Столовый этикет
развлечение.
Цель: заинтересовать детей в изучении этикета.
(картинки с посудой – кастрюли, сковородки, тарелки, чашки и т.д
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас. А хочу я с вами поговорить об этикете.
Что такое этикет?
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться? Как есть?
Как звонить? Как встать? Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них дает ответ
Этот самый ЭТИКЕТ.
Этикет – это определенные правила поведения. Человек, соблюдающий правила этикета внимателен, вежлив, доброжелателен.
А сегодня мы с вами поговорим о столовом этикете. Столовый этикет – это правила поведения за столом, во время еды и красивая расстановка посуды на столе
В зал входит Мальвина, садится за маленький столик, накрытый кукольной посудой.
Под музыку выбегает Буратино и подбегает к столу.
Мальвина: Садитесь, пожалуйста, мой друг.
Буратино садится, подворачивает под себя ногу
Мальвина: Вытащите из – под себя ногу и опустите её под стол. Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?
Буратино: (с набитым ртом) Папа Карло!
Мальвина: Ай-я-яй! За столом надо есть с закрытым ртом,
Не спешить, не говорить, крошки на пол не сорить.
Буратино: Вот так влип!
Берёт еду руками
Мальвина: Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки!
Буратино: Вот дура, девчонка. Нашлась воспитательница, подумаешь.
Мальвина; Ребята, у Буратино такие серьезные проблемы с поведением! Я очень переживаю.
Давайте поможем бедному Буратино и научим его, как надо вести себя за столом, согласны?
Сервировка стола- искусство, с которым хорошо знакомы все мамы и бабушки, но и каждый из вас может помочь взрослым накрыть на стол. Для этого прежде всего необходимо знать, какой посудой мы пользуемся.
Дети, слушайте внимательно, и постарайтесь давать правильные ответы. Вы уже знаете, что посуда различна по назначению.
В чём повара готовят еду? (В кастрюле, в сковороде.)
Мальвина Как называется эта посуда? (Кухонная посуда.)
Буратино Покажите её на картинках? (картинки с посудой)
Мальвина Из чего мы едим и пьём? (Из тарелок глубоких и мелких, из чашек, кружек, стаканов.)
Буратино: Как она называется? (Столовая, чайная.)
Мальвина: Покажите её на картинках?
Вот видишь, Буратино, какие наши дети молодцы!
Мальвина: Какая ещё посуда есть в столовой? Как называется посуда, в которой подают на стол: соль -солонка, хлеб -хлебница, сахар – сахарница, кофе – кофейник, салат – салатник. Молодцы!
Буратино: А я ребятам загадаю загадки, смогут они их разгадать! Слушайте внимательно.
1. Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот-
Открывай пошире рот. (Ложка.)
2. При виде еды не считают ворон,
Бросаются дружно с обеих сторон:
Один - разрезает, другая - цепляет.
Обоим работы в тарелке хватает. (вилка и нож)
3. Ровно, прямо мы сидим,
Если за столом ... (едим).
4. Хлеб бережет,
Черстветь не дает.
Для хлеба — дом,
Хорошо ему в нем.
(хлебница)
5. Жесткая, дырявая,
Колючая, корявая.
Что ей на спину положат,
Все она тотчас изгложет.
(тёрка)
6.У него большой живот,
А совсем не бегемот.
Хобот—нос приподнял он,
Но, однако же, не слон.
И пыхтит он через нос
На плите как паровоз.
(чайник)
7. Она всем очень нравится,
На блюдечке красавица,
С одной рукой милашка,
Голубенькая …
(чашка)
8. И оладьи, и омлет,
И картошку на обед,
А блины – вот это да!
Жарит всё …
(сковорода)
9. У кого ответа нет —
В чем сварить себе обед?
На плите стоит чистюля.
Суп сварить — нужна …
(кастрюля). Все загадки отгадали!
Мальвина: Молодцы, ребята! Очень быстро отвечайте,
Но, смотрите не зевайте!
Если «да» - в ладоши хлопни,
Если «нет» - ногою топни,
Только пол не провали.
Все понятно? Раз, два, три!
Каши – вкусная еда. Это нам полезно? (да)
Лук зеленый есть всегда вам полезно, дети? (да)
В луже грязная вода, пить ее полезно? (нет)
Щи – отличная еда, щи полезны детям? (да)
Мухоморный суп всегда есть полезно детям? (нет)
Фрукты – просто красота! Это нам полезно? (да)
Грязных ягод иногда съесть полезно, детки? (нет)
Овощей растет гряда, овощи полезны? (да)
Сок, компоты на обед пить полезно детям? (да)
Съесть мешок большой конфет – это вредно, дети? (да)
Лишь полезная еда на столе у нас всегда! А раз полезная еда – будем мы здоровы? (да)
Мальвина: Буратино, а ты умеешь пользоваться салфеткой.
Буратино: конечно, посмотри. – Буратино садится на стул и демонстрирует как нельзя пользоваться салфеткой.
Мальвина; Буратино, ты опять все сделал неправильно! -Ребята, зачем нужны салфетки на столе?
-Конечно же, салфетка - непременный предмет сервировки стола.
-Послушайте «Притчу о салфетке»
(Происхождение слова «салфетка») Было это или не было? Правда эта или вымысел? Но однажды на Руси был богатый пир. На нём были купцы богатые, знатные. Яства на пиру были разнообразные, сытные, а прислуживали богатым купцам служки (мальчики лет 12 – 14) одного из них звали Федька. Вот одному купцу принесли жареного, жирного гуся. Откусил он кусок, да второй и потекло по бороде у него сало. И крикнул купец служке: «Сало Федька…!!!» Вот и получилось салфетка.
-Вот так и получилось это слово, и дошло оно до нас, и мы все с вами его знаем.
Правила пользования салфеткой: (выполняет Буратино)
1.Свернутые салфетки кладут каждому гостю на закусочную тарелку.
2. Непосредственно перед едой салфетку нужно развернуть, сложить вдвое и положить изгибом к себе на колени.
3. Пальцы, случайно испачканные во время еды, осторожно вытирают верхней половиной салфетки, не снимая ее с колен.
4. Для обтирания губ салфетку берут с колен двумя руками, укорачивают путем перевертывания ее концов в ладони и, приложив середину к губам, промокают их о верхнюю половину салфетки.
5. Бумажные салфетки стоят на столе в салфетнице. Берут их по мере надобности.
Закончив есть блюдо, вытирают салфеткой губы, затем руки, а не наоборот и кладут на использованную тарелку.
Физкультминутка.
- А теперь давайте мы превратимся в посуду, я буду показывать, вы повторяйте.
Вот большой стеклянный чайник: (дети надувают животик.) Очень важный, как начальник! (ставят одну руку на пояс, другую изгибают, как носик.)
Вот фарфоровые чашки: Очень хрупкие бедняжки! (приседают, одна рука на поясе.)
Вот фарфоровые блюдца: Только стукни - разобьются! (кружатся, рисуя руками круг.)
Вот серебряные ложки: Голова на тонкой ножке. (потягиваются, руки вверху смыкают над головой.)
Вот пластмассовый поднос-он посуду нам принес .(руки вытягивают вперед)
Буратино: Ребята, у вас в детском саду так хорошо. Вас всему учат. Мне одному такую науку - как ЭТИКЕТ никогда бы самому не одолеть. Спасибо, ребята, вам за то, что вы научили меня правилам этикета!
Мальвина: Буратино, не забывай эти правила и всегда их выполняй! Нам пора, Буратино, возвращаться в сказку! А вам мы говорим – до свидания!