Уроки 54. Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика (§ 25)
Цель: углубление знаний о стилистических пластах лексики, стилистически нейтральной, высокой и сниженной лексике; расширить и углубить предметную компетенцию учащихся; совершенствовать учебно-языковые умения и навыки; воспитывать познавательную активность и творческие способности учащихся.
Оборудование: Учебник, учебные тексты, толковый словарь.
Тип урока: Урок применения знаний и формирования умений.
Прогнозируемые
Результаты: Учащиеся знают стилистические средства лексики русского языка; оперируют основными понятиями раздела «лексикология»; соблюдают основные лексические нормы русского литературного языка; обнаруживают в речи лексические ошибки, исправляют их; творчески используют фразеологическое богатство русского языка; правильно и уместно используют лексический материал для решения определённых коммуникативных задач.
ХОД УРОКА
I. Организационный Этап
II. Актуализация Опорных Знаний




1. Беседа
♦ Вспомните, что изучают следующие науки: фонетика, лексикология, словообразование.
♦ Можно ли сосчитать количество слов в русском языке? Почему?
Проверка домашнего задания
III. Постановка Цели и Задач Урока. Мотивация Учебной Деятельности
Учитель. Часто говорят, что у каждого языка есть своя «картина мира». Своя «картина мира», отражающая ход истории, есть и у русского языка. Говоря словами Н. В. Гоголя, «постижение законов русского языка есть тяжкая обязанность, но и наслаждение». Действительно, всегда интересно открывать новые, неизведанные страницы. И одной из самых интересных страниц языка является его лексическая сторона.
Являясь основным средством лексической системы, слова и в соединении друг с другом передают накопленные из поколения в поколение трудовые навыки, понятия, культурно-исторические ценности. Слово по своей лингвистической природе — сложная, многогранная, разноплановая единица языка. Давайте убедимся в этом.
IV. Работа над темой урока .Объяснение учителя
— С точки зрения стилистической окраски (стилистических характеристик) лексика русского языка разграничивается на два больших разряда:
1)стилистически нейтральная лексика;
2)стилистически окрашенная лексика.
Стилистически нейтральная лексика составляет самый большой круг слов, не закреплённый за каким-либо функциональным стилем русского литературного языка (официально-деловым, научным, публицистическим, художественным или разговорным) и уместный в различных сферах общения: вода, дом, читать, трудность, белый, пятьдесят и др.
В составе стилистически окрашенной лексики выделяются прежде всего слова книжные и слова разговорные, жаргонные и просторечные.
Книжные слова свойственны книжно-письменному варианту общенационального языка. Они употребляются преимущественно в научном, официально-деловом, публицистическом и художественном стилях. Ср.: Осциллограф (научн.), Вышепоименованный (офиц.-дел.),Воспрещается (офиц.-дел.); Сплочённость (публ.), Таинство (худ.-поэт.), Грёзы (худ.-поэт.).
Существуют также общекнижные слова, например: Интеллект, эрудиция, закон.
Разговорные слова — это слова, присущие разговорному стилю русского литературного языка и используемые преимущественно в устной речи, главным образом в сфере повседневного бытового общения, например: Читалка, задира, тупица, вопить, хвастунишка, дедушка И др.
Разговорные слова используются в непринуждённом, неформальном общении, поэтому им присуща определённая сниженность. Ср.: Старец (высок.) — Старик (нейтр.) — Старикашка(разг., сниж.).
Просторечные слова — это слова, находящиеся за пределами литературного языка или на его периферии, но не ограниченные в своём употреблении ни территорией (в отличие от диалектизмов), ни рамками социальных групп (в отличие от жаргонизмов). Просторечные слова бывают двух типов:
А)нарушающие собственно языковые нормы литературного словоупотребления (транвай Вместо Трамвай, туфель. Вместо Туфля, квартал Вместо Квартал И т. п.);
Б) нарушающие в той или иной степени морально-этические нормы. В последний разряд входят грубовато-просторечные слова (Башка — голова, притащиться — прийти); грубые просторечные слова (Харя — лицо, дрянь — о человеке), а также вульгарная, нецензурная, бранная лексика, оскорбляющая достоинство человека.
Правила употребления слов в соответствии с их стилистической окраской называются стилистическими нормами русского языка.
