СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стили литературного языка Их признаки. Сфера употребления.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - обобщить и систематизировать знания по теме «Функциональные стили речи», повторить их отличительные черты, использование в устной и письменной речи

Просмотр содержимого документа
«Стили литературного языка Их признаки. Сфера употребления.»

Стили литературного языка Их признаки. Сфера употребления. Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.   Георг Гегель

Стили литературного языка Их признаки. Сфера употребления.

Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.

Георг Гегель

Цель урока Познакомиться с понятием «стилистика» и ее видами; обобщить и систематизировать знания по теме «Функциональные стили речи», повторить их отличительные черты, использование в устной и письменной речи; сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки; закрепить умение определять стиль речи; подготовить учащихся к самостоятельному анализу текстов различных типов и стилей речи;

Цель урока

  • Познакомиться с понятием «стилистика» и ее видами; обобщить и систематизировать знания по теме «Функциональные стили речи», повторить их отличительные черты, использование в устной и письменной речи;
  • сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки; закрепить умение определять стиль речи; подготовить учащихся к самостоятельному анализу текстов различных типов и стилей речи;
Стилистика – это выбор средств для эффективной передачи информации. Она рассматривает языковые средства со стороны значения и экспрессивности, то есть предметом стилистики является изучение экспрессивных средств языка. Стилистика делится на функциональную стилистику, стилистику языковых единиц, стилистику текста и стилистику художественной речи: 1. Функциональная стилистика . Это изучение и описание системы стилей. 2. Стилистика языковых единиц . Изучает языковые единицы всех уровней, поэтому с одной стороны она связана с функциональной стилистикой, а с другой стороны со стилистикой текста. 3. Стилистика текста . Изучает общие и частные закономерности организации текста. 4. Стилистика художественной речи . Изучает вопросы построения различных типов повествования, изучает зык художественной литературы. Для этой стилистики очень важно изучение стиля конкретного писателя.

Стилистика – это выбор средств для эффективной передачи информации. Она рассматривает языковые средства со стороны значения и экспрессивности, то есть предметом стилистики является изучение экспрессивных средств языка.

Стилистика делится на функциональную стилистику, стилистику языковых единиц, стилистику текста и стилистику художественной речи:

1. Функциональная стилистика . Это изучение и описание системы стилей.

2. Стилистика языковых единиц . Изучает языковые единицы всех уровней, поэтому с одной стороны она связана с функциональной стилистикой, а с другой стороны со стилистикой текста.

3. Стилистика текста . Изучает общие и частные закономерности организации текста.

4. Стилистика художественной речи . Изучает вопросы построения различных типов повествования, изучает зык художественной литературы. Для этой стилистики очень важно изучение стиля конкретного писателя.

Важной проблемой стилистики является изучение функциональных стилей. В зависимости от того, какая функция языка является преобладающей, выделяются функциональные стили. Функциональный стиль – это исторически сложившаяся и социально осознанная система речевых средств, используемых в сфере человеческого общения. Каждый функциональный стиль характеризуется особенностями на всех уровнях языка, но определяющим является лексический и синтаксический уровень.
  • Важной проблемой стилистики является изучение функциональных стилей. В зависимости от того, какая функция языка является преобладающей, выделяются функциональные стили. Функциональный стиль – это исторически сложившаяся и социально осознанная система речевых средств, используемых в сфере человеческого общения. Каждый функциональный стиль характеризуется особенностями на всех уровнях языка, но определяющим является лексический и синтаксический уровень.
Составление кластера  Итак, в зависимости от цели общения (общение с кем-нибудь, сообщение чего-нибудь, воздействие на кого-нибудь), в нём выделяются две основные разновидности – разговорная речь и литературная речь (в первых двух пустых квадратах записываются эти слова).  Ребята, вспомните, какие стили речи вы знаете?

