СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стилевые особенности в творчестве русских композиторов. Духовная музыка русских композиторов.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                       Музыка           8 класс Тема. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов. Духовная музыка русских композиторов.   Цель: сформировать у учащихся эмоционального отношения к миру духовности. учить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека, развивать чувство прекрасного, воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.                                                                         Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение и закрепление нового материала.

1. Беседа

   Во 2-7 классах на уроках музыки мы очень много говорили о творчестве великих русских композиторов. Назовите некоторых из них и какие музыкальные произведения они написали.

2. Просмотр презентации «Русские композиторы». 3. Тестовое задание «Найди соответствие»(выполнить в тетрадке)

П.И.Чайковский                               опера «Садко»   

 Н. А. Римский-Корсаков                  опера «Лебединое озеро» М. П. Мусоргский                              опера «Борис Годунов»

М. И. Глинка                                      опера «Князь Игорь»

А. П. Бородин                                     опера «Руслан и Людмила» 4. Объяснение новой темы.

а) Эпиграф - А сейчас я хочу обратить ваше внимание на эпиграф к нашему уроку: «Человек живёт радостью… Для того, чтобы все ваши чувства Хорошего, светлого и святого для вас слились В один Гимн Красоте, Нужна вера в красоту, т.е. Нужна религия. Сомневайтесь сколько хотите, но вы веруйте».                 А.Ф.Лосев - Как вы понимаете слова эпиграфа?

б) Вера людей

      - Мы можем сомневаться, но верить в добро, во что-то прекрасное мы в своей жизни стараемся.       - Вера в людях не умирала никогда; это она двигала их стремлениями возводить храмы, это она учила любить своих ближних и заботиться о них. Совесть, сострадание – есть лучшие человеческие качества. Вот о чём у нас идёт речь сегодня на уроке. Уместно прозвучит пословица: «Без добрых дел вера пред Богом мертва».       - В связи с тем, что в XVIII и XIX вв. многие народы и государства вошли в состав Великой Российской Империи, здесь стали распространяться и другие религии (ислам, буддизм, католическая вера, протестантская). Это оказалось возможным потому, что Русская Православная Церковь никогда не проводила насильственного обращения народов в Православие.       - Известно, что Иисус Христос не разрабатывал религиозных теорий, не создавал учений и не оставлял после себя никаких записей. Всё, что мы знаем о нём, было записано и передано очевидцами. Каждый воспринимает веру по – своему, это касается душевного, внутреннего устроения человека.  Без бога нация – толпа, Объединённая пороком, Или слепа, или глупа, Иль, что ещё страшней – жестока. И пусть на трон взойдёт любой, Глаголющий высоким слогом. Толпа останется толпой, Пока не обратится к Богу!      (Иеромонах Роман – Матюшин)   в) Важность церкви

 - Церковь играла и продолжает играть важную роль в государственных делах и в жизни народа. Все государственные церемонии сопровождались молебнами (специальными богослужениями).

   - Перед вами иллюстрации некоторых храмов, которые находятся на территории ЛНР.

           Храм Умиление в Луганске                                    Храм всех святых в Луганске

                                          

                   Храм в с. Голубовка                               Свято-Николаевский храм в Кировске

                                                                     

г) Обращение деятелей искусства к Божественному слову

     - Многие деятели искусств обращались в своём творчестве к Божественному слову – к главной молитве. Знаете ли вы её? Что это за молитва? («Отче наш»).     - М.Ю.Лермонтов – русский поэт (1814 – 1841 г.г.) посвятил этой молитве стихотворение. В минуту жизни трудную, Теснится ль в сердце грусть; Одну молитву чудную Твержу я наизусть. Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. С души как бремя скатится, Сомненье далеко – И вертится и плачется, И так легко – легко…     -Что вы чувствовали, слушая стихотворение? (Лёгкость, облегчённость)

