искусство (музыка)


Тема: «Стихи, которые поют»





Выполнила: Заиграева Валерия,

4 класс

Руководитель:

Мартынова Ирина Анатольевна



Телефон: 89148377178






Санномыск

2019г.

Оглавление.

  1. Введение……………………………………………………………………..3-4

  2. Основная часть: ……………………………………………………………..4-7

2.1. Исследование уровня знаний школьников, преподавателей в школе о поэте

песеннике Михаиле Пляцковском и его произведениях…………………….4

2.2. Жизненный путь поэта…………………………………………………….5-6

2.3. Результаты исследования………………………………………………….6-7

  1. Заключение…………………………………………………………………....7

  2. Список литературы…………………….………………………………….....7

  3. Приложения











































Введение

Актуальность исследования

Знаете такую веселую песенку — «Улыбка?» Конечно! Просто не можете не знать! И наверняка видели замечательный мультфильм «Крошка Енот». А знаете, кто придумал стихи к этой песенке? Поэт Михаил Пляцковский. И наверняка читали веселые и добрые стихи поэта: «Чему учат в школе», «Если добрый ты», «Детства последний звонок», «Дружба крепкая не сломается», «Летка-енька», «Чтобы солнце улыбалось» и многие другие.

Даже в глазах взрослых, услышавших текст знакомой детской песни из мультфильма или передачи для ребятишек, появляется блеск. И возникает на лице тёплая и радостная улыбка благодарности за то, что авторы детских песен серьёзно относятся к своей работе.

Сочинение слов песни для детей — занятие не лёгкое. Ведь в этих куплетах и припевах важна и грамота, и присутствие того, что поможет девчонкам и мальчишкам построить доброе мировоззрение. Поэтому написать текст детской песни получится только у автора, который владеет психологией, любит ребятишек и знает подход к ним.

Детский поэт-песенник – это человек, создающий шедевры. Написать для детей сказочный и добрый текст песни может не каждый. Ведь будучи детским поэтом, нужно и владеть пером, и понимать мировоззрение тех, для кого пишутся стихи. Поэтому детский поэт навсегда остаётся маленьким ребёнком, живущим в своем мире.

Такой автор запоминается детям надолго, так как для них он создал добрый образ того или иного персонажа, ставшего симпатичным символом беззаботного детства.

Проблемный вопрос: Почему одни стихи остаются стихами, а другие получают вторую жизнь в песнях?

Гипотеза: У каждого поэта есть свои особенности, свой стиль. Особенности М. Пляцковского делают стихи познавательными, веселыми и добрыми.

Объект исследования:  жизнь и творчество М.Пляцковского

Предмет исследования: стихи М.Пляцковского, положенные на музыку.

Цель:

- Найти песни на стихи М.С.Пляцковского;

- Сочинить мелодию к понравившемуся стихотворению

Задачи:

  1. Познакомиться с жизнью и творчеством писателя Михаила Спартаковича Пляцковского.

  2. Подобрать стихотворение М.С. Пляцковского, к которому можно сочинить мелодию.

Методы исследования:

  • чтение стихотворений;

  • прослушивание аудиозаписей (песни на стихи поэта),

  • изучение литературы по данной теме,

  • анализ стихотворений,

  • подготовка доклада и презентации.

  1. Основная часть

2.1. Исследование уровня знаний школьников, преподавателей в школе о поэте –песеннике Михаиле Пляцковском и его произведениях

В современной системе преподавания урока музыки не уделяется должного внимания изучению авторов слов песен, которые исполняем на уроке. В школе мы узнаем о творчестве композиторов, а кто автор строк, остается в тени.

Я провела анкетирование среди учеников 4 класса и учителей своей школы по следующим вопросам:

  • Кого из детских поэтов Вы знаете?

  • Кто автор стихотворения на песню «Улыбка»?

  • Какие стихи Михаила Пляцковского Вам известны?

Исследовав проблему, я сделала следующие выводы об уровне знаний учеников 4 класса своей школы: стихотворения поэта на слух кажутся им знакомыми, но на вопрос: «Кто автор?» ответить затрудняются. То есть никто из учащихся не знает автора стихотворения «Улыбка».

