Реформы Столыпина:
« тихая революция»
Учитель истории МБОУ ЦО№7
Мельникова Ольга Алексеевна
Цели урока:
- Обеспечить усвоение учащимися целей, содержания и значение реформ Столыпина.
- Подвести учащихся к понимаю причин , по которым реформы Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране.
- Продолжить формирование умений участвовать в обсуждениях , аргументировано высказывать своё мнение, работать с историческими документами, картой, самостоятельно делать выводы.
План урока:
- 1. Столыпин: « успокоение и реформы»
- 2. Причины аграрной реформы
- 3. Цели реформы
- 4. Направление развития реформы
- 5. Методы проведения
- 6. Итоги реформы
Личность.
Петр Аркадьевич Столыпин родился 5 апреля 1862 г. в Дрездене. Окончил Виленскую гимназию ив 1881 г. поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. По окончании университета поступил на службу в Министерство государственных имуществ.
В 1889 г. перешел в Министерство внутренних дел. Был назначен уездным предводителем дворянства в Ковенской губернии, в 1899 г. - губернским предводителем дворянства, а в 1902 г., неожиданно для себя (благодаря поддержке В.К. Плеве), - гродненским губернатором. В 1903 г. назначен Саратовским губернатором. Летом 1905 г. саратовская губерния стала одним из главных очагов крестьянского движения. В апреле 1906 года ушло в отставку правительство Витте. Столыпин был назначен министром внутренних дел. Назначение это было отнюдь не случайным - Столыпина поддерживали многие. Через два с половиной месяца Столыпин стал председателем Совета министров, сохранив за собой пост министра внутренних дел.
Проблемное задание:
- Оцените политические взгляды и деятельность Столыпина, о котором при его жизни неоднозначно отзывались современники: «вешатель», «реакционер», «либеральный консерватор».
- Итак, кто он?
- Ваша оценка.
24 августа 1906 ГОДА Столыпин опубликовал правительственную программу, состоящую из 2 частей
Реформы:
- - свобода вероисповедания (права и обязанности мер и объявления в старообрядческих и сектантских общин);
- - о неприкосновенности личности и гражданском равноправии в смысле устранения ограничений и стеснений отдельных групп населения;
- - об улучшении крестьянского землевладения; - об улучшении быта рабочих и о государственном их страховании;
- реформа местного управления (предполагалось организовать, чтобы губернские и уездные административные учреждения были поставлены в непосредственную связь с преобразованными органами самоуправления, включающими и мелкую земскую единицу;
- о преобразованиях местных судов;
- реформа средней и высшей школы;
- полицейская реформа о слиянии общей и жандармской полиции.
- Успокоение страны при помощи чрезвычайных мер и объявления в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов
Но удалось провести в жизнь только аграрную реформу.
Причины реформы:
- I русская революция показала, что главным вопросом был аграрный вопрос
- Крестьяне не поддержали самодержавие.
Цели реформы:
- Создание прочной социальной базы самодержавия в лице крепкого зажиточного крестьянства при сохранении помещичьего землевладения
- Развитие капиталистических отношений в деревне, разрушение общины, передача крестьянам земли в частную собственность; создание хуторских и фермерских хозяйств
- Образование широкого рынка для промышленности
- Переселение революционно настроенных, малоземельных крестьян из центра на окраины
Направление развития реформы
- Разрушение общины
- Помощь крестьянам через Крестьянский банк для покупки земли .
- Переселение безземельных и малоземельных крестьян из центра на окраины (Сибирь, Кавказ, Средняя Азия, Дальний Восток).
- Закрепление земли в частную собственность крестьян
- Создание хуторов, отрубов.
- Полное уравнение крестьян с другими сословиями
- Возникновение фермерского хозяйства.
9 ноября 1906г. – указ о передаче крестьянину его надела в его собственность
Столыпин: «...Правительство сделало ставку не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных».
Методы проведения:
Реформа началась в благоприятных условиях:
- Росли цены на хлеб
- Отменены выкупные платежи
Община была разрушена
- Земля переходила в частную собственность, которую они могли передавать по наследству
- Крестьянин мог потребовать хутор
отруб
Хутор – участок земли, выделяемый крестьянину при выходе его из общины с переселением из деревни на выходе его из общины с переселением из деревни на свой участок.
Отруб - участок земли, выделяемый крестьянину при выходе его из общины с сохранением его двора в деревне
Вывод:
- Реформа была выгодна богатым крестьянам, которые имели деньги, чтобы создать крупное хуторское хозяйство.
- Большинство же крестьян не видело очевидных выгод от реформы.
- Не помогла даже помощь от Крестьянского банка.
- За 1904-1914 гг. из общины вышло 26%крестьянских дворов, на хутора и отруба – 10,5%, 11,7% ушли в город.
Переселенческая политика
Крестьянам были предоставлены многочисленные льготы для желающих переселиться на новые места:
- Прощение всех недоимок
- Низкие цены на ж/д билеты
- Освобождение от налогов на 5 лет
- Беспроцентная ссуда от100до 400 руб. на двор
1.Назовите губернии, в которых количество крестьянских хозяйств, перешедших в 1907-1916 гг. к участковому землепользованию составляло
от 1/5 до 1/3 всех крестьянских хозяйств
от 1/10 до 1/5 всех крестьянских хозяйств
менее 1/10 всех крестьянских хозяйств
старые районы хуторского расселения
2.Назовите регион где больше всего оказалось переселенцев в 1906-1916 гг.
3.Назовите губернии где была наибольшая, наименьшая площадь хуторов и отрубов
Итоги реформ П.А.Столыпина
Позитивные итоги
- По данным современного исследователя В.Г. Сиротина , стараниями столыпинских хуторян урожайность в стране с 1906 по 1915г. выросла на 14%, а в Сибири – на 25%. К 1914г столыпинские фермеры обгоняют общину по поставкам товарной продукции в город и на экспорт: зерновой экспорт России в 1912г почти на 30% превышал экспорт Аргентины, Канады и США, вместе взятых, и составлял 15,5 млн. т. в год.
- Реформа положила начала частной собственности на землю у огромной массы крестьян
- Приток разорившихся крестьян пополнял рынок рабочей силы, возрос спрос на с/х продукцию
Всё это способствовало развитию промышленности, торговли , т. е развитию капитализма в России!
Негативные итоги
Крестьяне не хотели брать землю в частную собственность по следующим причинам:
- Община брала на себя заботу о каждом общиннике
- Большинство крестьян не умело хозяйничать единолично
- Разрушается патриархальный уклад жизни крестьян
Половинчатость, незавершённость реформы. Почему?
- Проводилась бюрократическим аппаратом , доказавшим свою способность загубить всё на корню
- Столыпин не учёл психологию крестьян
- Столыпин заявлял, что для успеха преобразований необходимо « двадцать лет покоя внутреннего и внешнего»
Но такого времени в начале XX века у России уже не было!
- Реформа укрепила позиции богатого крестьянства, но не решила основных противоречий в деревне:
- Сохранилось помещичье землевладение
- Не была до конца разрушена община
- Зародилось новое противоречие между беднейшим крестьянством и зажиточным (кулаками).
Так Столыпин оказался в полном
одиночестве!
Игра.
- Обвините П.А. Столыпина от имени крестьянина, дворянина, буржуазии, рабочих, революционных партий, используя 7, пункт 3
Так кто он, Столыпин?
«Вешатель»?
«Реакционер» ?
«Либеральный
консерватор»?
«Реформатор»?
Выскажите своё мнение