СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком…»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока. Тема урока: "Стихотворение  М. Ю. Лермонтова  «На севере диком…". 6 класс

Просмотр содержимого документа
«Стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком…»»

Тема урока: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком…»


Цель урока: развивать осознание взаимосвязи стихотворного мотива и основного художественного образа лирического произведения.

Задачи:

  • научить видеть скрытый, переносный смысл стихотворений, сформировать понятие инверсии и ее художественной роли;

  • продолжить формировать навыки выразительного чтения и умения интонацией передавать настроение;

  • воспитывать умение соотносить произведения разных видов искусства друг с другом.

Тип урока: урок изучения нового материала (анализ лирического текста).

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствие.


Актуализация знаний и умений.


- Ребята, сегодня мы продолжим разговор о поэзии одного из интереснейших русских поэтов – М. Ю. Лермонтова, попытаемся глубже проникнуть в мир его творчества. Скажите мне, пожалуйста, с какими его произведениями мы уже знакомы?




- «Тучи», «Парус».

Постановка целей и задач урока.

- Ребята, а сейчас посмотрите внимательно на тему нашего урока и скажите, о чем мы сегодня будем говорить с вами? Чему учиться?



- Продолжим изучение темы одиночества. Проанализируем стихотворение «На севере диком…».

Изучение нового материала

1. Работа по картине И. И. Шишкина















2. Введение новой информации.





3. Чтение стихотворения учителем.












4. Вопросы к классу.




























5. История создания стихотворения «На севере диком…»




- Рассмотрите репродукцию картины в ваших учебниках.

- Кто автор этого полотна?

- Что вы на ней видите?










- Как бы вы назвали эту картину?

- Полотно художника находится в Третьяковской галерее.


- С чего всегда нужно начинать?

- Да, от того, как мы прочитаем стихотворение, зависит, возникнет или нет то чувство, которое хотел передать поэт, создастся художественный образ, видимый художником, составными частичками которого являются художественные средства, использованные им.



На севере диком стоит одиноко

На голой вершине cocнa.

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой —

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.



- Что представили? Какие образы?

- Что у этих образов общего?


- Совпадают ли по настроению стихотворение и содержание картины И.Шишкина?


- Картина И.И. Шишкина средствами живописи передает не только настроение стихотворения Лермонтова, но и переживания, впечатления самого художника.


- Мы познакомились с пейзажной лирикой М.Ю. Лермонтова. Как вы понимаете, что такое пейзажная лирика?


- Можно ли это стихотворение отнести к пейзажной лирике?

- А только ли оно о природе?




- А что вам помогло сделать такой вывод?



- Значит, что можно сказать о стихотворении, какой оно несет в себе смысл? 

Вывод: Речь в стихотворении идет не только о красоте природы, но и об отношениях между людьми.


Незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ в 1841 г. Лермонтов написал стихотворение. «На севере диком…». Это был перевод стихотворения великого немецкого поэта Г.Гейне, “Der Fichtenbaum” («Сосна»), написанного в 1822 году. Это произведение входило в большой цикл стихотворений о любви. В стихотворении Гейне «Сосна» выражена горечь неразделенной любви.




Иван Иванович Шишкин


На картине Шишкина в центре, на переднем плане изображена могучая одинокая сосна на мрачно-тревожном фоне безбрежных далей. Ветки сосны опустились, поникли под тяжестью снежного убранства, она как будто погружена в вечный сон-мечту о другом, светлом и радостном мире. Колорит картины темный, мрачный. Тень усиливает ощущение одиночества, холода, тоски.


Одиночество. Одинокая сосна. Ночь. Грусть.



- С выразительного чтения.




















Сосна и пальма.



Да. Они совпадают по настроению. Можно подумать, что картина написана специально к этому стихотворению.






Это стихи о природе, о её красивых уголках.


Нет, природа в этом стихотворении передает чувства человека, помогает понять переживания, настроение героя, мысли поэта.


