СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стиль руководства

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стиль руководства

Просмотр содержимого документа
«Стиль руководства»


Сабақтың технологиялық картасы

Технологическая карта урока



Оқу-тәрбие мақсаты

Учебно-воспитательные цели


1)Формирование знаний по предмету;

2)Развитие самостоятельности в решении определенных проблем;

3)Формирование самостоятельности, умений анализировать, выделять главное и делать выводы.

Оқу-әдістемелік жабдықтау,анықтамалық әдебиеттер тізімі

Учебно-методическое оснащение ,справочная литература

Грибов В.Д. «Менеджмент» — М. : КНОРУС, 2007. — 280 с. — (Среднее профессиональное образование).

Техникалық жабдықтау Техническое оснащение, материалы

Проектор, раздаточный материал, презентация, видеоролики

Күтілетін нәтиже

Ожидаемый результат

Знание: стилей руководства, типов менеджеров

Критерий бойынша бағалау

Критерии оценки

Дает определения стилям руководства, различает стили управления, характеризует типы менеджеров.

Пәнаралық байланыс

Межпредметные связи

Управление персоналом

Экономика организации


Сабақ түрі

Тип урока

Комбинированный

Сабақ барысында қолданылатын заманауи технологиялар, әдіс тәсілдер

Формы организации учебных занятий, применяемые на уроке, технологии

Информационно- Коммуникационная Технология, групповая технология, ромашка Блума, синквейн, метод «кубик», черные ящики, постер-технология, критериальное оценивание




Сабақтың құрылымы

Структура урока

1.Организацион-ный момент.

2.Повторение пройденной темы «Лидерство»

3. Изучение новой темы: «Стиль руководства»

4.Закрепление

5.Подве-дение итогов



6.Реф

лексия

7.Домаш-

нее задание.



Синквейн

Черные ящики

Постер




2

5

15

5

5

10

1


1



1

Сабақ барысы

Ход урока


1.Организационный момент (создание психологической атмосферы к уроку, отметка отсутствующих, объединение в группы по принципу выбора галстука, жребий на выбор первого вопроса)

2. Повторение пройденного материала по теме «Лидерство» (ромашка Блума).

Простой вопрос

Лидерство – это ……

Ответ: Это способность человека оказывать влияние на людей и тем самым направлять их действия для достижения конкретных целей.

Уточняющий вопрос

Правильно ли я вас поняла, что лидерство — это возникновение особого статуса именно у менеджера?

Ответ: Это возникновение особого статуса у менеджера или иного члена группы.

Объясняющий вопрос

Почему проблемы лидерства являются важнейшими для достижения организационной эффективности?

Ответ: Метод управления на основе лидерства позволяет оперативно решать сложные задачи в неожиданных ситуациях.

Творческий вопрос

Что может произойти, если в дилемме «Что важнее – дело или люди?» предпочтение отдавалось бы делу?

Ответ: Не будет успеха в деле. Предпочтение надо отдавать людям. Будет внимание к людям — будет и успех в деле. В этом и состоит подлинная сущность лидерства.

Оценочный вопрос

Чем отличается неформальный лидер от менеджера?

Ответ: Неформальный лидер не имеет особого места (должности) в системе власти, но определенной властью над людьми все же обладает. Он как бы управляет своим примером, убеждением, воодушевлением.

Практический вопрос

Вы работаете менеджером в средней по размеру фирме. В руководимом вами трудовом коллективе, как вам стало известно, имеется неформальный лидер. Данный работник имеет более продолжительный, чем у вас, опыт работы в данной сфере деятельности, стаж его работы превышает ваш почти в два раза. Кроме того, он умеет выслушать других сотрудников, многие идут к нему за советом, а не к Вам.

Вы наметили в ближайшее время расширить сферу деятельности фирмы, провести некоторые изменения в структуре управления. Неформальный лидер, как Вам сообщили, против предстоящих перемен.

Выберите одну из альтернатив поведения менеджера:

    1. Уволить несогласного лидера;

    2. Проигнорировать его мнение;

    3. Привлечь на свою сторону;

    4. Прочее (обосновать).

Ответ: Привлечь на свою сторону.

3.Изучение новой темы «Стиль руководства» (презентация, видеоролики).

Слово «стиль» греческого происхождения (stylos). Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «почерк». Поэтому можно считать, что стиль руководства — это своего рода почерк в действиях менеджера. Иными словами, стиль управления — это то, как руководитель выполняет свои функции, т.е. не то, что он делает, а как он это делает.

Обычно различают три основных стиля управления: авторитарный, демократический, либеральный.

Авторитарный стиль (директивный, волевой) характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия.

Руководитель требует, чтобы ему докладывали обо всех делах, единолично принимает решения или отменяет их, большинство вопросов решает сам. Такой стиль основывается на представлениях о подчиненных как о лицах, не любящих трудиться, без чувства ответственности, нуждающихся в опеке.

Такой менеджер не дает возможности проявить инициативу сотрудникам, категоричен, часто резок с людьми. Постоянно приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит. (Видеоролик из кинофильма).

Демократический (коллективистский, партнерский) стиль управления представляет собой определенное распределение полномочий между руководителем и коллективом. Руководитель старается решать дела, советуясь с подчиненными, особенно в сложном положении. Демократичный руководитель стремится к тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно. (Видеоролик из кинофильма).

Нетрудно заметить, что приемы и способы воздействия на подчиненных у автократа и демократа сильно различаются (табл.).


