СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Столыпинские реформы

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация к уроку истории России в 9 кл. Столыпин и его реформы.

Просмотр содержимого документа
«Столыпинские реформы»

 Реформы Столыпина:  « тихая революция» Учитель истории МБОУ ЦО№7 Мельникова Ольга Алексеевна

Реформы Столыпина:

« тихая революция»

Учитель истории МБОУ ЦО№7

Мельникова Ольга Алексеевна

Цели урока:   Обеспечить усвоение учащимися целей, содержания и значение реформ Столыпина. Подвести учащихся к понимаю причин , по которым реформы Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране.  Продолжить формирование умений участвовать в обсуждениях , аргументировано высказывать своё мнение, работать с историческими документами, картой, самостоятельно делать выводы.

Цели урока:

  • Обеспечить усвоение учащимися целей, содержания и значение реформ Столыпина.
  • Подвести учащихся к понимаю причин , по которым реформы Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране.
  • Продолжить формирование умений участвовать в обсуждениях , аргументировано высказывать своё мнение, работать с историческими документами, картой, самостоятельно делать выводы.
План урока: 1. Столыпин: « успокоение и реформы» 2. Причины аграрной реформы 3. Цели реформы 4. Направление развития реформы 5. Методы проведения 6. Итоги реформы

План урока:

  • 1. Столыпин: « успокоение и реформы»
  • 2. Причины аграрной реформы
  • 3. Цели реформы
  • 4. Направление развития реформы
  • 5. Методы проведения
  • 6. Итоги реформы
Личность. Петр Аркадьевич Столыпин родился 5 апреля 1862 г. в Дрездене. Окончил Виленскую гимназию ив 1881 г. поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. По окончании уни­верситета поступил на службу в Министерство государственных имуществ.  В 1889 г. перешел в Министерство внутренних дел. Был назначен уездным предводителем дворянства в Ковенской губернии, в 1899 г. - губернским предводителем дворянства, а в 1902 г., неожиданно для себя (благодаря поддержке В.К. Плеве), - гродненским губернатором. В 1903 г. назначен Саратовским губернатором. Летом 1905 г. саратовская губерния стала одним из главных очагов крестьянского движения. В апреле 1906 года ушло в отставку правительство Витте. Столыпин был назначен министром внутренних дел. Назначение это было отнюдь не случайным - Столыпина поддерживали мно­гие. Через два с половиной месяца Столыпин стал председателем Совета министров, сохранив за собой пост министра внутренних дел.

Личность.

Петр Аркадьевич Столыпин родился 5 апреля 1862 г. в Дрездене. Окончил Виленскую гимназию ив 1881 г. поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. По окончании уни­верситета поступил на службу в Министерство государственных имуществ.

В 1889 г. перешел в Министерство внутренних дел. Был назначен уездным предводителем дворянства в Ковенской губернии, в 1899 г. - губернским предводителем дворянства, а в 1902 г., неожиданно для себя (благодаря поддержке В.К. Плеве), - гродненским губернатором. В 1903 г. назначен Саратовским губернатором. Летом 1905 г. саратовская губерния стала одним из главных очагов крестьянского движения. В апреле 1906 года ушло в отставку правительство Витте. Столыпин был назначен министром внутренних дел. Назначение это было отнюдь не случайным - Столыпина поддерживали мно­гие. Через два с половиной месяца Столыпин стал председателем Совета министров, сохранив за собой пост министра внутренних дел.

Проблемное задание: Оцените политические взгляды и деятельность Столыпина, о котором при его жизни неоднозначно отзывались современники: «вешатель», «реакционер», «либеральный консерватор».  Итак, кто он? Ваша оценка.

Проблемное задание:

  • Оцените политические взгляды и деятельность Столыпина, о котором при его жизни неоднозначно отзывались современники: «вешатель», «реакционер», «либеральный консерватор».
  • Итак, кто он?
  • Ваша оценка.
24 августа 1906 ГОДА Столыпин опубликовал правительственную программу, состоящую из 2 частей    Реформы: - свобода вероисповедания (права и обязанности  мер и объявления в старообрядческих и сектантских общин); - о неприкосновенности личности и гражданском равноправии в смысле устранения ограничений и стеснений отдельных групп населения;  - об улучшении крестьянского землевладения;  - об улучшении быта рабочих и о государственном их страховании; реформа местного управления (предполагалось организовать, чтобы губернские и уездные адми­нистративные учреждения были поставлены в непосредственную связь с преобразованными органами самоуправления, включающими и мел­кую земскую единицу; о преобразованиях местных судов; реформа средней и высшей школы; полицейская реформа о слиянии общей и жан­дармской полиции.    Успокоение  страны при помощи чрезвычайных мер и объявления в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов

24 августа 1906 ГОДА Столыпин опубликовал правительственную программу, состоящую из 2 частей

Реформы:

  • - свобода вероисповедания (права и обязанности мер и объявления в старообрядческих и сектантских общин);
  • - о неприкосновенности личности и гражданском равноправии в смысле устранения ограничений и стеснений отдельных групп населения;
  • - об улучшении крестьянского землевладения; - об улучшении быта рабочих и о государственном их страховании;
  • реформа местного управления (предполагалось организовать, чтобы губернские и уездные адми­нистративные учреждения были поставлены в непосредственную связь с преобразованными органами самоуправления, включающими и мел­кую земскую единицу;
  • о преобразованиях местных судов;
  • реформа средней и высшей школы;
  • полицейская реформа о слиянии общей и жан­дармской полиции.

