СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стимулирование познавательной деятельности младших школьников как средство саморазвития и самореализации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В любой сфере человеческой деятельности работа может выполняться или по готовому образцу, или с внесением каких-то элементов нового. Возможен и такой путь, когда открываются принципиально новые знания или пути их добывания, рождается научное открытие, изобретение. Иначе говоря, существуют различные уровни проявления самостоятельности мышления. 

Просмотр содержимого документа
«Стимулирование познавательной деятельности младших школьников как средство саморазвития и самореализации.»

СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ.


Теоретической разработке проблемы методов активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках и применению этих методов в условиях начальной школы отводится особое внимание.

Понятие «активизация познавательной деятельности» - психологическое, поскольку речь идет об особенностях психической деятельности человека, а именно об особенностях его познавательной деятельности. Исследованием активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения занимается, кроме психологии, и дидактика, рассматривающая общие закономерности процесса обучения школьника, изучающая особенности процесса обучения в школе.

Дидактическая система методов обучения отражает общие закономерности способов обучения, характерные для различных учебных предметов школьного курса. Однако, наряду с этой системой, существуют методы обучения, специфические для каждого учебного предмета.

Метод обучения — это способ организации учителем деятельности учащихся в процессе изучения ими определенного предмета. Любой из методов обучения предполагает взаимодействие учителя и учащихся; это способ их совместной деятельности.1

1.Объяснительно-иллюстративный метод. Знания даются учителем в готовом виде: формулируются правила, иллюстрируются примерами; Учащиеся воспринимают, осознают, запоминают то, что сообщил учитель.

2.Репродуктивный метод. Учащиеся выполняют работу по образцу, данному учителем.

3.Проблемное изложение. Учитель формулирует проблему и раскрывает перед учащимися пути ее доказательного решения, учит самостоятельно анализировать явления, ориентироваться в новой ситуации.

4.Частично-поисковый метод. Учитель формулирует проблему и вовлекает учащихся путем постановки вопросов в процесс ее доказательного решения, помогая им находить ответы на вопросы. Помощь учителя делает поиск учащихся частичным и в то же время создает условия для осуществления ими поисковой деятельности.

5.Исследовательский метод. Учащиеся без непосредственного участия учителя овладевают новыми знаниями или способами их добывания, разрешают проблему, обосновывают вывод в результате анализа материала.

В любой сфере человеческой деятельности работа может выполняться или по готовому образцу, или с внесением каких-то элементов нового. Возможен и такой путь, когда открываются принципиально новые знания или пути их добывания, рождается научное открытие, изобретение. Иначе говоря, существуют различные уровни проявления самостоятельности мышления.

Репродуктивная деятельность представляет собой самый низший уровень самостоятельности мышления учащихся. Работа частично-поискового характера — это второй, более высокий уровень самостоятельности мышления, который требует проявить некоторую самостоятельность. Высший уровень самостоятельности мышления — поисковая деятельность учащихся.

Ценность этой классификации в том, что она учитывает внутреннюю структуру познавательной деятельности учащихся, и потому применение ее в школьной практике позволяет совершенствовать мыслительную деятельность школьников, обучать их в определенной системе самостоятельному анализу языковых явлений, готовить к самообразованию.

Сейчас, когда перед нашей школой поставлены задачи всемерной активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения ими различных предметов, воспитания гражданской активности школьников, необходимо искать методическое решение этих задач с учетом достижений современной психологии и дидактики.

Применение общедидактических методов обучения предполагает рассмотрение ряда других вопросов, и, прежде всего - о проблемной ситуации, возникающей при постановке задачи, которую предстоит решить, учащимся. Проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние учащихся, которое возникает в процессе выполнения задания, требующего открытия новых знаний о предмете, способах или условиях выполнения задания2. В основе проблемной ситуации имеется затруднение определенного типа3, которое предстоит преодолеть учащимся. Для них не является проблемой вопрос, ответ на который им уже известен заранее, а также вопрос, ответить на который учащийся не в состоянии. Проблемная ситуация - это ситуация, вызывающая у учащихся осознанное затруднение, путь преодоления которого следует искать.

Преодолевая затруднения, возникающие в связи с проблемными ситуациями, учащиеся овладевают навыками поисковой деятельности; разрешая эти ситуации, они овладевают новыми знаниями и способами их добывания.

Специально сконструированные задания позволяют создать условия для поисковой деятельности учащихся.

Это обучение естественно, осуществляется на всех этапах урока, при выполнении различных видов работ, но задания поискового характера способствуют формированию умения применять знания и навыки в новой ситуации, что очень важно для полноценной подготовки выпускников школы к жизни, как творцов и созидателей общества.

На каком же этапе работы над новой темой слабые и даже средние ученики начальной школы становятся пассивными на уроке, начинают отставать? Ведь в момент первого объяснения учителя, когда он использует яркие предметы, картинки, рисунки, таблицы, дети принимают участие в работе, отвечают на вопросы, а порой и делают правильные выводы.

Серьезные затруднения дети испытывают при переходе от яркой, доступной наглядности к более серьезному материалу, когда на основе хорошо усвоенных выводов надо строить свои суждения. Что у определённой категории учащихся часто не получается. Это и обусловливает проявление, а затем и нарастание пассивности.

Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков — вот цель. Помогают достичь ее так называемые опорные схемы. Опорные схемы, или просто опоры, — это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.

Очень важное условие в работе с опорами — то, что они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть, как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.

С каждым уроком растет оперативность в работе со схемой - опорой. Дети ясно понимают, что спрашивает учитель. Все меньше записей на доске. Растёт активность ребёнка, что является первостепенным условием высокой обратной связи, доброго делового контакта на уроке. В. А. Сухомлинский писал: «Мастерство организации умственного труда в младшем возрасте заключается в том, чтобы ребенок внимательно слушал учителя, запоминал, думал, не замечая на первых порах того, что он напрягает силы, не заставляя себя внимательно слушать учителя, запоминать, думать»4. Этому и помогают схемы-опоры. Ещё одна важная функция применения опор в том, что ученик пользуясь схемой (читая ее), при ответе на вопрос учителя, снимаются скованность, страх ошибки. Ни один, даже самый слабый ученик не чувствует себя беспомощным. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей.

Таким образом, стимулируя различными способами и методами познавательную активность младших школьников можно способствовать саморазвитию и самореализации учащихся, что позволит подготовить выпускников школы к полноценной жизни, как творцов и созидателей общества.5

1 Лернер И. Я. Дидактическая система методов обучения.., 1976, с. 29-48

2 Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972, с. 32.

3 Высоцкая С. И. Типы затруднений и их связь с проблемными ситуациями в учебной деятельности школьников. Автореферат канд. дис. М., 1974, с. 29

4Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения – М.,1980, т. 2.

5Лысенкова С. Н. Педагогический поиск. М.: Изд-во «Педагогика», 1988. с 65.

4