СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стили педагогического общения.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стили  педагогического   общения.

Просмотр содержимого документа
«Стили педагогического общения.»

 единоличное управление коллективом учащихся  последовательное предъявление требований к учащимся  жесткий контроль за их исполнением
  • единоличное управление коллективом учащихся
  • последовательное предъявление требований к учащимся
  • жесткий контроль за их исполнением
 возможность для уч-ся участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни,  но решение, в конечном счете, принимает преподаватель в соответствии со своими установками
  • возможность для уч-ся участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни,
  • но решение, в конечном счете, принимает преподаватель в соответствии со своими установками
 внимание и учет учителем мнений уч-ся;  стремление понять их, убедить, а не приказывать;  ведение диалогического общения на равных.
  • внимание и учет учителем мнений уч-ся;
  • стремление понять их, убедить, а не приказывать;
  • ведение диалогического общения на равных.
 стремление меньше вмешиваться в жизнедеятельность уч-ся;  устранение от руководства ими;  ограничение формальным выполнением обязанностей и передачи учебной и административной информации.
  • стремление меньше вмешиваться в жизнедеятельность уч-ся;
  • устранение от руководства ими;
  • ограничение формальным выполнением обязанностей и

передачи учебной и административной информации.

 устраняется от руководства группой уч-ся,  идет на поводу их желаний
  • устраняется от руководства группой уч-ся,
  • идет на поводу их желаний
 осуществление в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния любого стиля руководства  дезорганизация и ситуативность системы взаимоотношений «учитель – ученик»  появление конфликтных ситуаций
  • осуществление в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния любого стиля руководства
  • дезорганизация и ситуативность системы взаимоотношений «учитель – ученик»
  • появление конфликтных ситуаций
Общение на основе высоких профессиональных установок педагога Общение на основе дружеского расположения Общение-дистанция Общение-устрашение Общение-заигрывание
  • Общение на основе высоких профессиональных установок педагога
  • Общение на основе дружеского расположения
  • Общение-дистанция
  • Общение-устрашение
  • Общение-заигрывание

любитель дискуссий, провоцирует их на занятиях; индивидуализм, несистематичность в уч. процессе из-за постоянной конфронтации; уч-ся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать

главное в учебно-воспитательном процессе - достижение согласия

и установление сотрудничества между уч-ся;

роль посредника, поиск демократического согласия

важнее результата дискуссии.

образец для подражания, подлежащий безусловному копированию не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще

подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания;

считает, что всегда и во всем прав, а ученик должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам

атмосфера эффективной деятельности класса;

поощрение инициативы и самостоятельности;

стремление к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи;

качественный контроль и оценка конечного результата

дух корпоративности (уч-ся не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое); роль вдохновителя групповых усилий;

главное - конечный результат, блестящий успех

лаконичный, точный, сдержанный стиль общения; предсказуемость вопросов и ответов; технически безупречен и именно поэтому скучен

Сократ

Руководитель

групповой дискуссии

Мастер

Генерал

Менеджер

Тренер

Гид

 Учитель отстранен от обучаемых  Обучаемые - лишь безликая масса слушателей  Нет личностного взаимодействия  Педагогические функции сведены к информационному сообщению. Следствие: отсутствие психологического контакта, безынициативность и пассивность обучаемых
  • Учитель отстранен от обучаемых
  • Обучаемые - лишь безликая масса слушателей
  • Нет личностного взаимодействия
  • Педагогические функции сведены к информационному сообщению.

Следствие:

отсутствие психологического контакта,

безынициативность и пассивность обучаемых

 слабая обратная связь между учителем и обучаемыми (барьер общения)  отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны  информационный, а не диалоговый характер занятия  непроизвольное подчеркивание преподавателем своего статуса  снисходительное отношение к обучаемым Следствие: слабое взаимодействие с обучаемыми, с их стороны - равнодушное отношение к учителю
  • слабая обратная связь между учителем и обучаемыми (барьер общения)
  • отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны
  • информационный, а не диалоговый характер занятия
  • непроизвольное подчеркивание преподавателем своего статуса
  • снисходительное отношение к обучаемым

Следствие:

слабое взаимодействие с обучаемыми,

с их стороны - равнодушное отношение к учителю

 избирательные отношения с обучаемыми  концентрация внимания учителя на части аудитории (индикаторы)  ориентировка на настроение коллектива  неумение сочетать индивидуализацию обучения учащихся  с фронтальным подходом  Следствие: нарушается целостность акта взаимодействия в системе учитель - коллектив уч-ся, она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов
  • избирательные отношения с обучаемыми
  • концентрация внимания учителя на части аудитории (индикаторы)
  • ориентировка на настроение коллектива
  • неумение сочетать индивидуализацию обучения учащихся

с фронтальным подходом

Следствие:

нарушается целостность акта взаимодействия

в системе учитель - коллектив уч-ся,

она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов

 учитель в общении замкнут на себя  речь большей частью монологична  нет реакции на слушателей  эмоциональная глухота к окружающим Следствие:  практически отсутствует взаимодействие  между учителем и учеником  вокруг ученика- поле психологического вакуума  стороны процесса общения изолированы друг от друга  учебно-воспитательное воздействие представлено формально
  • учитель в общении замкнут на себя
  • речь большей частью монологична
  • нет реакции на слушателей
  • эмоциональная глухота к окружающим

