«СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. ИХ ВИДЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА»
- «…Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15—20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса»
А. С. Макаренко
Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим лицом.
Несмотря на общеизвестную истину
«… убедительность педагога не пропорциональна громкости его голоса », многие, с позволения сказать «педагоги», используют в педагогическом общении самый вульгарный крик. Слово щадит и оберегает душу подростка только тогда, когда оно правдивое и идет от души воспитателя, когда в нем нет фальши, предубежденности, желания «распечь», «пробрать»... слово педагога должно, прежде всего, успокаивать » « Каждое слово, звучащее в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным и — это особенно важно —обращенным к совести живого конкретного человека, с которым мы имеем дело... чтобы не было обесценивания слов, а наоборот — чтобы цена слова постоянно возрастала ».
В. А. Сухомлинский
Педагогическое общение
Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом
воздействия на личность обучаемого.
Педагогическое общение - целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.
Стили общения
Педагогу необходимо овладеть коммуникативной структурой всего педагогического процесса, быть максимально чутким к малейшим изменениям, постоянно соотносить избранные методы педагогического воздействия с особенностями общения на данном этапе . Все это требует от педагога умения одновременно решать две проблемы:
- 1. конструировать особенности своего поведения (свою педагогическую индивидуальность), своих отношений с учащимися, т. е. стиль общения;
- 2. конструировать выразительные средства коммуникативного воздействия.
Второй компонент постоянно меняется под влиянием возникающих педагогических и соответственно коммуникативных задач.
В выборе системы выразительных средств коммуникации важную роль играет сложившийся тип взаимоотношений педагога с учащимися.
Можно выделить следующие характеристики общения в процессе педагогической деятельности:
1.сложившаяся система общения педагога и учащихся (определенный стиль общения);
2.система общения, характерная для конкретного этапа педагогической деятельности;
3.ситуативная система общения , возникающая при решении конкретной педагогической и коммуникативной задачи.
В стиле общения находят выражение :
. особенности коммуникативных возможностей педагога;
. сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;
. творческая индивидуальность педагога;
. особенности ученического коллектива .
Авторитарный
При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно чаще своих коллег прибегает к прзникаому тону, делает резкие замечания .
Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других . Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д . любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем, как проявление нежелательного самоволия .
Учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает преподаватель в соответствии со своими установками .
Попустительский
Главной особенностью попустительского стиля руководства по сути дела является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее.
Результаты его апробации — наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество.
При попустительском стиле руководства преподаватель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими , ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.
Демократический
Главной особенностью демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации .
В результате у учащихся развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление.
Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.
При демократическом стиле руководства преподаватель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся.
В организации деятельности коллектива преподаватель старается занять позицию «первого среди равных».
Преподаватель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы.
Учащиеся обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор , но окончательное решение формулирует преподаватель.
Если при авторитарном стиле между членами группы царила вражда, особенно заметная на фоне покорности руководителю и даже заискивания перед ним, то при демократическом управлении учащиеся не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но и сближаются между собой в личностном отношении.
Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
Увлеченность совместным с учащимися творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности преподавателя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом.
А.С.Макаренко отмечал: “Во всяком случае никогда педагоги и руководство не должны допускать со своей стороны тона привольного: зубоскальства, рассказывания анекдотов, никаких вольностей в языке, передразнивания, кривляния и т. п . С другой стороны, совершенно недопустимо, чтобы педагоги и руководство в присутствии воспитанников были угрюмыми, раздражительными,крикливыми”.
Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.
Общение-дистанция
Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция .
Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима .
Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений .
Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете.
Авторитет должен завоевываться не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности.
Общение – устрашение
Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя, связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью.
В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно.
Заигрывание
Этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики.
«Я уважал своих помощников, а у меня были просто гении в воспитательной работе, но я их убеждал, что меньше всего нужно быть любимым воспитателем». А.С.Макаренко
Общение-заигрывание, как показывают наблюдения, возникает в результате:
а) непонимания педагогом стоящих перед ним ответственных педагогических задач;
б) отсутствия навыков общения;
в) боязни общения с классом и одновременно желания наладить контакт с учениками.
Значение индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога.
От стиля зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие.
Определенную роль играет и незнание технологии общения, отсутствие у педагога нужных приемов общения.
Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, опасны еще и потому, что при отсутствии у педагога профессиональных навыков общения могут укорениться и “въесться” в творческую индивидуальность преподавателя, а порой становятся штампами, усложняющими педагогический процесс и снижающими его эффективность.
Система должна характеризоваться
. взаимодействием факторов ведомости и сотрудничества при организации воспитательного процесса;
. наличием у школьников ощущения психологической общности с педагогами;
. ориентировкой на взрослого человека с высоким самосознанием, самооценкой;
. отсутствием авторитарных форм воспитательного воздействия;
. использованием в качестве фактора управления воспитанием и обучением заинтересованности учащихся;
. единством делового и личностного общения;
. включением учащихся в целесообразно организованную систему педагогического общения, в том числе через разнообразные формы деятельности: кружки, конференции, диспуты и т. п.
Психологи и педагоги советуют учителям для развития коммуникативных способностей следующее:
1) Нужно сознавать, что школа-часть общества, а отношение педагога к детям
- выражение общественных требований.
2) Учитель не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для
детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его
собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность
педагога- залог прочных контактов с воспитанниками.
3) Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой
должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.
4) Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважение
ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника,
создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников,
поддерживать развитие положительных черт личности.
5) Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации:
показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту
эрудиции, но неназойливо.
6) Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение. Творческий подход к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога
принимать роль другого - ученика, родителей, коллеги, становиться на их точку зрения.
7) Увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой деятельности учителя - важный показатель мастерства общения учителя.
8) Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.
9) Сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.
10) Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам.
Чем раньше педагог осознает необходимость формирования своего стиля, тем больше окажется возможностей для формирования позитивного стиля, тем эффективнее будет протекать процесс становления его как профессионала.
Спасибо за внимание