    - Какую мысль провёл (показал) в своём стихотворении поэт? (Показал многосторонность человеческой жизни).       - Если представить историю музыки как ряд великих имён, то среди них трудно назвать композитора, творчество которого не включало бы духовно – музыкальных сочинений, т.е. тех, что основаны на образах и текстах священного Писания (Библии). д) Слушание духовно – музыкальных сочинений - Сегодня мы прослушаем несколько духовно – музыкальных сочинений. 1) М.И.Глинка «Херувимская песнь» - Кто–то из вас, ребята, может быть знает и сможет объяснить кто такой «Херувим»? (Ангел). -Вам предстоит после прослушивания дать характеристику звучания данного произведения. -Что вы услышали, прочувствовали, слушая «Херувимскую песнь»? -Что свойственно звучанию данного произведения? (Сдержанность, глубина, возвышенное благородство… и ещё отличительная черта данного произведения – хоровое пение без сопровождения, хоровое пение и придаёт звучанию глубину…) - В основном в православном пении не используется музыкальное сопровождение. - К какому жанру в музыке, мы отнесём «Херувимскую Песнь»? (Духовная музыка). -Что же такое, Духовная музыка? (Отзвук небесной гармонии – красоты). - Что такое гармония? (Созвучие, соразмерность). 2) П.И.Чайковский «Утренняя молитва» -Что вы услышали, прочувствовали, слушая «Утреннюю молитву»? -Что свойственно звучанию данного произведения? - К какому жанру в музыке, мы отнесём «Утреннюю молитву»? IV. Подведение итога. Вывод из всего сказанного и услышанного на уроке. - Что же такое по вашему мнению: Истина – ( то, что существует в действительности, отражает действительность. Правда, история, вера) Красота – ( а) совокупность качества, доставляющих наслаждение взору, слуху;

 б)прекрасные места (в природе, в произведениях искусства); в) удовлетворение).  Духовная музыка – ( вокальная или вокально-инструментальная музыка, связанная с текстами религиозного содержания и предназначенная для исполнения во время богослужения или просто в быту). V. Домашнее задание. В тетради выполнить тестовое задание «Найди соответствие

Просмотр содержимого документа
«Стилевые особенности в творчестве русских композиторов. Духовная музыка русских композиторов.»

Музыка 8 класс
Тема. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов. Духовная музыка русских композиторов.
Цель: сформировать у учащихся эмоционального отношения к миру духовности. учить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека, развивать чувство прекрасного, воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение и закрепление нового материала.

1. Беседа

Во 2-7 классах на уроках музыки мы очень много говорили о творчестве великих русских композиторов. Назовите некоторых из них и какие музыкальные произведения они написали.

2. Просмотр презентации «Русские композиторы».
3. Тестовое задание «Найди соответствие»
(выполнить в тетрадке)

П.И.Чайковский опера «Садко»