Составление кластера

  • Итак, в зависимости от цели общения (общение с кем-нибудь, сообщение чего-нибудь, воздействие на кого-нибудь), в нём выделяются две основные разновидности – разговорная речь и литературная речь (в первых двух пустых квадратах записываются эти слова).
  • Ребята, вспомните, какие стили речи вы знаете?
Решение речевых ситуаций Вам нужно рассказать друзьям о вашем участии в соревнованиях по мини-футболу. Корреспондент канала «ОРТ» ведет репортаж с открытия интеллектуальных игр молодежи. На конференции микробиологов ученый делает сообщение о результатах своего исследования. Заведующий производством проводит инвентаризацию товара и готовит отчет для директора. Поэт пишет торжественное стихотворение, посвященное памяти великого земля.

Решение речевых ситуаций

  • Вам нужно рассказать друзьям о вашем участии в соревнованиях по мини-футболу.
  • Корреспондент канала «ОРТ» ведет репортаж с открытия интеллектуальных игр молодежи.
  • На конференции микробиологов ученый делает сообщение о результатах своего исследования.
  • Заведующий производством проводит инвентаризацию товара и готовит отчет для директора.
  • Поэт пишет торжественное стихотворение, посвященное памяти великого земля.

Стиль речи

Сфера общения

Научный

А

Официально - деловой

Цель общения

Агитационно-массовая деятельность, СМИ

Публицистический

Художественное творчество

Жанры

Б

Сообщение и передача официально-деловой информации

Стилевые черты

В

Художественный

Научная деятельность

Сообщение и обмен мыслями, чувствами, впечатлениями

Эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, ода, гимн, песня, эпиграмма, поэма, баллада, трагедия, комедия

Разговорный

Языковые средства

Г

В быту

Образность, эмоциональность

Статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь

Воздействие на мысли и чувства с помощью созданных образов

Правовая, административно-общественная, производственная сферы деятельности

Д

Передача и сообщение научной информации

Точность, не допускающая двух толкований, стандартизированность (строгая композиция текста, точный отбор фактов и способов их подачи), отсутствие эмоциональности

Разговорная и просторечная лексика, употребление неполных предложений, вводных слов, слов-обращений, междометия, модальные частицы, повторы.

Законы, приказы, постановления, характеристики, протоколы, расписки и справки

Подчёркнутая логичность, доказательность, точность.

Диалог, личные письма, личные записки, телефонные разговоры.

Наличие терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики.

Воздействовать на мысли и чувства через призыв

Наличие общественно-политической лексики

Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

Научная статья, учебная литература, монография, школьное сочинение

 

Наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов.

Эмоциональность, выразительность, живость и экспрессивность

Все языковые средства

Определить стиль текста. Соотнесите текст и стиль речи. - А в каком году была образован Донецк?- спросил учитель истории. - В 1861 году,- ответил Павел. -А кто является основателем города? - Английский предприниматель Джон Джеймс Юз приехал в Донецкие степи, чтобы открыть здесь металлургический завод, вокруг которого возник поселок Юзовка. Посёлок рос, открывались новые месторождения угля и новые шахты. Позднее поселок стал городом Сталино, а еще позже – Донецком, - ответил Сергей.

Определить стиль текста. Соотнесите текст и стиль речи.

- А в каком году была образован Донецк?- спросил учитель истории.

- В 1861 году,- ответил Павел.

-А кто является основателем города?

- Английский предприниматель Джон Джеймс Юз приехал в Донецкие степи, чтобы открыть здесь металлургический завод, вокруг которого возник поселок Юзовка. Посёлок рос, открывались новые месторождения угля и новые шахты. Позднее поселок стал городом Сталино, а еще позже – Донецком, - ответил Сергей.

Определить стиль текста. Соотнесите текст и стиль речи. Директору КОУ

Определить стиль текста. Соотнесите текст и стиль речи.

Директору КОУ

"Средняя школа №4

(очно-заочная)"

Т.П.Рыковской

ученика 12 класса

Жигунова Александра

заявление.

      Прошу  освободить меня от учебных занятий на 2 дня (с 14 по 15 марта) для участия в соревнованиях по подтягиванию.

10. 03. 2016 г.

