СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стихосложение. Двусложные стихотворные размеры.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Стихосложение. Двусложные стихотворные размеры.»

Стихосложение.  Двусложные стихотворные размеры.

Стихосложение. Двусложные стихотворные размеры.

Попробуем убрать из стихотворения тропы, позволяющие создать яркий образ осеннего парка. Посмотрим, что получится: веселится, За окном ветерок ………………………………… ..  И листочки по дорожке,  ……………………………………. То подпрыгнет, то притаится, бегут Словно жёлтые мышки от кошки. .

Попробуем убрать из стихотворения тропы, позволяющие создать яркий образ осеннего парка. Посмотрим, что получится:

веселится,

За окном ветерок

………………………………… .. И листочки по дорожке, …………………………………….

То подпрыгнет, то притаится,

бегут

Словно жёлтые мышки от кошки.

.

Рифма.   Парная (смежная ) Кольцевая (опоясывающая) Перекрёстная

Рифма.

Парная

(смежная )

Кольцевая

(опоясывающая)

Перекрёстная

Парная (смежная) рифма: ) А А Б Б Выткался на озере алый свет зари, На бору со звонами плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется - на душе светло.  С.А. Есенин )

Парная (смежная) рифма:

)

А

А

Б

Б

Выткался на озере алый свет зари,

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется - на душе светло.

С.А. Есенин

)

  Перекрёстная рифма. Унылая пора! Очей очарованье! ) Приятна мне твоя прощальная краса- Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса…  А. С. Пушкин А Б А Б )

Перекрёстная рифма.

Унылая пора! Очей очарованье!

)

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

А. С. Пушкин

А

Б

А

Б

)

Кольцевая (опоясывающая)   рифма. Глядел я, стоя над Невой, Как Исаака-великана Во мгле морозного тумана Светился купол золотой.  Ф. И. Тютчев ) А Б Б А )

Кольцевая (опоясывающая)

рифма.

Глядел я, стоя над Невой,

Как Исаака-великана

Во мгле морозного тумана

Светился купол золотой.

Ф. И. Тютчев

)

А

Б

Б

А

)

Мужская  рифма  – с ударением на последнем слоге (окно – давно).  Женская рифма  – с ударением на предпоследнем слоге (даром – пожаром). ` В небе тают облака, И, лучистая на зное, В искрах катится река, Словно зеркало стальное. мужская ` женская ` мужская ` женская

Мужская рифма с ударением на последнем слоге (окно – давно).

Женская рифма – с ударением на предпоследнем слоге (даром – пожаром).

`

В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное.

мужская

`

женская

`

мужская

`

женская

Разбейте на слоги стихотворную и прозаическую строки, расставьте ударения, ударные и безударные слоги обозначьте разными значками: Но-вый день, шу-мя, при-хо-дит в го-род… -безударный слог - ударный слог Шу-мя, в го-род при-хо-дит но-вый день… Вывод: стихотворная строка – это узор, сплетённый из повторяющихся элементов, это орнамент, а прозаическая речь – нет.  \

Разбейте на слоги стихотворную и прозаическую строки, расставьте ударения, ударные и безударные слоги обозначьте разными значками:

Но-вый день, шу-мя, при-хо-дит в го-род…

-безударный слог

- ударный слог

Шу-мя, в го-род при-хо-дит но-вый день…

Вывод: стихотворная строка – это узор, сплетённый из повторяющихся элементов, это орнамент, а прозаическая речь – нет.

