Тема: Стихийные природные явления. Дифференциация звуков [л-л`] на материале слов, словосочетаний, фраз текста.
Выполнила: учитель-дефектолог
Горбачева Н.Н.
Тема: Стихийные природные явления. Дифференциация звуков [л-л`] на материале слов, словосочетаний, фраз текста.
Цели:
Формирование умений воспринимать на слух текст, задания к тексту «Стихийные природные явления»
Автоматизация речевого материала, включающего звуки [л], [л`] и дифференциация в прямом слоге и между гласными.
Закрепление слитного произношения слов и словосочетаний.
Различение предъявляемого материала слухозрительно, на слух с помощью индивидуального аппарата.
Оборудование: карточки, иллюстрации к тексту, экран.
Орг. Момент.
Добрый день
Как ты слышишь?
Как ты чувствуешь?
Будешь отвечать на вопросы:
Какое сегодня число?
Какое сейчас время года?
Повтори:
Была осень, желтые листья устилали землю, носились в воздухе, блестели под лучами солнца.
Безделье ускоряет наступление старости, труд продлевает нашу молодость.
Что ты делал?
Будешь хорошо произносить звуки [л], [л`]. Какие это звуки? Дай характеристику.
Прочитай карточку.
ЛЯ-ЛИ-ЛЕ-ЛЮ
ЛА-ЛУ-ЛО
ЕЛЕ-ЕЛИ-ЫЛИ-АЛИ
ЛЕЖАЛИ, ЛЕПЛИЛИ, ЛЕТЕЛИ, ЛЮБИЛИ, БЕЛИЛИ, ЗЕЛЕНЕЛИ, ПЫЛИЛИ.
Какой части речи эти слова?
Придумай распространенное предложение с одним из них.
Послушай и назови одним словом:
Ковер в пыли- какой? – пыльный
Птицы, которые улетают на юг – какие? – перелетные
Лист клена какой? – кленовый
Елка какая? – колючая, зеленая.
Работа с текстом.
Прочитай предложение:
Жизнь била ключом: люди неслись сломя голову, толкались, спешили.
Когда это бывает?
Как называется текст, над которым мы работаем?
Прочитай текст.
Стихийные природные явления
Часто природные процессы превращаются в стихийные природные явления.
Те, кто бывал на берегу Черного моря, видели картину. Как на горизонте появляется и быстро движется что-то, похожее на колонну. От поверхности моря до облака поднимается столб, похожий на хобот слона. Высота его – несколько сотен метров. Это одно из самых опасных явлений природы – смерч. Грозы, ливни, град и сильный ветер сопровождают смерч.
Еще одно стихийное бедствие – цунами. Причина цунами – подводное землетрясение. В открытом океане они не опасны и представляют собой волны, высота которых до одного метра. Однако у берега их высота достигает 30-35 метров. Огромные волны разрушают дома, мосты, дороги, приводят к гибели людей и животных. Страшная катастрофа случилась в декабре 2004 года в Таиланде. Там погибло много тысяч людей.
Какие стихийные явления описаны в тексте?
Какие еще природные явления ты знаешь?
Послушай слова из текста: волна, ливень, колонна, гибель, явление, люди.
Подбери синонимы к словам:
быстро –
огромные –
бедствие-
Найди предложение в тексте:
Огромные волны разрушают дома, мосты, дороги, приводят к гибели людей и животных. Как можно сказать по-другому?
Задай мне вопросы по тексту?
Послушай. Согласись или ответь «нет» на утверждение:
Как нужно вести себя при смерче, сильном ветре?
- спрятаться в подвал
-сохранять спокойствие
-стать под дерево
- не спеша идти домой
- спрятаться в канаву в открытом поле.
Как нужно вести себя при цунами:
- уйти от берега моря на 2-3 километра
- фотографировать с берега
- подождать дома
- подняться на 20-30 метров от берега моря
- покататься на волнах
Подведение итога урока.