официально-деловой

Определить стиль текста. Соотнесите текст и стиль речи. Масленичные гуляния в Донецке начнутся с «Блинфеста» Отметить Масленицу можно будет 12 и 13 марта в Донецке на площади Ленина и на бульваре Пушкина, а также в Набережной. Главным элементом этого праздника станет «Блинфест». Он пройдет в Донецке впервые. Своими кулинарными талантами народное жюри попытаются удивить 10 хозяек. Участницы конкурса уже определены, а дегустатором может стать любой гость праздника. Для этого нужно выиграть в викторине, посвященной Масленице. публицистический

Определить стиль текста. Соотнесите текст и стиль речи.

Масленичные гуляния в Донецке начнутся с «Блинфеста»

Отметить Масленицу можно будет 12 и 13 марта в Донецке на площади Ленина и на бульваре Пушкина, а также в Набережной.

Главным элементом этого праздника станет «Блинфест». Он пройдет в Донецке впервые. Своими кулинарными талантами народное жюри попытаются удивить 10 хозяек. Участницы конкурса уже определены, а дегустатором может стать любой гость праздника. Для этого нужно выиграть в викторине, посвященной Масленице.

публицистический

Определить стиль текста. Соотнесите текст и стиль речи. Город синих терриконов Там, где солнце щедро светит, Может, где-то на планете Есть и лучше города, Где шахтерские края, Там единственный на свете — Только мне в Донецке светит Солнце щедрое всегда. Мой Донецк, судьба моя. О тебе пою влюбленно, И сияет озаренный Ярким золотом лучей Город юности моей, Город синих терриконов, Город синих терриконов, Город звонких тополей. Город звонких тополей.   Виктор Шутов художественный

Определить стиль текста. Соотнесите текст и стиль речи.

Город синих терриконов

Там, где солнце щедро светит,

Может, где-то на планете

Есть и лучше города,

Где шахтерские края,

Там единственный на свете —

Только мне в Донецке светит

Солнце щедрое всегда.

Мой Донецк, судьба моя.

О тебе пою влюбленно,

И сияет озаренный

Ярким золотом лучей

Город юности моей,

Город синих терриконов,

Город синих терриконов,

Город звонких тополей.

Город звонких тополей.

 

Виктор Шутов

художественный

Определить стиль текста. Соотнесите текст и стиль речи. Доне́цк ( укр .  Донецьк ; до 1924 — Юзовка , до 1929 — Сталин , до 1961 — Сталино ) — город на востоке Украины, на реке Кальмиус. Административный центр Донецкой области, Донецкого района и Донецкой городской общины. С апреля 2014 года контролировался самопровозглашённой Донецкой Народной Республикой и рассматривался ею как столица. 30 сентября 2022 года был аннексирован Россией [10] [11] . Доне́цк (до 1924 — Юзовка , до 1929 — Сталин , до 1961 — Сталино ) — крупнейший по площади город на юго-западе России, столица Донецкой Народной Республики. В прошлом — административный центр Донецкой области Украинской ССР и Украины (до 2014 года), затем — столица независимой Донецкой Народной Республики, вошедшей в 2022 году в состав Российской Федерации. научный

Определить стиль текста. Соотнесите текст и стиль речи.

Доне́цк ( укр . Донецьк ; до 1924 — Юзовка , до 1929 — Сталин , до 1961 — Сталино ) — город на востоке Украины, на реке Кальмиус. Административный центр Донецкой области, Донецкого района и Донецкой городской общины. С апреля 2014 года контролировался самопровозглашённой Донецкой Народной Республикой и рассматривался ею как столица. 30 сентября 2022 года был аннексирован Россией [10] [11] .

Доне́цк (до 1924 — Юзовка , до 1929 — Сталин , до 1961 — Сталино ) — крупнейший по площади город на юго-западе России, столица Донецкой Народной Республики.

В прошлом — административный центр Донецкой области Украинской ССР и Украины (до 2014 года), затем — столица независимой Донецкой Народной Республики, вошедшей в 2022 году в состав Российской Федерации.