 

  • Успокоение страны при помощи чрезвычайных мер и объявления в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов
Но удалось провести в жизнь только аграрную реформу. Причины реформы: I русская революция показала, что главным вопросом был аграрный вопрос Крестьяне не поддержали самодержавие.

Но удалось провести в жизнь только аграрную реформу.

Причины реформы:

  • I русская революция показала, что главным вопросом был аграрный вопрос
  • Крестьяне не поддержали самодержавие.
Цели реформы: Создание прочной социальной базы самодержавия в лице крепкого зажиточного крестьянства при сохранении помещичьего землевладения Развитие капиталистических отношений в деревне, разрушение общины, передача крестьянам земли в частную собственность; создание хуторских и фермерских хозяйств Образование широкого рынка для промышленности Переселение революционно настроенных, малоземельных крестьян из центра на окраины

Цели реформы:

  • Создание прочной социальной базы самодержавия в лице крепкого зажиточного крестьянства при сохранении помещичьего землевладения
  • Развитие капиталистических отношений в деревне, разрушение общины, передача крестьянам земли в частную собственность; создание хуторских и фермерских хозяйств
  • Образование широкого рынка для промышленности
  • Переселение революционно настроенных, малоземельных крестьян из центра на окраины
Направление развития реформы - Разрушение общины - Помощь крестьянам через Крестьянский банк для покупки земли .  - Переселение безземельных и малоземельных крестьян из центра на окраины (Сибирь, Кавказ, Средняя Азия, Дальний Восток). - Закрепление земли в частную собственность крестьян - Создание хуторов, отрубов. - Полное уравнение крестьян с другими сословиями - Возникновение фермерского хозяйства.

Направление развития реформы

- Разрушение общины

- Помощь крестьянам через Крестьянский банк для покупки земли .

- Переселение безземельных и малоземельных крестьян из центра на окраины (Сибирь, Кавказ, Средняя Азия, Дальний Восток).

- Закрепление земли в частную собственность крестьян

- Создание хуторов, отрубов.

- Полное уравнение крестьян с другими сословиями

- Возникновение фермерского хозяйства.

9 ноября 1906г. – указ о передаче крестьянину его надела в его собственность Столыпин: «...Правительство сделало ставку не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных».

9 ноября 1906г. – указ о передаче крестьянину его надела в его собственность

Столыпин: «...Правительство сделало ставку не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных».

Методы проведения: Реформа началась в благоприятных условиях: Росли цены на хлеб Отменены выкупные платежи Община была разрушена Земля переходила в частную собственность, которую они могли передавать по наследству Крестьянин мог потребовать хутор  отруб

Методы проведения:

Реформа началась в благоприятных условиях:

  • Росли цены на хлеб
  • Отменены выкупные платежи

Община была разрушена

  • Земля переходила в частную собственность, которую они могли передавать по наследству
  • Крестьянин мог потребовать хутор

отруб

 Хутор – участок земли, выделяемый крестьянину при выходе его из общины с переселением из деревни на выходе его из общины с переселением из деревни на свой участок.  Отруб - участок земли, выделяемый крестьянину при выходе его из общины с сохранением его двора в деревне

Хутор – участок земли, выделяемый крестьянину при выходе его из общины с переселением из деревни на выходе его из общины с переселением из деревни на свой участок.

Отруб - участок земли, выделяемый крестьянину при выходе его из общины с сохранением его двора в деревне

Вывод:   Реформа была выгодна богатым крестьянам, которые имели деньги, чтобы создать крупное хуторское хозяйство. Большинство же крестьян не видело очевидных выгод от реформы. Не помогла даже помощь от Крестьянского банка. За 1904-1914 гг. из общины вышло 26%крестьянских дворов, на хутора и отруба – 10,5%, 11,7% ушли в город.

Вывод:

  • Реформа была выгодна богатым крестьянам, которые имели деньги, чтобы создать крупное хуторское хозяйство.
  • Большинство же крестьян не видело очевидных выгод от реформы.
  • Не помогла даже помощь от Крестьянского банка.
  • За 1904-1914 гг. из общины вышло 26%крестьянских дворов, на хутора и отруба – 10,5%, 11,7% ушли в город.
Переселенческая политика  Крестьянам были предоставлены многочисленные льготы для желающих переселиться на новые места: Прощение всех недоимок Низкие цены на ж/д билеты Освобождение от налогов на 5 лет Беспроцентная ссуда от100до 400 руб. на двор

Переселенческая политика

Крестьянам были предоставлены многочисленные льготы для желающих переселиться на новые места:

