Стили литературного языка Их признаки. Сфера употребления.
Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.
Георг Гегель
Цель урока
- Познакомиться с понятием «стилистика» и ее видами; обобщить и систематизировать знания по теме «Функциональные стили речи», повторить их отличительные черты, использование в устной и письменной речи;
- сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки; закрепить умение определять стиль речи; подготовить учащихся к самостоятельному анализу текстов различных типов и стилей речи;
Стилистика – это выбор средств для эффективной передачи информации. Она рассматривает языковые средства со стороны значения и экспрессивности, то есть предметом стилистики является изучение экспрессивных средств языка.
Стилистика делится на функциональную стилистику, стилистику языковых единиц, стилистику текста и стилистику художественной речи:
1. Функциональная стилистика . Это изучение и описание системы стилей.
2. Стилистика языковых единиц . Изучает языковые единицы всех уровней, поэтому с одной стороны она связана с функциональной стилистикой, а с другой стороны со стилистикой текста.
3. Стилистика текста . Изучает общие и частные закономерности организации текста.
4. Стилистика художественной речи . Изучает вопросы построения различных типов повествования, изучает зык художественной литературы. Для этой стилистики очень важно изучение стиля конкретного писателя.
- Важной проблемой стилистики является изучение функциональных стилей. В зависимости от того, какая функция языка является преобладающей, выделяются функциональные стили. Функциональный стиль – это исторически сложившаяся и социально осознанная система речевых средств, используемых в сфере человеческого общения. Каждый функциональный стиль характеризуется особенностями на всех уровнях языка, но определяющим является лексический и синтаксический уровень.
Составление кластера
- Итак, в зависимости от цели общения (общение с кем-нибудь, сообщение чего-нибудь, воздействие на кого-нибудь), в нём выделяются две основные разновидности – разговорная речь и литературная речь (в первых двух пустых квадратах записываются эти слова).
- Ребята, вспомните, какие стили речи вы знаете?
Решение речевых ситуаций
- Вам нужно рассказать друзьям о вашем участии в соревнованиях по мини-футболу.
- Корреспондент канала «ОРТ» ведет репортаж с открытия интеллектуальных игр молодежи.
- На конференции микробиологов ученый делает сообщение о результатах своего исследования.
- Заведующий производством проводит инвентаризацию товара и готовит отчет для директора.
- Поэт пишет торжественное стихотворение, посвященное памяти великого земля.
Стиль речи
Сфера общения
Научный
А
Официально - деловой
Цель общения
Агитационно-массовая деятельность, СМИ
Публицистический
Художественное творчество
Жанры
Б
Сообщение и передача официально-деловой информации
Стилевые черты
В
Художественный
Научная деятельность
Сообщение и обмен мыслями, чувствами, впечатлениями
Эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, ода, гимн, песня, эпиграмма, поэма, баллада, трагедия, комедия
Разговорный
Языковые средства
Г
В быту
Образность, эмоциональность
Статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь
Воздействие на мысли и чувства с помощью созданных образов
Правовая, административно-общественная, производственная сферы деятельности
Д
Передача и сообщение научной информации
Точность, не допускающая двух толкований, стандартизированность (строгая композиция текста, точный отбор фактов и способов их подачи), отсутствие эмоциональности
Разговорная и просторечная лексика, употребление неполных предложений, вводных слов, слов-обращений, междометия, модальные частицы, повторы.
Законы, приказы, постановления, характеристики, протоколы, расписки и справки
Подчёркнутая логичность, доказательность, точность.
Диалог, личные письма, личные записки, телефонные разговоры.
Наличие терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики.
Воздействовать на мысли и чувства через призыв
Наличие общественно-политической лексики
Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.
Научная статья, учебная литература, монография, школьное сочинение
Наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов.
Эмоциональность, выразительность, живость и экспрессивность
Все языковые средства
Определить стиль текста. Соотнесите текст и стиль речи.
- А в каком году была образован Донецк?- спросил учитель истории.
- В 1861 году,- ответил Павел.
-А кто является основателем города?
- Английский предприниматель Джон Джеймс Юз приехал в Донецкие степи, чтобы открыть здесь металлургический завод, вокруг которого возник поселок Юзовка. Посёлок рос, открывались новые месторождения угля и новые шахты. Позднее поселок стал городом Сталино, а еще позже – Донецком, - ответил Сергей.
Определить стиль текста. Соотнесите текст и стиль речи.
Директору КОУ
"Средняя школа №4
(очно-заочная)"
Т.П.Рыковской
ученика 12 класса
Жигунова Александра
заявление.
Прошу освободить меня от учебных занятий на 2 дня (с 14 по 15 марта) для участия в соревнованиях по подтягиванию.
10. 03. 2016 г.
официально-деловой
Определить стиль текста. Соотнесите текст и стиль речи.
Масленичные гуляния в Донецке начнутся с «Блинфеста»
Отметить Масленицу можно будет 12 и 13 марта в Донецке на площади Ленина и на бульваре Пушкина, а также в Набережной.
Главным элементом этого праздника станет «Блинфест». Он пройдет в Донецке впервые. Своими кулинарными талантами народное жюри попытаются удивить 10 хозяек. Участницы конкурса уже определены, а дегустатором может стать любой гость праздника. Для этого нужно выиграть в викторине, посвященной Масленице.
публицистический
Определить стиль текста. Соотнесите текст и стиль речи.