Ответы преподавателей:

80% ответили, что знают А. Л. Барто, К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, 13% - назвали выше перечисленных и назвали Э. Успенского, 6 % - опрошенных педагогов назвали автора стихотворения «Улыбка», М.С. Пляцковский.

Как я и предполагала, педагоги владеют большими знаниями, нежели учащиеся. Однако они не могут заставить учеников самостоятельно изучать стихи детских поэтов, но время от времени советуют читать те или иные произведения.

Таким образом, проведя исследование по данному вопросу, я пришла к выводу, что, несмотря на известность песни «Улыбка», автора слов большинство опрошенных не знают.



2.2. Жизненный путь поэта-песенника.

Если бы кто-то задался целью отобрать десятку лучших детских поэтов-песенников, то Михаил Пляцковский оказался бы там на одном из первых мест. Знаменитый автор написал для младшего поколения семнадцать книг, множество песен, работал над мультфильмами и музыкальными сказками.

Достаточно назвать только несколько строчек из стихотворений, которые стали золотым фондом детского наследия, как теплеет на душе и у взрослого, и у ребенка. «От улыбки станет всем светлей», «Не дразните собак», «Друг в беде не бросит», «Дважды два — четыре». Сотрудничал он всегда только с лучшими композиторами и исполнителями. И обладал невероятным даром угадывать, какой песне суждено стать хитом.

Жизнь у поэта была непростая. Родился Миша Пляцковский в 1935 году на Донбассе. И, как многие дети той эпохи, хлебнул горя: бегство с мамой от немецкой оккупации, жизнь на чужбине, холод и голод военных лет, ранняя потеря отца.

Но все это не помешало парню рано ощутить свой талант и стать профессиональным поэтом — он окончил Литературный институт имени Горького.

Дочь Пляцковского Наталья вспоминала, что писалось отцу легко. Не было дней и недель мучительного поиска слова. Стихотворные строчки приходили к нему сами, оставалось только сесть и доверить их бумаге.

Михаил Спартакович был человеком улыбчивым, открытым, любил жизнь, умел ладить с людьми и никогда не был обделен настоящими друзьями. Наверное, именно поэтому верность в дружбе — одна из самых главных тем его яркого, мудрого, доброго творчества.

Поэт написал большое количество детских песен, которые стали «шлягерами» этого жанра - «Настоящий друг», "Улыбка", "Вместе весело шагать", "Детства последний звонок", "Конопатая девчонка", "Песня о волшебном цветке", «Дружат дети на планете»...

Все они пронизаны добротой, сердечностью, теплом, искренностью и, поэтому, очень любимы разными поколениями.

Поэт Михаил Пляцковский и композитор Владимир Шаинский - воистину плодотворный дуэт. Они вместе создали такие неповторимые песни : •«Мир Похож на цветной луг» • «Все мы делим пополам» • «Рассвет-чародей» • «Улыбка • "По секрету всему свету" • «Чему учат в школе» • "Лада". • «Двойка» • »Песенка о цирке» •« Дважды два - четыре».

Вместе с Юрием Антоновым Михаил Пляцковский создал детскую музыкальную сказку-мюзикл «Приключения Кузнечика Кузи», где впервые прозвучала песня «Крыша дома твоего».

«От улыбки станет всем теплей…»

Эта замечательная фраза из стихотворения Пляцковского полностью отражает собственное отношение автора к жизни. Он запомнился современникам как оптимистичный, никогда не унывающий человек.

Дочь Михаила Пляцковского Наталья, говоря об отце в интервью, предположила, что всем известное стихотворение «Улыбка» было самым любимым сочинением автора. И действительно, практически на всех фотографиях поэт запечатлен улыбающимся и счастливым. Можно смело сказать, что улыбка присутствовала постоянно не только на лице, но и в душе Михаила Спартаковича.

Скорее всего, именно неиссякаемый позитив в совокупности с несомненным талантом помог поэту добиться таких успехов в творчестве.

На стихи Михаила Пляцковского написали песни такие композиторы как Юрий Михайлович Чичков, Владимир Яковлевич Шаинский, Евгений Евгеньевич Крылатов, Ростислав Григорьевич Бойко и другие.

Результат исследования

  • Стихи М. Пляцковского - это путешествие в сказку. В них много добрых героев, которых любят дети. Это и привлекает композиторов к созданию песен.

  • В стихах поэта звучит музыка.