научный

Стилистические задачи Утром по вынужденным обстоятельствам мы уехали в Салехард Россия и другие страны выступают оплотом мира во всем мире, фактором, определяющим магистральное направление исторического развития человечества Говорить я хоть до завтра, а примись писать, и бог знает, что выходит. А ведь не дурак, кажется Музыка – важнейший фактор нашего спектакля. Язык как явление социальное выполняет различные функции, связанные с той или иной сферой человеческой деятельности Статья 64. Долг каждого гражданина РФ — уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонационального государства (Из Конституции СССР) Мирные инициативы социалистических стран указывают путь к нормализации международной обстановки

Стилистические задачи

  • Утром по вынужденным обстоятельствам мы уехали в Салехард
  • Россия и другие страны выступают оплотом мира во всем мире, фактором, определяющим магистральное направление исторического развития человечества
  • Говорить я хоть до завтра, а примись писать, и бог знает, что выходит. А ведь не дурак, кажется
  • Музыка – важнейший фактор нашего спектакля.
  • Язык как явление социальное выполняет различные функции, связанные с той или иной сферой человеческой деятельности
  • Статья 64. Долг каждого гражданина РФ — уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонационального государства (Из Конституции СССР)
  • Мирные инициативы социалистических стран указывают путь к нормализации международной обстановки
Работа с заданиями 1-3 ЕГЭ  ТЕКСТ В соответствии со ст. 125 Трудового  кодекса РФ отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия. Неиспользованная   этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего  года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год. При отзыве из отпуска  должен быть произведён перерасчёт заработной  платы . За те дни, которые сотрудник отработал вместо отпуска, ему начисляется заработная плата. Отпускные за неиспользованные дни отпуска по договорённости с работодателем  вносятся работником в кассу или оформляются как аванс под будущую зарплату.

Работа с заданиями 1-3 ЕГЭ ТЕКСТ

  • В соответствии со ст. 125 Трудового  кодекса РФ отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия. Неиспользованная  этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего  года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год. При отзыве из отпуска  должен быть произведён перерасчёт заработной  платы . За те дни, которые сотрудник отработал вместо отпуска, ему начисляется заработная плата. Отпускные за неиспользованные дни отпуска по договорённости с работодателем  вносятся работником в кассу или оформляются как аванс под будущую зарплату.
ЗАДАНИЕ 1 Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите этот производный предлог. Ответ всвязиc

ЗАДАНИЕ 1

  • Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите этот производный предлог.
  • Ответ всвязиc
ЗАДАНИЕ 2 В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.   1)  КОДЕКС . Совокупность правил, убеждений (книжн.).  Кодекс чести.  2)  ГОД . Промежуток времени, в который завершается цикл каких-н. работ, занятий.  Учебный год.  3)  ПЛАТА.  Награда или кара, воздаяние.  Плата за предательство.  4)  ДОЛЖЕН . Взял взаймы, обязан вернуть долг.  Должен мне сто рублей.  5)  ВНОСИТЬ. Платить, делать денежный взнос.  Вносить плату . Ответ 25

ЗАДАНИЕ 2

  • В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1)  КОДЕКС . Совокупность правил, убеждений (книжн.).  Кодекс чести. 2)  ГОД . Промежуток времени, в который завершается цикл каких-н. работ, занятий.  Учебный год. 3)  ПЛАТА.  Награда или кара, воздаяние.  Плата за предательство. 4)  ДОЛЖЕН . Взял взаймы, обязан вернуть долг.  Должен мне сто рублей. 5)  ВНОСИТЬ. Платить, делать денежный взнос.  Вносить плату .
  • Ответ 25
ЗАДАНИЕ 3 Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.   1) Тема данного текста —порядок увольнения сотрудника.  2) Цель автора текста — определить общие для всех правила оплаты труда работника при отзыве из отпуска.  3) Стандартизированность речи проявляется в отказе от использования выразительных средств языка и в обилии устойчивых оборотов деловой речи (в соответствии с… допускается только с…). Единственным средством выразительности в тексте является повтор слова («отпуск», «работник»).  4) Особенностью данного текста является предписывающе-долженствующий характер изложения, что достигается использованием краткого прилагательного (должна быть предоставлена, должен быть произведён).  5) В тексте используется преимущественно многозначная лексика, слова употребляются в прямом значении, присутствуют юридические термины. Ответ 24