  • Прощение всех недоимок
  • Низкие цены на ж/д билеты
  • Освобождение от налогов на 5 лет
  • Беспроцентная ссуда от100до 400 руб. на двор
1.Назовите губернии, в которых количество крестьянских хозяйств, перешедших в 1907-1916 гг. к участковому землепользованию составляло  от 1/5 до 1/3 всех крестьянских хозяйств  от 1/10 до 1/5 всех крестьянских хозяйств  менее 1/10 всех крестьянских хозяйств  старые районы хуторского расселения  2.Назовите регион где больше всего оказалось переселенцев в 1906-1916 гг.  3.Назовите губернии где была наибольшая, наименьшая площадь хуторов и отрубов

1.Назовите губернии, в которых количество крестьянских хозяйств, перешедших в 1907-1916 гг. к участковому землепользованию составляло

от 1/5 до 1/3 всех крестьянских хозяйств

от 1/10 до 1/5 всех крестьянских хозяйств

менее 1/10 всех крестьянских хозяйств

старые районы хуторского расселения

2.Назовите регион где больше всего оказалось переселенцев в 1906-1916 гг.

3.Назовите губернии где была наибольшая, наименьшая площадь хуторов и отрубов

Итоги реформ П.А.Столыпина Позитивные итоги  По данным современного исследователя В.Г. Сиротина , стараниями столыпинских хуторян урожайность в стране с 1906 по 1915г. выросла на 14%, а в Сибири – на 25%. К 1914г столыпинские фермеры обгоняют общину по поставкам товарной продукции в город и на экспорт: зерновой экспорт России в 1912г почти на 30% превышал экспорт Аргентины, Канады и США, вместе взятых, и составлял 15,5 млн. т. в год.

Итоги реформ П.А.Столыпина

Позитивные итоги

  • По данным современного исследователя В.Г. Сиротина , стараниями столыпинских хуторян урожайность в стране с 1906 по 1915г. выросла на 14%, а в Сибири – на 25%. К 1914г столыпинские фермеры обгоняют общину по поставкам товарной продукции в город и на экспорт: зерновой экспорт России в 1912г почти на 30% превышал экспорт Аргентины, Канады и США, вместе взятых, и составлял 15,5 млн. т. в год.
Реформа положила начала частной собственности на землю у огромной массы крестьян Приток разорившихся крестьян пополнял рынок рабочей силы, возрос спрос на с/х продукцию Всё это способствовало развитию промышленности, торговли , т. е развитию капитализма в России!
  • Реформа положила начала частной собственности на землю у огромной массы крестьян
  • Приток разорившихся крестьян пополнял рынок рабочей силы, возрос спрос на с/х продукцию

Всё это способствовало развитию промышленности, торговли , т. е развитию капитализма в России!

Негативные итоги  Крестьяне не хотели брать землю в частную собственность по следующим причинам: Община брала на себя заботу о каждом общиннике Большинство крестьян не умело хозяйничать единолично Разрушается патриархальный уклад жизни крестьян

Негативные итоги

Крестьяне не хотели брать землю в частную собственность по следующим причинам:

  • Община брала на себя заботу о каждом общиннике
  • Большинство крестьян не умело хозяйничать единолично
  • Разрушается патриархальный уклад жизни крестьян
Половинчатость, незавершённость реформы.    Почему?   Проводилась бюрократическим аппаратом , доказавшим свою способность загубить всё на корню Столыпин не учёл психологию крестьян

Половинчатость, незавершённость реформы. Почему?

  • Проводилась бюрократическим аппаратом , доказавшим свою способность загубить всё на корню
  • Столыпин не учёл психологию крестьян
Столыпин заявлял, что для успеха преобразований необходимо « двадцать лет покоя внутреннего и внешнего»  Но такого времени в начале XX века у России уже не было! Реформа укрепила позиции богатого крестьянства, но не решила основных противоречий в деревне: Сохранилось помещичье землевладение Не была до конца разрушена община Зародилось новое противоречие между беднейшим крестьянством и зажиточным (кулаками).  Так Столыпин оказался в полном  одиночестве!
  • Столыпин заявлял, что для успеха преобразований необходимо « двадцать лет покоя внутреннего и внешнего»

Но такого времени в начале XX века у России уже не было!

  • Реформа укрепила позиции богатого крестьянства, но не решила основных противоречий в деревне:
  • Сохранилось помещичье землевладение
  • Не была до конца разрушена община
  • Зародилось новое противоречие между беднейшим крестьянством и зажиточным (кулаками).

Так Столыпин оказался в полном

одиночестве!

Игра. Обвините П.А. Столыпина от имени крестьянина, дворянина, буржуазии, рабочих, революционных партий, используя 7, пункт 3

Игра.

  • Обвините П.А. Столыпина от имени крестьянина, дворянина, буржуазии, рабочих, революционных партий, используя 7, пункт 3
 Так кто он, Столыпин?  «Вешатель»?  «Реакционер» ?  «Либеральный  консерватор»?  «Реформатор»? Выскажите своё мнение

Так кто он, Столыпин?

«Вешатель»?

«Реакционер» ?

«Либеральный

консерватор»?

«Реформатор»?

Выскажите своё мнение


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!