Н. А. Римский-Корсаков опера «Лебединое озеро»
М. П. Мусоргский опера «Борис Годунов»
М. И. Глинка опера «Князь Игорь» А. П. Бородин опера «Руслан и Людмила»
4. Объяснение новой темы. а) Эпиграф
- А сейчас я хочу обратить ваше внимание на эпиграф к нашему уроку:
«Человек живёт радостью…
Для того, чтобы все ваши чувства
Хорошего, светлого и святого для вас слились
В один Гимн Красоте,
Нужна вера в красоту, т.е.
Нужна религия.
Сомневайтесь сколько хотите, но вы веруйте». А.Ф.Лосев
- Как вы понимаете слова эпиграфа? б) Вера людей - Мы можем сомневаться, но верить в добро, во что-то прекрасное мы в своей жизни стараемся.
- Вера в людях не умирала никогда; это она двигала их стремлениями возводить храмы, это она учила любить своих ближних и заботиться о них. Совесть, сострадание – есть лучшие человеческие качества. Вот о чём у нас идёт речь сегодня на уроке. Уместно прозвучит пословица: «Без добрых дел вера пред Богом мертва».
- В связи с тем, что в XVIII и XIX вв. многие народы и государства вошли в состав Великой Российской Империи, здесь стали распространяться и другие религии (ислам, буддизм, католическая вера, протестантская). Это оказалось возможным потому, что Русская Православная Церковь никогда не проводила насильственного обращения народов в Православие.
- Известно, что Иисус Христос не разрабатывал религиозных теорий, не создавал учений и не оставлял после себя никаких записей. Всё, что мы знаем о нём, было записано и передано очевидцами. Каждый воспринимает веру по – своему, это касается душевного, внутреннего устроения человека.
Без бога нация – толпа,
Объединённая пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что ещё страшней – жестока.
И пусть на трон взойдёт любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!
(Иеромонах Роман – Матюшин)
в) Важность церкви - Церковь играла и продолжает играть важную роль в государственных делах и в жизни народа. Все государственные церемонии сопровождались молебнами (специальными богослужениями). - Перед вами иллюстрации некоторых храмов, которые находятся на территории ЛНР. Храм Умиление в Луганске Храм всех святых в Луганске Храм в с. Голубовка Свято-Николаевский храм в Кировске г) Обращение деятелей искусства к Божественному слову - Многие деятели искусств обращались в своём творчестве к Божественному слову – к главной молитве. Знаете ли вы её? Что это за молитва? («Отче наш»).
- М.Ю.Лермонтов – русский поэт (1814 – 1841 г.г.) посвятил этой молитве стихотворение.
В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть;
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И вертится и плачется,
И так легко – легко…
-Что вы чувствовали, слушая стихотворение? (Лёгкость, облегчённость)

- Какую мысль провёл (показал) в своём стихотворении поэт? (Показал многосторонность человеческой жизни).
- Если представить историю музыки как ряд великих имён, то среди них трудно назвать композитора, творчество которого не включало бы духовно – музыкальных сочинений, т.е. тех, что основаны на образах и текстах священного Писания (Библии).
д) Слушание духовно – музыкальных сочинений
- Сегодня мы прослушаем несколько духовно – музыкальных сочинений.
1) М.И.Глинка «Херувимская песнь»
- Кто–то из вас, ребята, может быть знает и сможет объяснить кто такой «Херувим»? (Ангел).
-Вам предстоит после прослушивания дать характеристику звучания данного произведения.
-Что вы услышали, прочувствовали, слушая «Херувимскую песнь»?
-Что свойственно звучанию данного произведения?
(Сдержанность, глубина, возвышенное благородство… и ещё отличительная черта данного произведения – хоровое пение без сопровождения, хоровое пение и придаёт звучанию глубину…)
- В основном в православном пении не используется музыкальное сопровождение.
- К какому жанру в музыке, мы отнесём «Херувимскую Песнь»? (Духовная музыка).
-Что же такое, Духовная музыка? (Отзвук небесной гармонии – красоты).
- Что такое гармония? (Созвучие, соразмерность).
2) П.И.Чайковский «Утренняя молитва»
-Что вы услышали, прочувствовали, слушая «Утреннюю молитву»?
-Что свойственно звучанию данного произведения?
- К какому жанру в музыке, мы отнесём «Утреннюю молитву»?
IV. Подведение итога.
Вывод из всего сказанного и услышанного на уроке.
- Что же такое по вашему мнению:
Истина – ( то, что существует в действительности, отражает действительность. Правда, история, вера)
Красота – ( а) совокупность качества, доставляющих наслаждение взору, слуху;

б)прекрасные места (в природе, в произведениях искусства); в) удовлетворение).
Духовная музыка – ( вокальная или вокально-инструментальная музыка, связанная с текстами религиозного содержания и предназначенная для исполнения во время богослужения или просто в быту).
V. Домашнее задание. В тетради выполнить тестовое задание «Найди соответствие