ЗАДАНИЕ 3

  • Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 1) Тема данного текста —порядок увольнения сотрудника. 2) Цель автора текста — определить общие для всех правила оплаты труда работника при отзыве из отпуска. 3) Стандартизированность речи проявляется в отказе от использования выразительных средств языка и в обилии устойчивых оборотов деловой речи (в соответствии с… допускается только с…). Единственным средством выразительности в тексте является повтор слова («отпуск», «работник»). 4) Особенностью данного текста является предписывающе-долженствующий характер изложения, что достигается использованием краткого прилагательного (должна быть предоставлена, должен быть произведён). 5) В тексте используется преимущественно многозначная лексика, слова употребляются в прямом значении, присутствуют юридические термины.
  • Ответ 24

Текст

Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.

Жильцы, въехавшие в новый  дом , посадили елку сами. Для нее вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дерном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг елки, она чувствовала себя, как дома.

Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась и вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.

И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня , а забрал юную пушистую верхушку . Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,— смотрели с болью, содроганием, гневом...

На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными отчетливыми буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».

Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.

Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.

ЗАДАНИЕ 1 Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в последнем предложении второго абзаца текста. Запишите этот союз. Ответ чтобы/длятогочтобы

ЗАДАНИЕ 1

  • Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в последнем предложении второго абзаца текста. Запишите этот союз.
  • Ответ чтобы/длятогочтобы
ЗАДАНИЕ 2 В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.   1)  ИСТОРИЯ.  Рассказ, повествование (разг.)  2) ДОМ.  Место, где живут люди, объединённые общими интересами, условиями существования.  3)  КАСАТЬСЯ. Затрагивать какой-н. вопрос в изложении.  4)  КОРЕНЬ. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя.  5) ВЕРХУШКА. Верх, верхняя часть чего-либо. Ответ 125

ЗАДАНИЕ 2

  • В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1)  ИСТОРИЯ.  Рассказ, повествование (разг.) 2) ДОМ.  Место, где живут люди, объединённые общими интересами, условиями существования. 3)  КАСАТЬСЯ. Затрагивать какой-н. вопрос в изложении. 4)  КОРЕНЬ. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. 5) ВЕРХУШКА. Верх, верхняя часть чего-либо.
  • Ответ 125
ЗАДАНИЕ 3 Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.   1) Текст относится к художественной публицистике. По жанру это репортаж.  2) В тексте затрагиваются проблемы нравственности, этики поведения человека в обществе, взаимоотношения личности и коллектива, уважения к общественному труду и к общественному мнению.  3) Текст можно озаглавить, используя словосочетание «памятник подлецу».  4) На фоне повествования выделяются описательные фрагменты: дважды дается описание голубой ели (до гибели и после гибели ели), описание состояния жителей, описание таблички.  5) В последнем абзаце автор указывает на причины совершенного неизвестным человеком поступка. Ответ 234

ЗАДАНИЕ 3

  • Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 1) Текст относится к художественной публицистике. По жанру это репортаж. 2) В тексте затрагиваются проблемы нравственности, этики поведения человека в обществе, взаимоотношения личности и коллектива, уважения к общественному труду и к общественному мнению. 3) Текст можно озаглавить, используя словосочетание «памятник подлецу». 4) На фоне повествования выделяются описательные фрагменты: дважды дается описание голубой ели (до гибели и после гибели ели), описание состояния жителей, описание таблички. 5) В последнем абзаце автор указывает на причины совершенного неизвестным человеком поступка.
  • Ответ 234
Домашнее задание Пройти тест https://edu.skysmart.ru/student/hidogabevo

Домашнее задание

  • Пройти тест https://edu.skysmart.ru/student/hidogabevo


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!