Стили и направления в изобразительном искусстве Абстракционизм (от лат. abstractio — удаление, отвлечение) — направление искусства, отказавшееся от приближенного к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Главными представителями абстракционизма были Василий Кандинский (1866–1944), Пабло Пикассо (1881–1973). Абстрактный импрессионизм — направление абстрактного искусства, в котором свободные абстрактные композиции создаются крупным мазком. Мастера абстрактного экспрессионизма: Джексон Полок, Марк Ротко, Уиллем де Кунинг, Франц Клайн, Ли Краснер. Абстрактный экспрессионизм (от англ. abstract expressionism) — направление абстрактного искусства в котором свободные композиции создаются крупным и импульсивным мазком. Мастера абстрактного экспрессионизма: Джексон Полок, Аршиль Горки, Ханс Хофман, Вильям де Куннинг, Марк Ротко, Роберт Мазеруэлл, Барнет Ньюман. Авангардизм (от фр. avant–garde — передовой отряд) — совокупность экспериментальных, модернистских, подчеркнуто необычных, поисковых начинаний в искусстве ХХ века. Авангардными направлениями являются: фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм, акционизм, поп–арт, концептуальное искусство. Академизм (от фр. academisme) — направление в европейской живописи XVI–XIX веков. Основывалось на догматическом следовании Витебский государственный технологический университет 26 внешним формам классического искусства. В этом стиле писали Аннибале, Агостино и Лодовико Карраччи. Акционизм (от англ. action art — искусство действия) — хэппенинг, перформанс, эвент, искусство процесса, искусство демонстрации и ряд других форм возникших в авангардистском искусстве 1960–х годов. Акционизм стремится стереть грань между искусством и действительностью. Ампир (от франц. empire — империя) — стиль в архитектуре и декоративном искусстве возникший во Франции в начале XIX в. Ампир — финал развития классицизма. Главным представителем этого стиля был Ж.Л.Давид (картины "Клятва Горациев" (1784), "Брут" (1789)). Аналитический кубизм — разновидность кубизма, характеризующаяся постепенным стиранием различий между формой и пространством и исчезновением образов предметов. Аналитический кубизм развили художники из художественного объединение «Золотое сечение»: Альбер Глез, Марсель Дюшан, Раймон Дюшан—Вийон, Жан Метценже и Жак Вийон. Аналитическое искусство – художественный метод, разработанный и обоснованный Павлом Филоновым в ряде теоретических работ и в собственном живописном творчестве 1910–1920 годов. Принцип сделанности — главное положение Аналитического Искусства. Анахронизм (от греч. ana — обратно и hronos — время), другое название — гиперманьеризм — одно из направлений постмодернизма, предлагающее авторскую интерпретацию искусства прошлого. Анахронизм возник в конце 1970—х годов в Италии, позднее и во Франции. Мастера анахронизма: Карло Мария Мариани, Омар Галлиани, Луиджи Онтани, Стефано ди Стасио. Андеграунд (от англ. underground — подполье, подземелье) – ряд художественных направлений в современном искусстве, противопоставляющих себя массовой культуре, мейнстриму. В советский период в силу строгости режима почти всякое неофициальное, т. е. не признанное властями, искусство оказывалось андеграундом. Арт нуво (от фр. art nouveau, буквально — новое искусство) — распространённое во многих странах (Бельгия, Франция, Англия, США и др.) название стиля модерн. Самый известный художник этого направления живописи Альфонс Муха. Арт брют (от фр. art brut — грубое искусство), искусство аутсайдеров — направление в искусстве в середине ХХ века, произведения которого созданы непрофессиональными художниками, которые как с психической, так и с общественной точки зрения являются маргиналами. Близкие направления — маргинальное искусство, наив, интуитивное искусство, фольк–искусство, примитивизм. Арте повера (от ит. arte povera — бедное искусство) — художественное направление, объединившее художников из Рима, Турина, Милана и Генуи Витебский государственный технологический университет 27 во второй половине XX века. Художники арте повера визуализировали диалог между природой и индустрией. Арт деко (от фр. art deco, сокр. от decoratif) — направление в искусстве в середине ХХ века, обозначившее синтез авангарда и неоклассицизма, пришло на смену конструктивизму. Самым известным художником этого направления является Тамара де Лемпицка (1898–1980). Барокко (от итал. barocco — странный, причудливый или от порт. perola