СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стихотворения и песни о Великой Отечественной войне

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок интегрированный: литература и музыка. В презентации учителя используются видеофрагменты с песнями о Великой Отечественной войне, со звучащими стихами и фоновым видеорядом по теме.

Просмотр содержимого документа
«Стихотворения и песни о Великой Отечественной войне»

Тема урока: Стихотворения и песни о Великой Отечественной войне

Цели: воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения

  1. Орг. момент

  2. Беседа по теме урока (сопровождается презентацией учителя с вставками видеофрагментов)

(К. Симонов)

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду -

На всех. На все четыре года.

Она такой вдавила след,

И стольких наземь положила,

Что двадцать лет, и тридцать лет

Живым не верится, что живы.

И к мертвым, выправив билет,

Все едет кто-нибудь из близких.

И время добавляет в списки

Еще кого-то, кого-то нет.

И ставит, ставит обелиски.

С каждым годом все дальше уходит от нас героическое время Великой Отечественной войны, но никогда не померкнет подвиг солдата, вставшего на смерть, и подвиг труженика – народа, ковавшего эту победу в тылу. Развязанная гитлеровцами война против советского народа принесла неисчислимые бедствия десяткам миллионов людей, залила кровью поля России, превратила в руины города и поселки. Весь советский народ поднялся на защиту Родины, на разгром ненавистного врага. В боях с захватчиками советские воины проявили чудеса героизма, их жены, матери и дети, заменив ушедших на фронт, самоотверженно трудились в тылу.

Скоро наша страна отметит 73 года со Дня Победы в Великой отечественной войне. Прошли годы, но память человека вновь и вновь возвращается к тем далеким событиям. Почему же так происходит? Зачем мы все чаще обращаемся к произведениям, которые хранят память войны и Великой Победы? Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы, обратившись к особым произведениям о войне, стихотворениям о подвигах детей в годы войны.

Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком.  Кто-то  был  на  пороге  юности.  Герой  стихотворения  поэта А. Иоффе говорит:

Его я узнал не из книжки –

Жестокое слово – война!

Прожектором яростной вспышки

К нам в детство врывалась она.

В те дни мы в войну не играли –

Мы просто дышали войной.

Многие русские люди знают о подвигах юных героев Великой отечественной войны, известных всей стране. Это Марат Казей, Леня Голиков, Валя Котик. Другие дети войны не получили медалей и званий, но тоже совершили своей маленький подвиг.

Марат Казей – партизан ВОВ, Герой СССР, с 1942 года разведчик партизанского отряда. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу" и «За боевые заслуги». Окруженный фашистами, подорвал себя гранатой.

Леня Голиков – Герой СССР, юный партизан-разведчик. . Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

16-летний партизан пал смертью храбрых в бою .

Валя Котик  – Герой СССР, юный участник партизанского движения на Украине в годы Великой Отечественной войны. . Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...

Награжден посмертно.

Зина Портнова – была членом подпольной молодежной организации «Юные мстители», участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Сыны полков, юные партизаны, разведчики, танкисты. Разными путями попадали они на войну: кто-то был освобожден из плена, кто-то шел на войну потому, что у него погибли родные, шли сироты и счастливые дети живых родителей. Они не знали, будут ли они живы уже через день или час. Но храбрость этих маленьких героев принесла нам Победу.

А Ленинградские дети! Они вместе со взрослыми несли все трудности в условиях блокады. А том что, чувствовали и переживали эти дети, рассказывают записи ленинградской девочки Тани Савичевой: «Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лена умерла 17 марта в 6 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Это написано одиннадцатилетней школьницей, которая ненамного пережила своих родных.

Поэты показали в своих стихотворениях, что слова «война» и «детство» не могут стоять рядом, что взрослые в ответе за гибель маленьких девчонок и мальчишек на войне. А во время Второй мировой войны погибло 13 миллионов детей – гибли дети всего мира.

Многие русские поэты создали волнующие стихи о любви к Родине, о подвигах детей в годы войны. Это такие авторы – Агния Барто, Борис Ширшов, Маргарита Алигéр, Самуил Маршак, Константин Симонов, Александр Твардовский и многие другие.

Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением Константина Михайловича Симонова «Сын артиллериста» (стр. 211). В основу стихотворения легла реальная история, которой сам Симонов был свидетелем. Сам Симонов во время войны был военным корреспондентом. Это значит, всегда был впереди, на первом рубеже, стараясь оставить нам с вами описание событий тех страшных лет, а война продолжалась целых 4 года, целых 1418 дней. Началась Вов 22 июня 1941 года и окончилась 9 мая 1945 года. В этом году мы с вами будем отмечать 74-ую годовщину со дня окончания войны. Самих участников Вов осталось очень и очень мало. Теперь о том, что происходило в те дни, как наши с вами прадеды и деды сумели отстоять нашу Родину мы с вами можем судить только по воспоминаниям, дошедшим до нас. А воспоминаниями мы обязаны в первую очередь военным корреспондентам, фотографам, людям, которые сумели снять для будущих поколений документальные фильмы о войне. В том числе, мы с вами можем прочитать о всех событиях в стихах, в повестях, рассказах о Вов, в мемуарах участников войны. Поэтому мы с вами прочтем сегодня несколько стихотворений о войне и выучим наизусть те, которые вам наиболее понравятся.

Чтение стихотворения К.Симонова «Сын артиллериста».

Работа по вопросам к стихотворению стр. 218.

Ну, и, конечно, без песен бойцы также не могли обойтись. Мы с вами уже знаем много песен, которые появились во время и после войны. Это и «катюша», и «Тёмная ночь», и «Священная война» и многие другие. Немного я хотела бы вам их напомнить, освежить вашу память. Просмотр и прослушивание песен о Великой Отечественной войне (видеофрагменты с песнями) .

  1. Домашнее задание: выучить наизусть любое стихотворение, посвященное Победе в Великой Отечественной войне


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!