\

Попробуйте переставить слова так, чтобы получилось стихотворение: Астры осыпаются в садах, Под окошком желтеет стройный клён, И холодный туман на полях Неподвижно белеет целый день… Осыпаются астры в садах, Стройный клён под окошком желтеет, И холодный туман на полях Целый день неподвижно белеет…

Попробуйте переставить слова так, чтобы получилось стихотворение:

Астры осыпаются в садах,

Под окошком желтеет стройный клён,

И холодный туман на полях

Неподвижно белеет целый день…

Осыпаются астры в садах,

Стройный клён под окошком желтеет,

И холодный туман на полях

Целый день неподвижно белеет…

Размер – это порядок чередования ударных и безударных слогов. Стихотворные размеры. Трёхсложные: Двусложные: ДАКТИЛЬ 1,4,7,10 ХОРЕЙ 1,3,5,7 АМФИБРАХИЙ 2,5,8,11 ЯМБ 2,4,6,8 АНАПЕСТ 3,6,9,12  Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории

Размер – это порядок чередования ударных и безударных слогов.

Стихотворные размеры.

Трёхсложные:

Двусложные:

ДАКТИЛЬ 1,4,7,10

ХОРЕЙ 1,3,5,7

АМФИБРАХИЙ 2,5,8,11

ЯМБ 2,4,6,8

АНАПЕСТ 3,6,9,12

Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории

ХОРЕЙ - двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге, то есть в строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги.  Мчатся тучи, вьются тучи…   ` ` ` ` Мчат- ся ту- чи, вьют-ся ту- чи…   4 – х стопный хорей / / / _́_ __ _́_ __ _́_ __ _́_ __ / - это минимальное повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов в стихе. стопа

ХОРЕЙ - двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге, то есть в строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги.

Мчатся тучи, вьются тучи…

`

`

`

`

Мчат- ся ту- чи, вьют-ся ту- чи…

4 – х стопный хорей

/

/

/

_́_ __ _́_ __ _́_ __ _́_ __

/

- это минимальное повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов в стихе.

стопа

ЯМБ - двусложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге, то есть в строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги.  Люблю грозу в начале мая… ` ` ` `  Люб-лю гро-зу в на-ча-ле ма-я… 4 – х стопный ямб __ _́_ __ _́_ __ _́_ __ _́_ __ / / / /

ЯМБ - двусложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге, то есть в строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги.

Люблю грозу в начале мая…

`

`

`

`

Люб-лю гро-зу в на-ча-ле ма-я…

4 – х стопный ямб

__ _́_ __ _́_ __ _́_ __ _́_ __

/

/

/

/

А. С. Пушкин «Зимний вечер»

А. С. Пушкин «Зимний вечер»

Выпьем, добрая подружка Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; Бедной юности моей, То, как зверь, она завоет, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. То заплачет, как дитя, Спой мне песню, как синица То по кровле обветшалой Тихо за морем жила; Вдруг соломой зашумит, Спой мне песню, как девица То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. За водой поутру шла. Буря мглою небо кроет, Наша ветхая лачужка Вихри снежные крутя; И печальна и темна. То, как зверь, она завоет, Что же ты, моя старушка, То заплачет, как дитя. Приумолкла у окна? Выпьем, добрая подружка Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Бедной юности моей, Выпьем с горя: где же кружка? Или дремлешь под жужжаньем Сердцу будет веселей. 1825 г. Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

Бедной юности моей,

То, как зверь, она завоет,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

То заплачет, как дитя,

Спой мне песню, как синица

То по кровле обветшалой

Тихо за морем жила;

Вдруг соломой зашумит,

Спой мне песню, как девица

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,

Наша ветхая лачужка

Вихри снежные крутя;

И печальна и темна.

То, как зверь, она завоет,

Что же ты, моя старушка,

То заплачет, как дитя.

Приумолкла у окна?

Выпьем, добрая подружка

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Бедной юности моей,

Выпьем с горя: где же кружка?

Или дремлешь под жужжаньем

Сердцу будет веселей. 1825 г.

Своего веретена?

 Пиррихий  - это стопа с

Пиррихий - это стопа с "пропущенным" ударением при сочетании двух или более безударных слогов. __ _́_ / __ _́_ / __ __ / __ _́_ / __ _́_ /

Спондей - это стопа с дополнительным ударением при сочетании нескольких ударных слогов.

_́_ _́_ / _́_ __ / _́_ __ / _́_ __ /