Следствие:

  • практически отсутствует взаимодействие

между учителем и учеником

  • вокруг ученика- поле психологического вакуума
  • стороны процесса общения изолированы друг от друга
  • учебно-воспитательное воздействие представлено формально
 учитель озабочен тем, как он воспринимается окружающими  межличностные отношения приобретают для него доминирующее значение  сомнение в действенности своих аргументов, в правильности поступков  острая реакция на нюансы психологической атмосферы обучаемых  Следствие: обостренная социально-психологическая чувствительность учителя приводит к его неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. Для учителя возможно занятие ведомой позиции в отношениях с учащимися
  • учитель озабочен тем, как он воспринимается окружающими
  • межличностные отношения приобретают для него доминирующее значение
  • сомнение в действенности своих аргументов, в правильности поступков
  • острая реакция на нюансы психологической атмосферы обучаемых

Следствие:

обостренная социально-психологическая чувствительность учителя

приводит к его неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории.

Для учителя возможно занятие ведомой позиции в отношениях с учащимися

 взаимоотношения учителя и уч-ся строятся по жесткой программе  четко выдержаны цели и задачи занятия  дидактически оправданы методические приемы  безупречная логика изложения и аргументация фактов  отшлифованы мимика и жесты  учитель не учитывает состав и психическое состояние уч-ся,  их возрастные и этнические особенности Следствие: низкий эффект педагогического взаимодействия
  • взаимоотношения учителя и уч-ся строятся по жесткой программе
  • четко выдержаны цели и задачи занятия
  • дидактически оправданы методические приемы
  • безупречная логика изложения и аргументация фактов
  • отшлифованы мимика и жесты
  • учитель не учитывает состав и психическое состояние уч-ся,

их возрастные и этнические особенности

Следствие:

низкий эффект педагогического взаимодействия

 фокусирование учебно-воспитательного процесса целиком на преподавателе  отсутствие творческого взаимодействия между учителем и уч-ся подавление личной инициативы со стороны уч-ся  снижение до минимума познавательной и общественной активности уч-ся Следствие: воспитывается безынициативность обучаемых, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности
  • фокусирование учебно-воспитательного процесса целиком на преподавателе
  • отсутствие творческого взаимодействия между учителем и уч-ся подавление личной инициативы со стороны уч-ся
  • снижение до минимума познавательной и общественной активности

уч-ся

Следствие:

воспитывается безынициативность обучаемых,

теряется творческий характер обучения,

искажается мотивационная сфера познавательной активности

 учитель находится в диалоге с уч-ся,  поддерживает их в мажорном настроении,  поощряет инициативу,  легко схватывает изменения в психологическом климате группы и  гибко реагирует на них  преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением  ролевой дистанции Следствие: возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями
  • учитель находится в диалоге с уч-ся,
  • поддерживает их в мажорном настроении,
  • поощряет инициативу,
  • легко схватывает изменения в психологическом климате группы и

гибко реагирует на них

  • преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением

ролевой дистанции

Следствие:

возникающие учебные, организационные и этические проблемы

творчески решаются совместными усилиями

НЕГАТИВНАЯ УСТАНОВКА ПОЗИТИВНАЯ УСТАНОВКА меньше времени на ответ дольше ждет ответа на вопрос не использует наводящие вопросы и подсказки, при затруднении задает наводящие вопросы при неверном ответе спешит переадресовать вопрос другому уч-ся или отвечает сам при неверном ответе не спешит с оценкой, а старается подкорректировать его чаще порицает и меньше поощряет вопрос поощряет улыбкой, взглядом не реагирует на удачное действие уч-ся и не замечает его успехов чаще обращается к уч-ся взглядом в ходе занятия иногда вообще не работает с ним на занятии

НЕГАТИВНАЯ УСТАНОВКА

ПОЗИТИВНАЯ УСТАНОВКА

меньше времени на ответ

дольше ждет ответа на вопрос

не использует наводящие вопросы и подсказки,

при затруднении задает наводящие вопросы

при неверном ответе спешит переадресовать вопрос другому уч-ся или отвечает сам

при неверном ответе не спешит

с оценкой, а старается подкорректировать его

чаще порицает и меньше поощряет

вопрос поощряет улыбкой, взглядом

не реагирует на удачное действие уч-ся и не замечает его успехов

чаще обращается к уч-ся взглядом в ходе занятия

иногда вообще не работает с ним на занятии

 интерес к людям и работе с ними, наличие потребности и умений общения;  способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;  гибкость, оперативно-творческое мышление;  умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;  умение управлять собой;  способность к спонтанной коммуникации;  умение прогнозировать возможные педагогические ситуации;  хорошие вербальные способности;  владение искусством педагогических переживаний;  способность к педагогической импровизации.
  • интерес к людям и работе с ними, наличие потребности и умений общения;
  • способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;
  • гибкость, оперативно-творческое мышление;
  • умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
  • умение управлять собой;
  • способность к спонтанной коммуникации;
  • умение прогнозировать возможные педагогические ситуации;
  • хорошие вербальные способности;
  • владение искусством педагогических переживаний;
  • способность к педагогической импровизации.