Стихотворения об осени
Цели урока: ознакомить учащихся со стихотворениями К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета; развивать речь учащихся, образное мышление, внимание к слову; воспитывать любовь к природе и русской словесности.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, рвет, сверху льет, а снизу метет.
Прочитайте «жужжащим» чтением пословицу. Как вы ее понимаете? (Дети объясняют смысл пословицы.)
Работа над четким проговариванием; чтение скороговоркой.
III. Проверка домашнего задания
Чтение наизусть стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальный...»
IV. Новая тема
1. Слово учителя о жизни и творчестве К. Бальмонта.
- Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворениями!
русских поэтов об осени. Откройте учебники на странице 69. Прочитайте имя автора, чье стихотворение мы будем читать. (К. Бальмонт.)
- Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) - поэт,
критик, переводчик. Родился и вырос в помещичьей семье.
Отец Дмитрий Константинович Бальмонт - земский дея
тель. Мать Вера Николаевна Лебедева - высококультурная
женщина, оказала глубокое влияние на юного поэта.
2. Учитель читает стихотворение «Поспевает брусника...»
Понравилось вам стихотворение?
Найдите строки, которые говорят о настроении поэта.
Найдите значение слова «благовонье». (Благовонье - приятный, ароматный запах.)
О ком можно сказать «проснется и заплачет»? (Так можно сказать о ребенке.)
К кому поэт относит эти слова? (К осени.)
Как вы представляете себе эту картину?
3. Выразительное чтение стихотворения.
V. Физкультминутка
VI. Чтение стихов А. Плещеева
1. Знакомство с творчеством А. Плещеева.
Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893) - поэт, переводчик, прозаик, литературный и театральный критик. Родился в семье небогатого провинциального чиновника, представителя старинного дворянского рода. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде, где с 1827 года служил его отец, скончавшийся, когда будущий поэт был еще ребенком. Его воспитанием занималась мать Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее домашнее образование, продолженное им в Петербурге.
2. Выразительное чтение. Словарная работа.
Какое настроение создают картины природы, описанные поэтом?
озимь - озимый посев, его всходы.
озимый - об однолетних растениях: засеиваемый осенью,
зимующий под снегом.
Как надо читать это стихотворение: в быстром темпе, с радостью, с грустью, неторопливо?
Выразительное чтение стихотворения.
VII. Стихотворение А. Фета
1. Чтение стихотворения А. Фета.
- И еще одно стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета
«Ласточки пропали...»
Учитель читает стихотворение.
2. После чтения.
По каким признакам вы узнали, что в стихотворении изображена осень?
Найдите строки, в которых изображаются картины, живописно рисующие осенние замирания природы.
3. Выразительное чтение стихотворения.
VIII. Итог урока
Домашнее задание
Выучить понравившееся стихотворение