Столбчатые и круговые диаграммы
МБОУ «ООШ с.Зоны
Бакашева Малика Вахитовна
Цели:
- познакомить учащихся со столбчатыми и круговыми диаграммами;
- формировать умения «читать» и строить диаграммы;
- развивать навыки пользования чертежными инструментами;
- воспитывать внимательность и аккуратность.
Повторим… Вспомним…
Проценты
- Что такое процент?
- Какую часть составляет: 100%, 50%, 25%, 75%?
Углы
- С помощью чего строят углы?
- Сколько градусов полный круг?
- Сколько градусов развернутый угол?
- Как строят окружность?
- Диаграмма – (от греч. Изображение, рисунок, чертёж) графическое изображение, наглядно показывающее соотношение каких-либо величин.
Большой энциклопедический словарь.
Диаграммы бывают:
Круговая диаграмма
- Используется в тех случаях, когда нужно представить соотношения между частями одного целого.
- Первую круговую диаграмму начертил в 1801 году шотландский экономист William Playfair, основатель графических методов статистики.
Магнитный железняк содержит:
Как построить диаграмму? Шаг 1.
Найти 30% от 360 0
360 0
Решение:
360 :100 *30 = 108 0
Как построить диаграмму? Шаг 2.
Чертим окружность произвольного радиуса
Как построить диаграмму? Шаг 3.
Проводим два радиуса под углом 108 0
108 0
Как построить диаграмму? Шаг 4.
Закрасить часть круга вне этого угла
Как построить диаграмму? Обобщим…
- Переведем проценты в градусы.
- Начертим окружность произвольного радиуса.
- Проведем два радиуса под полученным углом.
- Закрасим часть круга.
Примеры круговых диаграмм
Решим задачу: итоги контрольной работы
«Отлично»
«Хорошо»
10 чел.
9 чел.
«Удовлетвори-тельно»
«Неудовлетво-рительно»
9 чел.
2 чел.
Решение:
- 10+9+9+2=30
- 360:30=12 (градусов)
- 10*12=120 (градусов) – «отлично»
- 9*12=108 (градусов)– «хорошо»
- 9*12=108 (градусов) – «удовлетворительно»
- 2*12=24 (градусов) – «неудовлетворительно»
Итоги контрольной работы:
Площади океанов
Задание
Девочки 5-х классов пошли на экскурсию. Перед этим им предложили взять в школьной столовой один из фруктов, на выбор: апельсин, банан, грушу, киви или яблоко. Результаты их выбора представлены на круговой диаграмме.
- Какой фрукт выбрали большее количество девочек?
- Какие фрукты выбрали девочки равное количество?
- Какой фрукт выбрали меньшее количество девочек?
Столбчатые диаграммы
- применяются в тех случаях, когда нужно сравнивать полученные данные, показать, как меняются со временем интересующие нас явления.
Как построить диаграмму?
часы
- Построить две перпендикулярные оси.
- Определить единицу измерения.
- Построить столбики нужного размера.
Утро – 5 часов
День – 6 часов
Вечер – 5 часов
Ночь – 8 часов
Часть суток
Задание
Кол-во
осадков
1044мм
- Сколько всего за год выпало осадков?
- В каком месяце выпало меньше всего осадков, а в каком – больше всего?
- В какие месяцы выпало одинаковое количество осадков?
- В каком месяце выпало 150мм осадков?
- На сколько больше выпало осадков в марте по сравнению с августом?
150
На 90мм
130
100
70
60
30
я ф м а м и и а с о н д
Задание
20кг макулатуры сохраняют одно крупное дерево, одна тонна-0,5 га леса среднего возраста. Процент переработки макулатуры: Япония-50%, Швеция-40%, Латинская Америка-32%, США-29%, Россия-19%, Африка-17% Постройте столбчатую диаграмму для сравнения переработки макулатуры разными странами.
Вопросы для повторения…
- Что называют круговой диаграммой?
- В каких случаях применяются столбчатые диаграммы?
- Как строятся круговые и столбчатые диаграммы?
- Зачем нужны диаграммы?
- Что нового узнали?
- Что запомнили?
- Вы довольны своей работой?