Город синих терриконов
Там, где солнце щедро светит,
Может, где-то на планете
Есть и лучше города,
Где шахтерские края,
Там единственный на свете —
Только мне в Донецке светит
Солнце щедрое всегда.
Мой Донецк, судьба моя.
О тебе пою влюбленно,
И сияет озаренный
Ярким золотом лучей
Город юности моей,
Город синих терриконов,
Город синих терриконов,
Город звонких тополей.
Город звонких тополей.
Виктор Шутов
художественный
Определить стиль текста. Соотнесите текст и стиль речи.
Доне́цк ( укр . Донецьк ; до 1924 — Юзовка , до 1929 — Сталин , до 1961 — Сталино ) — город на востоке Украины, на реке Кальмиус. Административный центр Донецкой области, Донецкого района и Донецкой городской общины. С апреля 2014 года контролировался самопровозглашённой Донецкой Народной Республикой и рассматривался ею как столица. 30 сентября 2022 года был аннексирован Россией [10] [11] .
Доне́цк (до 1924 — Юзовка , до 1929 — Сталин , до 1961 — Сталино ) — крупнейший по площади город на юго-западе России, столица Донецкой Народной Республики.
В прошлом — административный центр Донецкой области Украинской ССР и Украины (до 2014 года), затем — столица независимой Донецкой Народной Республики, вошедшей в 2022 году в состав Российской Федерации.
научный
Стилистические задачи
- Утром по вынужденным обстоятельствам мы уехали в Салехард
- Россия и другие страны выступают оплотом мира во всем мире, фактором, определяющим магистральное направление исторического развития человечества
- Говорить я хоть до завтра, а примись писать, и бог знает, что выходит. А ведь не дурак, кажется
- Музыка – важнейший фактор нашего спектакля.
- Язык как явление социальное выполняет различные функции, связанные с той или иной сферой человеческой деятельности
- Статья 64. Долг каждого гражданина РФ — уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонационального государства (Из Конституции СССР)
- Мирные инициативы социалистических стран указывают путь к нормализации международной обстановки
Работа с заданиями 1-3 ЕГЭ ТЕКСТ
- В соответствии со ст. 125 Трудового кодекса РФ отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия. Неиспользованная этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год. При отзыве из отпуска должен быть произведён перерасчёт заработной платы . За те дни, которые сотрудник отработал вместо отпуска, ему начисляется заработная плата. Отпускные за неиспользованные дни отпуска по договорённости с работодателем вносятся работником в кассу или оформляются как аванс под будущую зарплату.
ЗАДАНИЕ 1
- Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите этот производный предлог.
ЗАДАНИЕ 2
- В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) КОДЕКС . Совокупность правил, убеждений (книжн.). Кодекс чести. 2) ГОД . Промежуток времени, в который завершается цикл каких-н. работ, занятий. Учебный год. 3) ПЛАТА. Награда или кара, воздаяние. Плата за предательство. 4) ДОЛЖЕН . Взял взаймы, обязан вернуть долг. Должен мне сто рублей. 5) ВНОСИТЬ. Платить, делать денежный взнос. Вносить плату .
ЗАДАНИЕ 3
- Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 1) Тема данного текста —порядок увольнения сотрудника. 2) Цель автора текста — определить общие для всех правила оплаты труда работника при отзыве из отпуска. 3) Стандартизированность речи проявляется в отказе от использования выразительных средств языка и в обилии устойчивых оборотов деловой речи (в соответствии с… допускается только с…). Единственным средством выразительности в тексте является повтор слова («отпуск», «работник»). 4) Особенностью данного текста является предписывающе-долженствующий характер изложения, что достигается использованием краткого прилагательного (должна быть предоставлена, должен быть произведён). 5) В тексте используется преимущественно многозначная лексика, слова употребляются в прямом значении, присутствуют юридические термины.
- Ответ 24
Текст
Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.
Жильцы, въехавшие в новый дом , посадили елку сами. Для нее вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дерном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг елки, она чувствовала себя, как дома.
Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась и вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.
И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня , а забрал юную пушистую верхушку . Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,— смотрели с болью, содроганием, гневом...
На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными отчетливыми буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».
Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.
Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.
ЗАДАНИЕ 1
- Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в последнем предложении второго абзаца текста. Запишите этот союз.
ЗАДАНИЕ 2
- В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) ИСТОРИЯ. Рассказ, повествование (разг.) 2) ДОМ. Место, где живут люди, объединённые общими интересами, условиями существования. 3) КАСАТЬСЯ. Затрагивать какой-н. вопрос в изложении. 4) КОРЕНЬ. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. 5) ВЕРХУШКА. Верх, верхняя часть чего-либо.
- Ответ 125
ЗАДАНИЕ 3
- Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 1) Текст относится к художественной публицистике. По жанру это репортаж. 2) В тексте затрагиваются проблемы нравственности, этики поведения человека в обществе, взаимоотношения личности и коллектива, уважения к общественному труду и к общественному мнению. 3) Текст можно озаглавить, используя словосочетание «памятник подлецу». 4) На фоне повествования выделяются описательные фрагменты: дважды дается описание голубой ели (до гибели и после гибели ели), описание состояния жителей, описание таблички. 5) В последнем абзаце автор указывает на причины совершенного неизвестным человеком поступка.
Домашнее задание
- Пройти тест https://edu.skysmart.ru/student/hidogabevo