barroca — жемчужина неправильной формы, существуют и другие предположения о происхождении этого слова) — художественный стиль в искусстве позднего Возрождения. Бидермейер (от нем. biedermeier — простодушный, обывательский) — направление в немецком и австрийском искусстве, распространённое в 1815–1848 годах. Стиль является ответвлением романтизма, пришедшего на смену ампиру. Представители бидермейера в живописи: Г. Ф. Керстинг, Людвиг Рихтер, Карл Шпицвег, Мориц фон Швинд и Фердинанд Вальдмюллер. Веризм (от итал. il verismo, от слова vero — истинный, правдивый) — реалистическое направление в итальянском изобразительном искусстве конца XIX века. Термин возник в XVII веке, употреблялся в изобразительном искусстве и обозначал реалистическую струю в живописи барокко. Самыми известными художниками этого направления являются Дж. Фаттори, С. Лега, Т. Синьрини, О. Боррани, В. Кабьянка, Дж. Аббати и др. Возрождение, или Ренессанс (от фр. renaissance, итал. rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV–XVI века. Наиболее известные художники этого периода: Сандро Боттичелли (1447–1515), Леонардо да Винчи (1452–1519), Рафаэль Санти (1483–1520), Микеланджело Буонарроти (1475–1564), Тициан (1477–1576), Антонио Корреджо (1489–1534), Иероним Босх (1450–1516), Альбрехт Дюрер (1471–1528). Вортицизм (от ит. vortizto — вихрь) — направление английского авангарда, основанное Уиндемом Льюисом в 1914 году. Это название обязано своим происхождением замечанию итальянского футуриста Умберто Боччони. Геометрический абстракционизм — вид абстрактного искусства, композиции которого построены из ограниченного набора правильных форм и основных цветов. Гиперреализм, фотореализм, суперреализм — стиль в живописи и скульптуре, основанный на фотореализации объекта. Гиперреализм возник в США в середине ХХ века. Главная цель гиперреализма показать действительность. Гиперманьеризм (другое название — анахронизм) — направление постмодернизма, предлагающее авторскую интерпретацию искусства прошлого. Витебский государственный технологический университет 28 Готика (от итал. gotico — непривычный, варварский) — период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Дадаизм (произошло от фр. dadaisme, dada — деревянная лошадка; в переносном смысле — бессвязный детский лепет) — модернистское литературно—художественное течение 1916–1922 годов, для которого характерны сознательный иррационализм и демонстративный антиэстетизм. Самые известные дадаисты: Ханс Арп (1886–1966), Марсель Дюшан (1887– 1968), Макс Эрнст (1891–1976), Филипп Супо (1897–1990), Тристан Тцара (1896–1963). Дивизионизм (от франц. division — разделение), пуантилизм — направление неоимпрессионизма, письмо раздельными четкими мазками в виде точек или мелких квадратов. Самые известные художники, писавшие в этом стиле: Жорж Сёра (1859–1891), Поль Синьяк (1863–1935), Анри Матисс (1869–1954), Камиль Писсарро, Люсьен Писсарро, Анри Эдмон Кросс. Живопись жёстких контуров (от англ. hard edge) — направление абстрактной живописи 2–й половины XX века, в которой пятна цвета разделены жесткими границами. Этот стиль связан с геометрической абстракцией, постживописной абстракцией и живописью цветового поля. Живопись цветового поля (от англ. color field) — направление абстрактной живописи 2–й половины XX века, возникшее в Нью—Йорке. Живопись цветового поля характеризуется прежде всего крупными полями плоского, монолитного цвета, размазанного или наложенного пятнами по холсту. Импрессионизм (от фр. impression — впечатление) — направление в европейской живописи, зародившееся во Франции в середине ХIХ века. Самые известные художники этого направления живописи: Мане, Ренуар, Сезанн, Дега, Моне, Писсарро. Информализм, информель (от фр. art informel) — направление в абстрактном искусстве, возникшее во второй половине 40–х годов XX века во Франции. Искусство действия, абстракция жестов (от англ. act 29 Китч, кич (от нем. kitsch — безвкусица) — термин, обозначающий одно из наиболее одиозных явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов. Классицизм (произошло от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве ХVII — начала ХIХ веков, одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. Клуазонизм (от фр. cloison — перегородка) — термин, перенесенный в живопись из прикладного искусства. Эта манера письма разработана Эмилем Бернаром и Л.Анкетеном в 1887 году. Концептуальное искусство (концептуализм) (от лат. conceptus — мысль) — направление в модернизме 1970–1980–х годов, целью которого было создание произведений более или менее свободных от материального воплощения "художественных идей". Самые известные художники этого направления: Дж.Кошут (основной теоретик), Д.Хюблер, Р.Берри, Я.Вильсон. Конструктивизм — направление в советском искусстве 20–х годов ХХ века. Сторонники конструктивизма, выдвинув задачу конструирования окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники. Космизм (от греч. kosmos — организованный мир, kosma — украшение) — художественно—философское мировоззрение, в основе которого располагается знание о Космосе и представление о человеке как о гражданине Мира, а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу. Кубизм (от фр. cubisme, произошло от cube — куб) — модернистское направление в живописи начала ХХ века, которое выдвинуло на первый план формальную задачу конструирования объёмной формы на плоскости, сведя к минимуму изобразительно—познавательные функции искусства. Самый известный художник этого направления живописи Пабло Пикассо (1881– 1973). Кубофутуризм — направление в искусстве авангарда в начале ХХ века, соединившее в себе наработки итальянских футуристов и французских кубистов. Самые известные художники кубофутуризма: Казимир Малевич, Давид Бурлюк, Иван Клюин, Александра Экстер, Наталья Гончарова, Надежда Удальцова, Любовь Попова, Ольга Розанова, Иван Пуни. Леттризм (от англ. letter — письмо, послание) — направление в модернизме, основанное в 1946 году в Париже. Оно характеризуется использованием в живописи и графике изображений похожих на шрифт, нечитаемый текст, а также композиций на основе букв и текста. Лирическая абстракция, лирическо—эмоциональный, психологический абстракционизм — одно из направлений абстрактного искусства, для которого характерны стремление к прямому выражению эмоциональных, Витебский государственный технологический университет 30 психических состояний художника и импровизационность исполнения. Основоположником лирической абстракции был Андрей Михайлович Ланской. Лоуброу арт, поп–сюрреализм (от англ. lowbrow — малообразованный, непритязательный) — направление в изобразительном искусстве, возникшее в Лос–Анджелесе в конце 1970–х годов. У истоков движения стояли подземные карикатуристы Роберт Уильямс и Гэри Пэнтер, художники Гэри Байсмэн и Тим Бискуп. Лучизм — живописное направление в русском искусстве 1910–х годов. Придумали этот стиль М. Ф. Ларионов и Н.С. Гончарова. Лучизм‒это абстрактное искусство, основанное на совмещении световых спектров и светопередачи. Маньеризм (от итал. manierismo, от maniera — манера, стиль) — стиль в искусстве, основанный на усвоении манеры какого-нибудь большого мастера или определенной художественной школы. Маргинальное искусство — направление в искусстве, вынесенное на периферию общественных интересов, по содержанию и форме далекое от актуальных идей, художественных направлений, течений и стилей эпохи. Маргинальным искусством называют прежде всего дилетантское творчество любителей. Маргинальным по сути являются соц–арт и андеграунд (подпольное искусство), авторы которого демонстративно противопоставляют себя общепринятым нормам поведения. Метареализм (произошло от греч. meta — между, после, через и геalis — вещественный, действительный) — реализм многих реальностей, связанных непрерывностью метаболических превращений и перемен состояний. Метареальный образ, метаморфоза, метабола — способ взаимосвязи всех этих реальностей. Метафизическая живопись — (от греч. meta — после и phisika — природа, метафизика — наука о духовных явлениях, недоступных опытному знанию, трансцендентных началах мира) — течение в итальянском искусстве, возникшее в 1916 году в Ферраре. Его создателями были живописцы Джорджо Де Кирико, Карло Карра, Джорджо Моранди. Мизерабилизм (от фр. miserable — несчастный) — направление изобразительного искусства, зародившееся во Франции после 1940—х годов. В рамках данного направления на первое место выносятся принципы фигуративности, сюжетно—драматическое начало в живописи и графике, с подчеркиванием трагической обреченности, «покинутости» челов 31 Андре, М. Бочнер, У. Де Мариа, Д. Флэвин, С. Ле Витт, Р. Мэнголд, Б. Мэрден, Р. Моррис, Р. Раймэн. Модерн (произошло от фр. moderne — новейший, современный) — cтиль в европейском и американском иcкyccтвe нa pyбeжe XIX–XX вeкoв. Модерн переосмыслил и стилизовал черты искусства разных эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax асимметрии, орнаментальности и декоративности. Художники, писавшие в стиле модерн: Поль Гоген (1848–1903), Густав Климт (1862–1918). Модернизм (произошло от итал. modernismo — «современное течение») — общее название направлений искусства и литературы конца ХIХ–ХХ веков: кубизм, дадаизм, сюрреализм, модерн, футуризм, экспрессионизм, абстрактное искусство, функционализм, неоимпрессионизм, постимпрессионизм и т. п. Мурализм, Мексиканская монументальная живопись или Мексиканский мурализм — художественное направление возникшее в Мексике в начале XX в. — суть которого состояла в оформлении общественных зданий циклами фресок из истории страны, жизни народа, его борьбы. Натурализм (произошло от лат. naturalis — природный) — направление в литературе и искусстве последней трети ХIХ века, стремившееся к объективно и бесстрастному воспроизведению наблюдаемой реальности. Неодадаизм — совокупность новейших течений, вернувшихся к принципам антиискусства дадаистов (хэппенинг, флуксус, искусство объекта, инвайронмент и пр.). Это движение дало толчок к возникновению поп—арта, а также группы флуксус. Неоклассицизм, обозначающий художественные явления последней трети XIX–XX веков, которым присуще обращение к традициям античного искусства, искусства эпохи Возрождения или классицизма. Самый известный художник этого направления живописи: Адольф Вильям Бугро (1825– 1905). Неопластицизм — одна из ранних разновидностей абстрактного искусства. Создан к 1917 году нидерландским живописцем П. Мондрианом и др. художниками входившими в объединение "Стиль". Для неопластицизма характерно, по словам его создателей, стремление к "универсальной гармонии", выразившееся в строго уравновешенных комбинациях крупных прямоугольных фигур, четко разделенных перпендикулярными линиями черного цвета и окрашенных в локальные цвета основного спектра (с добавлением белого и серого тонов). Неореализм — художественное направление, получившее развитие в изобразительном искусстве в середине XX века в ряде стран Европы и в США, представители которого на фоне модернистского искусства провозгласили возврат к реалистическим ценностям традиционных изобразительных форм. Витебский государственный технологический университет 32 Неоэкспрессионизм — направление в современной живописи, которое возникло в конце 1970–х и доминировало на арт–рынке до середины 1980–х годов. Неоэкспрессионизм возник в Европе как реакция на концептуальное и минималистическое искусство 1970–х годов. Неоэкспрессионисты вернулись к образности, фигуративности, живой и эмоциональной манере, ярким насыщенным цветам. Нео–гео, неогеометрический концептуализм — направление в современной живописи, которое возникло в абстрактном искусстве ХХ столетия. Основоположник и теоретик нео–гео Питер Хелли. Нео–поп, нео–поп–арт или пост–поп — направление в современной живописи, которое возникло в 80–е годы ХХ столетия как реакция на концептуализм и минимализм. Новая вещественность (произошло от нем. neue sachlichkeit) — течение в немецкой живописи и графике 1920–х годов, представители которого стремились создать модель предельно ясного, мистифицировано— предметного мира в преувеличенно четких, тщательно детализированных формах. Самые известные художники: Ж. Гросс, О. Дике, А. Канольт, Г. Шримпф, Э. Вигенер, К. Гросберг, Макс Бекман. Оп–арт (от англ. ор art, сокращение от optical art — оптическое искусство) — неоавангардистское течение в изобразительном искусстве, одна из поздних модификаций абстрактного искусства. Орфизм (от фр. orphisme, от Orpһée — Орфей) — направление во французской живописи 1910–х годах. Название дано в 1912 году французским поэтом Аполлинером, впечатленным живописью художника Робера Делоне. Примитивизм — стиль живописи, зародившийся в XIX–XX веках. Примитивисты намеренно упрощали картину, делая её формы примитивными, как народное искусство, творчество ребенка или первобытного человека. Самыми известными художниками этого направления являются Марк Шагал, Нико Пиросмани. Поп–арт (произошло от англ. popular art — популярное, общедоступное искусство или от pop — отрывистый звук, лёгкий хлопок) — буквально: искусство, производящее взрывной, шокирующий эффект — неоавангардистское направление в изобразительном искусстве. Поп ‒ арт получил распространение со 2–й половины 1950–х годов в США. Самые известные художники поп‒арта: Джаспер Джонс, Роберт Раушенберг и Энди Уорхол. Постживописная абстракция (от англ. Post–painterly Abstraction), хроматическая абстракция — направление в живописи, зародившееся в Америке в 1950–е годы. Основные признаки: чёткие края, свободный мазок, гармония простых форм, монументальность, созерцательно— меланхолический склад, аскетичность. Постимпрессионизм (произошло от фр. postimpressionisme, от лат. post — после и импрессионизм) — совокупность направлений, Витебский государственный технологический университет 33 возникших во французском искусстве во второй половине 1980–х годов и пришедших на смену импрессионизму. Поиски шли различными путями: это и пуантилизм (Жорж Сёра, Поль Синьяк), и символизм Поля Гогена.
Постмодернизм (произошло от фр. postmodernisme — после модернизма) — новый художественный стиль, отличающийся от модернизма возвратом к красоте вторичной реальности, повествовательности, обращением к сюжету, мелодии, гармонии вторичных форм. Для постмодернизма характерно заимствование из разных эпох, регионов и субкультур стилей, образных мотивов и художественных приемов. Прерафаэлитизм (произошло от англ. pre перед и raphaelitism — Рафаэль) — эстетико–мистическое направление в английской поэзии и живописи во второй половине XIX века, образовавшееся в начале 50–х годов с целью борьбы против условности в английском искусстве викторианской эпохи, против академических традиций и слепого подражания классическим образцам. Проторенессанс (произошло (от греч. protos — первый и фр. Renaissance — Возрождение) — переходное направление в итальянском искусстве от эпохи Средневековья к эпохе Возрождения. Пуризм (от фр. pur — чистый) — направление в живописи и архитектуре XX века, ищущее при создании своих произведений эстетической ясности, точности, подлинности в изображении. Это течение было создано французским художником Амедеем Озанфаном и архитектором Ле Корбюзье в 1918 году. Реализм (от лат. геalis — вещественный, действительный) — направление в искусстве, характеризующееся изображением социальных, психологических и прочих явлений, максимально соответствующим действительности. Самые известные реалисты: Илья Репин, Иван Шишкин, Василий Поленов, Василий Суриков, Исаак Левитан. Реализм Нуво, Новый реализм — направление в изобразительном искусстве Франции и Швейцарии, родственное американскому поп–арту, возникшее в Париже в 1960 году. Его основателем считается критик Пьер Рестани. Самые известные художники: Ив Кляйн, Арман, Сезар, Н. де Сен– Фаль, Ж. Тэнгли.
Регионализм (произошло от англ. regional — местный) — течение в американской живописи 1930–1940–х годов. Представители регионализма соединили в своем творчестве черты, свойственные американскому примитивизму и немецкой новой вещественности.
Рококо (происходит от фр. rococo, rocaille) — стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале ХVIII века. Отличался грациозностью, легкостью, интимно—кокетливым характером. Со стилем барокко рококо объединяет стремление к завершённости форм, однако рококо предпочитает изящество и лёгкость.
Романтизм (произошло от фр. romantisme) — идейное и художественное направление в европейской и американской живописи конца Витебский государственный технологический университет 34 ХVIII — начала ХIХ веков, выдвигавшее на первый план индивидуальность, наделяя ее идеальными устремлениями. Самые известные живописцы этого жанра: Э. Делакруа, И.К. Айвазовский (1817–1900). Сезанновский кубизм — предтеча кубизма, для которой характерна склонность к абстракции и упрощению форм предметов. Сильное влияние на формирование кубизма оказали эксперименты Поля Сезанна с формой в живописи. В 1907 году Пикассо написал картину "Авиньонские девицы", которая считается первым шагом на пути к кубизму. Сентиментализм (произошло от лат. sentiment — чувство) — направление западного искусства второй половины XVIII века, выражающее разочарование в цивилизации, основанной на идеалах разума. Идеологом сентиментализма считается Ж.Ж. Руссо. Художники, писавшие в этом жанре: Я.