Стилистическая окраска формируется у слова в результате его постоянного функционирования в той или иной разновидности русского языка (языке литературном, в диалектах, жаргонах или просторечии), а также в той или иной сфере общения (научной, официально-деловой, публицистической, эстетической или бытовой). Стилистической окраской обладает любое слово русского языка. Ср.: Человек — лит., общелит.; Картофель — лит., офиц.- дел.; Пузо — прост., сниж.
Стилистическая окраска определяет уместность использования того или иного языкового средства в определённой речевой ситуации. Употребление в речи слов с несвойственной данной ситуации общения и данному тексту стилистической окраской воспринимается как речевая ошибка. Высокий уровень культуры речи и соблюдение лексических норм требуют от говорящих точности не только в использовании отдельных слов, но и в употреблении фразеологизмов, то есть цельных, устойчивых сочетаний, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде.
2. ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Практическая работа с языковым материалом
1.Сгруппируйте приведённые слова по трём стилистическим разрядам: 1) стилистически нейтральные; 2) книжные; 3) разговорные.
Ахнуть, актуальный, взыскание, трёпка, вещий, вкалывать, доверенность, дефект, иждивение, забота, вакуоль, иск, книжка, косинус, картошка, начертать, норма, нормальный, отлынивать, пневмония, чахотка, работа, рот, трудиться, уста, эксперимент.
2.Определите значения просторечных слов, замените их литературными.
Богатей, тепереча, манатки, тутошний, умаяться, сызмала, смотаться, шибко, пузо, сдрейфить, расфуфыриться.
3. Распределите слова на две группы: 1) термины; 2) жаргонизмы. Отметьте случаи, когда жаргонизмы возникли на основе переносных значений общеупотребительных слов.
Авторитет (опытный вор), акватория (участок водной поверхности), дотация (государственная помощь), моник (монитор), мыло (электронная почта), крутой (отличный, прекрасный, заслуживающий уважения), идиома (устойчивое выражение, свойственное только данному языку), предки (родители), депортация (насильственное переселение отдельных лиц и народов), нал (наличные деньги), чувак (молодой человек), хаос (стихия), тусовка (коллективное увеселительное мероприятие), фан (поклонник).
4 .Исключите «лишнее» слово
1) Надоедливый, назойливый, навязчивый, дотошный, неотвязный, докучный.
2) Огорчиться, заплакать, расплакаться, разреветься, возрыдать.
3) Затруднение, трудность, осложнение, заминка, загвоздка.
4) Поразить, победить, потрясти, ошеломить, огорошить, ошарашить.
5) Сказать, произнести, засвидетельствовать, вымолвить, изречь.
Ответы: 1) Дотошный; 2) огорчиться; 3) заминка; 4) победить; 5) засвидетельствовать.

Обман, болтун,ворчун,лентяй,белокурыу(светловолосый),борода,здание(небоскреб),хорошенький,
Жадность,бездарность
4. работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)
VI. Рефлексия. Подведение Итогов Урока
1. «Кроссвордный диктант» (устно)
• Раздел науки языкознания, изучающий лексику. (Лексикология)
• Словарь отдельного человека, запас слов. (Лексикон)
• Название статьи в толковом словаре, относящейся к объяснению лексического значения слова. (Словарная статья)
• Переносное значение слова. (Метафора)
• Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению. (Омонимы)
• Устойчивые неделимые словосочетания. (Фразеологизмы)
2. Заключительное слово учителя
— Вы убедились, что хорошее знание раздела науки о языке «лексика и фразеология» необходимо. Оно делает речь более образной, живописной, выразительной. Учитесь обращаться со словом правильно.
Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай, не спеши: Оно бывает то свинцово, То рождено теплом души… Оно ограбит иль одарит, Пусть ненароком, пусть любя, Подумай, как бы не ударить Того, кто слушает тебя.
(Ф. Васильев, перевод с удмуртского В. Соложина)
VII. Домашнее Задание
1. Выучить теоретический материал по теме урока.
2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.
3. Творческое задание (по выбору учащихся): Пользуясь «Толковым словарём русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, дать определения значениям следующих слов:Держава, негативный, звезда, эталон, альтернатива, великодушие, интерпретация, эксклюзивный, ореол, менталитет, патриархальный, покаяние, вернисаж. Составить с данными словами предложения, записать их.