Сравнительная характеристика авторитарного и демократического

стилей руководства


Характеристика

Стиль руководства

Авторитарный (директивный)

Демократический

Кредо, принцип

Руководитель-повелитель;

Руководимый - подчиненный

Руководитель – координатор; руководимый – партнер

Авторитет

По должности (формальный)

По работе (реальный)

Степень организованности

Детальная (жесткая) организация исполнения работ

Гибкие организационные рамки исполнения работ

Вид решения

Единоличные решения

Коллегиальные решения

Вид распоряжений

Приказ

Просьба

Делегирование

Делегируются только исполнительские задачи и ответственность за них

Делегируется общая задача и общая ответственность

Вид контроля

Контроль исполнения

Контроль результата


Либеральный (невмешательский) стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой менеджер в управленческой работе недостаточно заинтересован и подходит к делу скорее формально. Подобный руководитель с подчиненными обычно вежлив, готов отменить ранее принятое им решение, особенно если это угрожает его популярности. Менеджеров-либералов отличает безынициативность, неосмысленное исполнение директив вышестоящих органов управления. (Видеоролик из кинофильма).

Однако на практике каждый руководитель имеет свой индивидуальный стиль управления, так или иначе сочетающий элементы этих трех основных стилей.

Тем не менее, все разнообразие стилей укладывается в «силовом поле» между вектором «внимание к производству» (нацеленность на создание товара) и вектором «внимание к человеку» (нацеленность на гуманное отношение к людям).

В результате образуется «решетка» менеджмента, которая дает возможность выделить пять характерных типов управленческого поведения: 1) демократ; 2) организатор; 3) манипулятор; 4) пессимист; 5) диктатор (рис.).


Рис. «Решетка» менеджмента

Каковы характеристики этих типов менеджеров?

Менеджер-демократ (код 1:9) в основу ставит принцип «быть всегда самим собой». Дела у такого менеджера идут как бы сами собой. Обычно здесь превалируют действия с демократическим перекосом. Польза от этого не очень большая.

Менеджер-организатор (код 9:9) — самый продуктивный тип менеджера, учитывающий нужды производства, а также потребности и интересы людей. Важнейшей характеристикой данного типа является устремленность к инновациям и нацеленность на постоянное развитие организации. Предприятия, где действуют менеджеры-организаторы, обычно процветают. Ведущие фирмы развитых стран прилагают большие усилия, чтобы найти таких менеджеров. Можно сказать, что менеджер данного типа, в сущности, представляет собой эталон современного управляющего.

Менеджера-манипулятора (код 5:5 — центр решетки) удовлетворяют средние достижения. Его девиз: «Не хватать звезд с неба». Главная тактическая линия — компромисс. У такого менеджера проявляется склонность к манипулированию людьми.

Менеджер-пессимист (код 1:1) руководствуется девизом: «Не вмешивайся в естественный ход событий». Польза от таких людей невелика.

Менеджер-диктатор (код 9:1) в основном ориентируется на производство и уделяет минимум внимания конкретным людям. Это жесткий курс администратора, для которого результат — все, а человек — только исполнитель. Работа в таких условиях никому не приносит удовлетворения. Диктатор — плохой управляющий.

Вполне понятно, что более предпочтительным является тип менеджера-организатора. При таком руководителе складывается благоприятная атмосфера в коллективе, которая, в свою очередь, стимулирует творческий подход и инициативу сотрудников, и каждый из них видит значение своей деятельности, как части конечного результата.

Менеджер-организатор ценит себя и персонал. Он и его подчиненные гордятся успехами и не скрывают это. С другой стороны, неудачи также не замалчиваются, а служат уроком на будущее.

Таким образом, предпочтительным является тот стиль управления, который осуществляется преимущественно на неформальной основе, нацелен на создание творческой атмосферы в коллективе и ориентирован на достижение успешных результатов.

4.Закрепление (синквейн, черные ящики, постер-технология).

4.1 Написать синквейн на тему: автократ, демократ.

4.2. Конкурс «Черные ящики». Номер ящика выбирается по цифре кубика, выпавшей при подбрасывании.

  1. Назовите три основных стиля руководства. Ответ: авторитарный, демократический, либеральный.

  2. Стиль руководства – это…. Ответ: Стиль руководства – это своего рода «почерк» в действиях менеджера.

  3. Какой стиль управления называется демократическим? Ответ: Демократический (коллективистский, партнерский) стиль управления представляет собой определенное распределение полномочий между руководителем и коллективом.

  4. Какой стиль управления называется либеральным? Ответ: Либеральный (невмешательский) стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом.

  5. Какой стиль управления называется авторитарным? Ответ: Авторитарный стиль (директивный, волевой) характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия.

  6. Пять характерных типов управленческого поведения? Ответ: 1) демократ; 2) организатор; 3) манипулятор; 4) пессимист; 5) диктатор.

  7. Между какими векторами укладывается все разнообразие стилей? Ответ: Все разнообразие стилей укладывается в «силовом поле» между вектором «внимание к производству» (нацеленность на создание товара) и вектором «внимание к человеку» (нацеленность на гуманное отношение к людям).

  8. Кредо авторитарного и кредо демократического стилей руководства?

Ответ:

4.3 Постер на тему: «Стиль управления»

    1. Подведение итогов


    1. Рефлексия (метод «Острова»). Ребята, прикрепите свой кораблик в том районе карты, который отражает ваше эмоционально-чувственное состояние.

7.Домашнее задание (повторить пройденный материал, подготовиться к проверочной работе. Грибов В.Д. «Менеджмент», стр.141-145)