Ф. Хаккерт, Р. Уилсон, Т. Джонс, Дж. Форрестер, С. Дэлон. Сецессия (от лат. secessio — отход, отделение) — разновидность стиля модерн в чешском искусстве и культуре в период 1880—1910—х годов. Происхождение и название движения связаны с пражской группой Сецессион (Уход). Проявился в основном в дизайне и архитектуре. Символизм (происходит от фр. symbolisme) — одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870–1880–х годах и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков. Художники символисты: Обри Бердслей, Михаил Врубель. Синтетический кубизм — разновидность кубизма, в котором художник стремился обогатить реальность созданием новых эстетических объектов, реально существующих, а не являющихся лишь изображением видимого мира. Социалистический реализм, соцреализм — художественный метод в искусстве, представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека. Социальный реализм — художественное направление в искусстве Америки, созданное как противовес советскому соцреализму. Основной задачей художников была декларация идей американского образа жизни в визуальном искусстве. Главным жанром в социальном реализме становится городской пейзаж (Нью–Йорк), а главными героями — простые люди, рабочие и бедняки, тяжелее всех ощутившие тяготы «Великой депрессии», I и II мировых войн. Соц–арт — направление в отечественном неофициальном искусстве 1970–х — начала 1990–х годах. Художники соц—арта использовали для своих работ стилистику, язык и завоевания соцреализма. Спациализм (произошло от итал. spazio — пространство) — концепция движения в искусстве, предлагающая рассматривать живопись и скульптуру одним видом искусства, соединив в нем цвет, звук, пространство, движение и время. Концепцию разработал Л. Фонтана. Представители этого направления ‒ ряд итальянских художников поколения 1950-х годах, в 1960-е годы ‒ японец Аи-О, немец Х. П. Ретер и др. Витебский государственный технологический университет 35 Стрит–арт (от англ. street art — уличное искусство) — искусство, получившее развитие на улицах и в городских публичных местах. Включает в себя граффити, тэги, трафаретное граффити, стикер—арт, постеры, видео проекции, флэш–мобы и уличные инсталляции. Супрематизм (от лат. supremus — высший, высочайший, первейший) — направление авангардного искусства первой трети ХХ века, создателем и главным представителем которого был русский художник Казимир Малевич. Сюрреализм (от фр. surrealisme — сверх + реализм) — одно из направлений модернизма. Сюрреализм возник во Франции в середине ХХ века. Самые известные сюрреалисты: Сальвадор Дали (1904–1989), Рене Магритт (1898–1967). Ташизм (от фр. tache — пятно) — одно из названий направления в абстракционизме 50–х годов. Ташизм — живопись пятнами, которые не воссоздают образов реальности. Наиболее яркие представители стиля: Жорж Матье, Ханс Хартунг, Воле, Пьер Сулаж, Жан Базен, Эмилио Ведова. Тонализм направление в американском искусстве конца XIX века, берущее начало и основные традиции у школы барбизонцев, появился когда художники начали изображать пейзажи с общим тоном цветной атмосферы или тумана. Ведущие художники тонализма — Джордж Иннес и Джеймс Макнейл Уистлер. Трансавангард (произошло от лат. trans — сквозь, через и фр. avantgarde — авангард) — одно из современных направлений постмодернизма, охватывающее смешения и трансформации стилей, родившихся в авангарде, таких как кубизм, фовизм, футуризм, экспрессионизм и др. Фэнтези (от англ. fantasy — фантазия) — стиль живописи, появившийся в начале XX века и основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. Самые известные художники героического фэнтези: Борис Вальехо, Джулия Белл, Луис Ройо, Фрэнк Фразетта. Фовизм (произошло от фр. fauvisme, от fauve — дикий, хищный) — авангардистское течение во франц. живописи начала ХХ века, для которого характерно предельно интенсивное звучание открытых цветов. Футуризм (произошло от итал. futurismo — будущее) — течение в искусстве начала ХХ века. Основные темы футуризма: достижения техники и технический прогресс. Основоположниками футуризма были Балла Джакомо, Джорш Северени, Боччони, Руссоло, Карра. Экспрессионизм (произошло от фр. expression — выразительность) — модернистское течение в западноевропейском искусстве начале ХХ века, возникло как отклик на острейший социальный кризис. Идейной основой экспрессионизма стал протест против уродливого мира, все большее отчуждение человека от мира, чувства крушения надежд. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. Эстетическое движение или эстетизм — европейское направление в XIX веке в литературе, изобразительном и декоративном искусствах, Витебский государственный технологический университет 36 интерьерном дизайне, которое подчеркивало преобладание эстетических ценностей над этическими и над социальными проблемами. Корни эстетизма уходят в романтизм, явился как реакция на викторианскую эпоху, тем самым предвосхищая модернизм.