  • В результате знакомства с творчеством Михаила Пляцковского мне захотелось тоже сочинить песню.

Мне понравилось стихотворение М.С.Пляцковского «Наши мамы самые красивые» и я сочинила к нему мелодию. Получилась такая песня.

Песня улетает в небо синее
Из большого школьного окна.
Наши мамы самые, самые красивые,
Песню подарила им весна.

Больше не дымит зима порошею,
Солнце к нам заглядывает в класс.
Наши мамы самые, самые хорошие –
Кто об этом знает лучше нас!

Белые, как перья лебединые,
Вдаль плывут пушинки облаков.
Наши мамы самые, самые любимые
В мире, полном звёзд и васильков!

Белые, как перья лебединые,
Вдаль плывут пушинки облаков.
Наши мамы самые, самые любимые
В мире, полном звёзд и васильков!

Заключение

В ходе исследовательской работы я собрала факты из жизни Михаила Спартаковича Пляцковского, изучила материалы о поэте-песеннике, познакомилась с его творчеством, проанализировала стихи.

За свою недолгую жизнь Михаил Пляцковский успел создать впечатляющее творческое наследие. Он стремился писать для людей и даже немного торопился это делать. Не зря в одном из стихотворений поэт написал: «…спешу Что-то нужное людям оставить, Мне бы только успеть…». Он был в пути всегда, ни на минуту не останавливаясь в поступательном движении и саморазвитии.

Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась. Стихи Михаила Пляцковского и поучают, и воспитывают, и развлекают юных читателей.

Моя исследовательская работа может быть использована при подготовке классного часа, внеклассного мероприятия.

Список литературы

Интернет – ресурсы:

              1. https://www.miloliza.com/stikhi-plyatskovskogo-dlya-detej 

              2. https://stories-of-success.ru/mikhaila-plyatskovskogo

              3. http://enakievets.info/publ/enakievo_kak_na_ladoni/zhiteli_enakievo/mikhail_spartakovich_pljackovskij_poeht_pesennik/5-1-0-649


















ПРИЛОЖЕНИЕ

Примеры песен

В. Шаинский - М. Пляцковский – «Улыбка» из мультипликационного фильма «Крошка енот». (1974 год)

1 куплет

От улыбки хмуpый день светлей,
От улыбки в небе pадуга пpоснется...
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не pаз еще веpнется.
Пpипев: 
И тогда навеpняка,
Вдpуг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скpипке...
С голубого pучейка
Hачинается pека,
Hу, а дpужба начинается с улыбки.
С голубого pучейка
Hачинается pека,
Hу, а дpужба начинается с улыбки.
2 куплет

От улыбки солнечной одной
Пеpестанет плакать самый гpустный дождик.
Добрый лес пpостится с тишиной
И захлопает в зеленые ладоши.
Пpипев тот-же
3 куплет
От улыбки стане всем теплей -
И слону и даже маленькой улитке...
Так пускай повсюду на земле,
Будто лампочки, включаются улыбки!
Пpипев тот-же

Б. Савельев - М. Пляцковский – «Настоящий друг» из мультипликационного фильма «Тимка и Димка». (1976 год)

Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг.

Мы поссоримся и помиримся,
Не разлить водой шутят все вокруг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь,
Вот что значит настоящий верный друг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь,
Вот что значит настоящий верный друг.

Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту 
Вот что значит настоящий верный друг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту 
Вот что значит настоящий верный друг.



Ю. Чичков - М. Пляцковский – «Волшебный цветок» из мультипликационного фильма «Шелковая кисточка». (1977 год)

Есть на свете цветок алый-алый,

Яркий, пламенный, будто заря,

Самый солнечный и небывалый,

Он мечтою зовётся не зря.


Может там за седьмым перевалом

Вспыхнет свежий, как ветра глоток,

Самый сказочный и небывалый,

Самый волшебный цветок.

Самый сказочный и небывалый,

Самый волшебный цветок.


Вспоминая о радостном чуде,

Вдаль шагая по звонкой росе,

Тот цветок ищут многие люди,

Но конечно, находят не все.


Может там за седьмым перевалом

Вспыхнет свежий, как ветра глоток,

Самый сказочный и небывалый,

Самый волшебный цветок.

Самый сказочный и небывалый,

Самый волшебный цветок.















11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс