СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стилистические пласты лексики

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоритический материал к уроку русского языка в 6 классе. Тема урока "Стилистические пласты лексики: стилистически нейтральная, высокая лексика, разговорная лексика"

 

Просмотр содержимого документа
«Стилистические пласты лексики»

Тема. Стилистические пласты лексики: стилистически нейтральная, высокая лексика, разговорная лексика.


Стилистические пласты лексики– это неоднородность лексики русского языка с точки зрения стилистического употребления.

Стили речи: разговорный, официально-деловой, художественный.

Типы речи: повествование, описание, рассуждение.


Я дрых до 8.00 часов утра, потом пробудился ото сна, умыл свой лик и приступил к утренней трапезе с чайком и бутиками.


В этом тексте встречаются слова, имеющие разную стилистическую окраску.

Стилистическая окраска слова – это элемент значения слова, который ограничивает его употребление определенной языковой сферой.

Например, слова пробудился, лик, трапеза придают речи оттенок торжественности, они уместны в поэтических, возвышенных текстах, в то время как слова дрых, чайком, бутиком, носят фамильярный характер и, как правило, используются в общении между близкими людьми.


Стилистически нейтральная лексика — это лексика, которая не имеет стилистической окраски и применяется во всех стилях языка. Примеры: спать, лицо, еда, чай, бутерброд. Стилистически нейтральные слова составляют базовую часть лексики русского языка. 1

Опираясь именно на эту группу слов, мы можем отнести другие слова к высокой или сниженной лексике.

Проснуться – стилистически нейтральное слово;

Пробудиться – слово, присуще высокой лексике;

Продрать глаза- сочетание, свойственное сниженной лексике.


Высокая лексика — это лексика, которая используется преимущественно в письменной речи или в речевых ситуациях, требующих создания торжественной обстановки.

В основе этого стилистического пласта лежит книжная лексика: 

  • Научная и специальная лексика (используется в научной речи): сказуемое, радиус. 

  • Официальная лексика (используется в деловых документах): надлежит, вышеизложенный. 

  • Возвышенная лексика (используется в ораторской и поэтической речи): преклонить, воздаяние. 


В толковых словарях для обозначения слов высокой лексики используют следующие пометы:

спец. (специальное) — для терминов,

офиц. (официальное) — для слов, употребляющихся в текстах деловых документов, книжн. (книжное) — для слов, употребляющихся в сфере интеллектуального общения, высок. (высокое) — для слов, которые создают атмосферу торжественности. 



Сниженная лексика — это лексика, которая используется в устной речи, в непринуждённом разговоре. 

Выделяют две группы сниженной лексики: 

  • Разговорная лексика (не выходит за рамки литературного языка). Примеры: семечка, болтать. 

  • Просторечная лексика (выходит за рамки литературного языка). Примеры: ксерить, братан. 

В толковых словарях для обозначения слов сниженной лексики используют следующие пометы: 

  • разг. (разговорное) — для слов, использующихся в разговорной речи, но остающихся в рамках литературного языка; 

  • разг.-сниж. (разговорно-сниженное) — для слов, использующихся в разговорной речи, но имеющих оттенок грубости; 

  • прост. (просторечное) — для слов, использующихся в разговорной речи, но выходящих за рамки литературного языка; 

  • фам. (фамильярное) — для слов, использующихся в непринуждённом общении близкого круга людей. 

Язык постоянно развивается, поэтому слова могут менять свой статус.

Вывод. Мы увидели, что слово может не только передавать информацию благодаря своему лексическому значению, но и указывать на сферу своего применения, характеризовать и предмет речи, и того, кто о нем говорит. Д.С. Лихачев как-то заметил: «Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит». Будем помнить об этом.

Задание 1. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Установите, какую окраску имеют выделенные слова, замените их нейтральными словами или словосочетаниями.

1) Лисицын вносил коррективы в текст, переписывая целые абзацы. 2) До самого утра блуждал он по городу и думал о предстоящем деле. 3) Содержание романа сегодня настолько актуально, что читатель воспринимает произведение как предупреждение о страшной угрозе человечеству. 4) Но близок час! Грядёт минута роковая! 5) Дубровский приставил ему пистолет к груди и выстрелил, офицер грянулся навзничь. 6) Девчонка была хорошая, смышленая, отчаянная, озорная и деловитая. Она верховодила соседними ребятами. 7) Едва занялась заря, девушка собрала свои пожитки и разбудила коллег. 8) Литвинов так и брякнул одному, что он пуст, как бубен, другому, что он скучен до обморока.

Задание 2. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Найдите стилистически окрашенные слова (т.е. книжные и разговорные), подчеркните их.

— Что, ваше благородие? — сказал он мне. — Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею? Я чаю, небо с овчинку показалось... А покачался бы на перекладине, если бы не твой слуга. Я тотчас узнал старого хрыча. Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (Тут он взял на себя вид важный и таинственный.) Ты крепко передо мною виноват, — продолжал он, — но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов. То ли еще увидишь! Так ли еще тебя пожалую, когда получу свое государство! Обещаешься ли служить мне с усердием?





























Задание 1. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Установите, какую окраску имеют выделенные слова, замените их нейтральными словами или словосочетаниями.

1) Лисицын вносил коррективы в текст, переписывая целые абзацы. 2) До самого утра блуждал он по городу и думал о предстоящем деле. 3) Содержание романа сегодня настолько актуально, что читатель воспринимает произведение как предупреждение о страшной угрозе человечеству. 4) Но близок час! Грядёт минута роковая! 5) Дубровский приставил ему пистолет к груди и выстрелил, офицер грянулся навзничь. 6) Девчонка была хорошая, смышленая, отчаянная, озорная и деловитая. Она верховодила соседними ребятами. 7) Едва занялась заря, девушка собрала свои пожитки и разбудила коллег. 8) Литвинов так и брякнул одному, что он пуст, как бубен, другому, что он скучен до обморока.

Задание 2. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Найдите стилистически окрашенные слова (т.е. книжные и разговорные), подчеркните их.

— Что, ваше благородие? — сказал он мне. — Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею? Я чаю, небо с овчинку показалось... А покачался бы на перекладине, если бы не твой слуга. Я тотчас узнал старого хрыча. Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (Тут он взял на себя вид важный и таинственный.) Ты крепко передо мною виноват, — продолжал он, — но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов. То ли еще увидишь! Так ли еще тебя пожалую, когда получу свое государство! Обещаешься ли служить мне с усердием?