- единоличное управление коллективом учащихся
- последовательное предъявление требований к учащимся
- жесткий контроль за их исполнением
- возможность для уч-ся участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни,
- но решение, в конечном счете, принимает преподаватель в соответствии со своими установками
- внимание и учет учителем мнений уч-ся;
- стремление понять их, убедить, а не приказывать;
- ведение диалогического общения на равных.
- стремление меньше вмешиваться в жизнедеятельность уч-ся;
- устранение от руководства ими;
- ограничение формальным выполнением обязанностей и
передачи учебной и административной информации.
- устраняется от руководства группой уч-ся,
- идет на поводу их желаний
- осуществление в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния любого стиля руководства
- дезорганизация и ситуативность системы взаимоотношений «учитель – ученик»
- появление конфликтных ситуаций
- Общение на основе высоких профессиональных установок педагога
- Общение на основе дружеского расположения
- Общение-дистанция
- Общение-устрашение
- Общение-заигрывание
любитель дискуссий, провоцирует их на занятиях; индивидуализм, несистематичность в уч. процессе из-за постоянной конфронтации; уч-ся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать
главное в учебно-воспитательном процессе - достижение согласия
и установление сотрудничества между уч-ся;
роль посредника, поиск демократического согласия
важнее результата дискуссии.
образец для подражания, подлежащий безусловному копированию не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще
подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания;
считает, что всегда и во всем прав, а ученик должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам
атмосфера эффективной деятельности класса;
поощрение инициативы и самостоятельности;
стремление к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи;
качественный контроль и оценка конечного результата
дух корпоративности (уч-ся не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое); роль вдохновителя групповых усилий;
главное - конечный результат, блестящий успех
лаконичный, точный, сдержанный стиль общения; предсказуемость вопросов и ответов; технически безупречен и именно поэтому скучен
Сократ
Руководитель
групповой дискуссии
Мастер
Генерал
Менеджер
Тренер
Гид
- Учитель отстранен от обучаемых
- Обучаемые - лишь безликая масса слушателей
- Нет личностного взаимодействия
- Педагогические функции сведены к информационному сообщению.
Следствие:
отсутствие психологического контакта,
безынициативность и пассивность обучаемых
- слабая обратная связь между учителем и обучаемыми (барьер общения)
- отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны
- информационный, а не диалоговый характер занятия
- непроизвольное подчеркивание преподавателем своего статуса
- снисходительное отношение к обучаемым
Следствие:
слабое взаимодействие с обучаемыми,
с их стороны - равнодушное отношение к учителю
- избирательные отношения с обучаемыми
- концентрация внимания учителя на части аудитории (индикаторы)
- ориентировка на настроение коллектива
- неумение сочетать индивидуализацию обучения учащихся
с фронтальным подходом
Следствие:
нарушается целостность акта взаимодействия
в системе учитель - коллектив уч-ся,
она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов
- учитель в общении замкнут на себя
- речь большей частью монологична
- нет реакции на слушателей
- эмоциональная глухота к окружающим
Следствие:
- практически отсутствует взаимодействие
между учителем и учеником
- вокруг ученика- поле психологического вакуума
- стороны процесса общения изолированы друг от друга
- учебно-воспитательное воздействие представлено формально
- учитель озабочен тем, как он воспринимается окружающими
- межличностные отношения приобретают для него доминирующее значение
- сомнение в действенности своих аргументов, в правильности поступков
- острая реакция на нюансы психологической атмосферы обучаемых
Следствие:
обостренная социально-психологическая чувствительность учителя
приводит к его неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории.
Для учителя возможно занятие ведомой позиции в отношениях с учащимися
- взаимоотношения учителя и уч-ся строятся по жесткой программе
- четко выдержаны цели и задачи занятия
- дидактически оправданы методические приемы
- безупречная логика изложения и аргументация фактов
- отшлифованы мимика и жесты
- учитель не учитывает состав и психическое состояние уч-ся,
их возрастные и этнические особенности
Следствие:
низкий эффект педагогического взаимодействия
- фокусирование учебно-воспитательного процесса целиком на преподавателе
- отсутствие творческого взаимодействия между учителем и уч-ся подавление личной инициативы со стороны уч-ся
- снижение до минимума познавательной и общественной активности
уч-ся
Следствие:
воспитывается безынициативность обучаемых,
теряется творческий характер обучения,
искажается мотивационная сфера познавательной активности
- учитель находится в диалоге с уч-ся,
- поддерживает их в мажорном настроении,
- поощряет инициативу,
- легко схватывает изменения в психологическом климате группы и
гибко реагирует на них
- преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением
ролевой дистанции
Следствие:
возникающие учебные, организационные и этические проблемы
творчески решаются совместными усилиями
НЕГАТИВНАЯ УСТАНОВКА
ПОЗИТИВНАЯ УСТАНОВКА
меньше времени на ответ
дольше ждет ответа на вопрос
не использует наводящие вопросы и подсказки,
при затруднении задает наводящие вопросы
при неверном ответе спешит переадресовать вопрос другому уч-ся или отвечает сам
при неверном ответе не спешит
с оценкой, а старается подкорректировать его
чаще порицает и меньше поощряет
вопрос поощряет улыбкой, взглядом
не реагирует на удачное действие уч-ся и не замечает его успехов
чаще обращается к уч-ся взглядом в ходе занятия
иногда вообще не работает с ним на занятии
- интерес к людям и работе с ними, наличие потребности и умений общения;
- способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;
- гибкость, оперативно-творческое мышление;
- умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
- умение управлять собой;
- способность к спонтанной коммуникации;
- умение прогнозировать возможные педагогические ситуации;
- хорошие вербальные способности;
- владение искусством педагогических переживаний;
- способность к педагогической импровизации.