Тема. Стилистические пласты лексики: стилистически нейтральная, высокая лексика, разговорная лексика.
Стилистические пласты лексики– это неоднородность лексики русского языка с точки зрения стилистического употребления.
Стили речи: разговорный, официально-деловой, художественный.
Типы речи: повествование, описание, рассуждение.
Я дрых до 8.00 часов утра, потом пробудился ото сна, умыл свой лик и приступил к утренней трапезе с чайком и бутиками.
В этом тексте встречаются слова, имеющие разную стилистическую окраску.
Стилистическая окраска слова – это элемент значения слова, который ограничивает его употребление определенной языковой сферой.
Например, слова пробудился, лик, трапеза придают речи оттенок торжественности, они уместны в поэтических, возвышенных текстах, в то время как слова дрых, чайком, бутиком, носят фамильярный характер и, как правило, используются в общении между близкими людьми.
Стилистически нейтральная лексика — это лексика, которая не имеет стилистической окраски и применяется во всех стилях языка. Примеры: спать, лицо, еда, чай, бутерброд. Стилистически нейтральные слова составляют базовую часть лексики русского языка. 1
Опираясь именно на эту группу слов, мы можем отнести другие слова к высокой или сниженной лексике.
Проснуться – стилистически нейтральное слово;
Пробудиться – слово, присуще высокой лексике;
Продрать глаза- сочетание, свойственное сниженной лексике.
Высокая лексика — это лексика, которая используется преимущественно в письменной речи или в речевых ситуациях, требующих создания торжественной обстановки.
В основе этого стилистического пласта лежит книжная лексика:
Научная и специальная лексика (используется в научной речи): сказуемое, радиус.
Официальная лексика (используется в деловых документах): надлежит, вышеизложенный.
Возвышенная лексика (используется в ораторской и поэтической речи): преклонить, воздаяние.
В толковых словарях для обозначения слов высокой лексики используют следующие пометы:
спец. (специальное) — для терминов,
офиц. (официальное) — для слов, употребляющихся в текстах деловых документов, книжн. (книжное) — для слов, употребляющихся в сфере интеллектуального общения, высок. (высокое) — для слов, которые создают атмосферу торжественности.
Сниженная лексика — это лексика, которая используется в устной речи, в непринуждённом разговоре.
Выделяют две группы сниженной лексики:
Разговорная лексика (не выходит за рамки литературного языка). Примеры: семечка, болтать.
Просторечная лексика (выходит за рамки литературного языка). Примеры: ксерить, братан.
В толковых словарях для обозначения слов сниженной лексики используют следующие пометы:
разг. (разговорное) — для слов, использующихся в разговорной речи, но остающихся в рамках литературного языка;
разг.-сниж. (разговорно-сниженное) — для слов, использующихся в разговорной речи, но имеющих оттенок грубости;
прост. (просторечное) — для слов, использующихся в разговорной речи, но выходящих за рамки литературного языка;
фам. (фамильярное) — для слов, использующихся в непринуждённом общении близкого круга людей.
Язык постоянно развивается, поэтому слова могут менять свой статус.
Вывод. Мы увидели, что слово может не только передавать информацию благодаря своему лексическому значению, но и указывать на сферу своего применения, характеризовать и предмет речи, и того, кто о нем говорит. Д.С. Лихачев как-то заметил: «Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит». Будем помнить об этом.
Задание 1. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Установите, какую окраску имеют выделенные слова, замените их нейтральными словами или словосочетаниями.
1) Лисицын вносил коррективы в текст, переписывая целые абзацы. 2) До самого утра блуждал он по городу и думал о предстоящем деле. 3) Содержание романа сегодня настолько актуально, что читатель воспринимает произведение как предупреждение о страшной угрозе человечеству. 4) Но близок час! Грядёт минута роковая! 5) Дубровский приставил ему пистолет к груди и выстрелил, офицер грянулся навзничь. 6) Девчонка была хорошая, смышленая, отчаянная, озорная и деловитая. Она верховодила соседними ребятами. 7) Едва занялась заря, девушка собрала свои пожитки и разбудила коллег. 8) Литвинов так и брякнул одному, что он пуст, как бубен, другому, что он скучен до обморока.
Задание 2. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Найдите стилистически окрашенные слова (т.е. книжные и разговорные), подчеркните их.
— Что, ваше благородие? — сказал он мне. — Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею? Я чаю, небо с овчинку показалось... А покачался бы на перекладине, если бы не твой слуга. Я тотчас узнал старого хрыча. Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (Тут он взял на себя вид важный и таинственный.) Ты крепко передо мною виноват, — продолжал он, — но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов. То ли еще увидишь! Так ли еще тебя пожалую, когда получу свое государство! Обещаешься ли служить мне с усердием?
Задание 1. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Установите, какую окраску имеют выделенные слова, замените их нейтральными словами или словосочетаниями.
1) Лисицын вносил коррективы в текст, переписывая целые абзацы. 2) До самого утра блуждал он по городу и думал о предстоящем деле. 3) Содержание романа сегодня настолько актуально, что читатель воспринимает произведение как предупреждение о страшной угрозе человечеству. 4) Но близок час! Грядёт минута роковая! 5) Дубровский приставил ему пистолет к груди и выстрелил, офицер грянулся навзничь. 6) Девчонка была хорошая, смышленая, отчаянная, озорная и деловитая. Она верховодила соседними ребятами. 7) Едва занялась заря, девушка собрала свои пожитки и разбудила коллег. 8) Литвинов так и брякнул одному, что он пуст, как бубен, другому, что он скучен до обморока.
Задание 2. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Найдите стилистически окрашенные слова (т.е. книжные и разговорные), подчеркните их.
— Что, ваше благородие? — сказал он мне. — Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею? Я чаю, небо с овчинку показалось... А покачался бы на перекладине, если бы не твой слуга. Я тотчас узнал старого хрыча. Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (Тут он взял на себя вид важный и таинственный.) Ты крепко передо мною виноват, — продолжал он, — но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов. То ли еще увидишь! Так ли еще тебя пожалую, когда получу свое государство! Обещаешься ли служить мне с усердием?