Обычно о деревьях (в прямом смысле),  что они "дремлют",  что "им снится",  что они "грустны", не говорят, потому что подобные  чувства  и  действия свойственны не деревьям,  а людям.


Физкультминутка.



Работа по теме урока.

6. Словарная работа.


7. Анализ стихотворения.
























































































8. Работа над выразительным чтением стихотворения.


РИЗА – облачение, одежда священника при богослужении;

УТЕС – высокая скала.


Вопросы

Наблюдения

Выводы

Сколько строк в стихотворении? Сколько строф?

8 строк.
2 строфы.


Каково художественное пространство стихотворения?

На севере диком; в пустыне далёкой;

Стихотворение построено на противопоставлении образов и картин (антитеза).

Композиция стихотворения.

Первая строфа - сосна, замерзающая "на голой вершине", "на севере диком".

Вторая строфа – прекрасная пальма «на утесе горючем»

Реальная картина


Картина - сон сосны.  Пальма существует в воображении,
сне,  мечте сосны. 

Художественно-изобразительные средства

Эпитеты – голая вершина, сыпучий снег, горючий утёс, прекрасная пальма, дикий север
Сравнения – одета, как ризой, она (даётся значение понятия “риза”: старинное длинное красивое одеяние без рукавов (царское парадное одеяние, верхняя одежда священника, надеваемая во время богослужения)).
Олицетворение – сосна дремлет, качаясь.
Инверсия (для усиления мотива покинутости, обречённости, страдания) – на утёсе горючем, снегом сыпучим, в пустыне далёкой.

Вся система художественных средств служит символическому выражению мысли о трагической непреодолимости одиночества при общей значимости судьбы.


- Что же разделяет сосну и пальму? Как подчёркивается в стихотворении разница их положения и разделяющее их расстояние?














А что объединяет сосну и пальму?










Но почему этого не происходит?








О чём это заставляет задуматься?










Чтением стихотворения учителем, а затем учениками.























































Пространство – необозримое и необъятное – разделяет сосну и пальму. Сосна растёт на севере, пальма – на юге. Между ними тысячи и тысячи километров. Сосна укрыта снегом и скована морозом – пальма сжигаема лучами горячего солнца.

«Север дикий» и «пустыня далёкая» противоположны друг другу, причём эпитеты, характеризующие их, поставлены после определяемых слов, что сразу акцентирует наше внимание на этой разнице и на расстоянии. Лермонтов использовал приём поэтического параллелизма, когда два образа изображаются параллельно друг другу. Именно для этого приёма характерны инверсии (непрямой порядок слов).

Они обе красивы (сосна «снегом сыпучим одета, как ризой…», пальма «прекрасная»); обе растут на вершинах среди пустынных мест: сосна – «на голой вершине», пальма – «на утёсе горючем»; обе одиноки и печальны.

Казалось бы, такое сходство судьбы и состояния должно объединить их, избавить от печали и одиночества.


Пространство и закреплённость за ним оказывается сильнее всего остального, невозможно преодолеть его, и даже если бы сосна или пальма могли прийти друг к другу, кто-то из них был бы обречён на гибель, потому что не смог бы жить в непривычных для него условиях. Это знак судьбы, знак воли Всевышнего, которую невозможно изменить.)


Не всегда возможно соединение с родной, близкой душой, иногда оно остаётся только мечтой, сном, но уже сама эта мечта и стремление к единению наполняют жизнь смыслом, одухотворяют её и помогают выстоять даже в нелёгком поединке с теми трудностями, которые уготовила тебе судьба, как распорядилась она сосне расти «на севере диком».

Итоги урока.

- Что нового вы узнали на уроке?
- Что оказалось наиболее интересным?
- Достигли ли мы поставленных целей?

- А какие чувства навеяло вам стихотворение М.Ю. Лермонтова?


Оценки за урок



Задание на дом

Задание по выбору:

1. выучить стихотворение наизусть.

2. выучить стихотворение наизусть и ответить на вопрос «Когда человек чувствует себя одиноким? Что делать?»


Рефлексия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!