Стороны готовности к обучению в школе и их общая характеристика.
1. Учебный подход к готовности к школе: основная цель - овладение умениями и знаниями, необходимыми для успешного обучения. Дети в этом подходе знакомятся с определенными учебными предметами и правилами школьной жизни.
2. Предучебный подход к готовности к школе: акцент делается на формировании базовых навыков и умений, которые помогут детям легче адаптироваться к новой среде и учебной деятельности. В этом подходе дети знакомятся с правилами поведения в школе, развивают мелкую моторику, восприятие, внимание и другие основные умения.
3. Игровой подход к готовности к школе: основная идея заключается в организации образовательной деятельности через игру. Дети в этом подходе учатся взаимодействовать друг с другом, развивать фантазию, творческое мышление и коммуникативные навыки.
4. Псевдоучебный подход к готовности к школе: в данном подходе дети уже знакомятся с некоторыми учебными навыками, но в неформальной обстановке. Например, они могут осваивать буквы и цифры через игры, песни или рассказы.
5. Коммуникативный подход к готовности к школе: главная задача - развитие коммуникативных навыков у детей. Они учатся общаться, слушать других, высказывать свои мысли и идеи, решать проблемы в группе.
Основные подходы к проблеме преемственности в обеспечении психологической готовности дошкольников к обучению в школе могут включать:
- Разработка согласованных и последовательных программ образования, которые включают в себя сочетание учебной и практической деятельности.
- Создание совместных проектов и событий между дошкольными учреждениями и начальными классами школы.
- Организация обмена информацией между педагогами и сотрудниками предшкольных учреждений и начальной школы.
- Развитие системы оценки и отслеживания прогресса ребенка на разных этапах его образовательного пути.
- Регулярное проведение совещаний и консультаций между педагогами и родителями для планирования и оценки готовности детей к школе.
- Развитие индивидуализированных подходов к обучению и поддержке детей с разными потребностями и способностями.
- Проведение профессиональных тренингов и семинаров для педагогов по вопросам преемственности и готовности детей к школе.
Особенности анатомо-физиологического созревания детей 6-7 лет
1. Рост и развитие органов и систем организма. В этом возрасте у детей продолжается активный процесс роста, особенно заметен рост скелетной системы.
2. Улучшение функционирования сердечно-сосудистой системы. Дети 6-7 лет становятся более активными и могут выполнять более сложные физические упражнения, что требует улучшенной работы сердца и сосудов.
3. Развитие органов дыхания. Объем легких усиливается, что позволяет детям лучше адаптироваться к физическим нагрузкам.
Состояние здоровья и уровень морфофункциональной зрелости организма ребенка
На этом возрастном этапе дети обычно имеют хорошую общую физическую форму и редко заболевают. Уровень морфофункциональной зрелости организма ребенка свидетельствует о развитии его основных систем и органов, что позволяет ему успешно выполнять физические и умственные задачи, характерные для этого возраста.
Развитие тонких двигательных координаций и моторная зрелость детей
Возраст 6-7 лет считается периодом значительного развития моторики. Дети развивают способность к точным движениям рук и пальцев, координации глаз и рук. Они могут писать и рисовать более сложные формы, делать мелкие поделки и лепить из глины.
Основные направления физической подготовленности детей к школе
Физическая подготовленность детей включает в себя развитие двигательных навыков, улучшение физической выносливости и силы, а также тренировку гибкости и координации. Основные направления включают упражнения на развитие беговой выносливости, игры с мячами и другими спортивными снарядами, упражнения на координацию и гибкость.
Типичные нарушения в здоровье детей, поступающих в школу
Наиболее распространенными типичными нарушениями здоровья детей в возрасте 6-7 лет являются заболевания дыхательной системы (например, простудные заболевания, астма), нарушения зрения (короткозоркость или дальнозоркость) и проблемы со слухом. Также отмечается недостаток витаминов и минералов, что может привести к общему ослаблению организма.
Изменения в нервной системе детей, поступающих в школу
Дети в возрасте 6-7 лет обычно имеют развитую нервную систему, что позволяет им выполнять сложные задачи, требующие концентрации и внимания. Нервная система также обеспечивает развитие памяти и мышления у детей.
Развитие мозга детей и значение развития лобных и затылочных областей к 6-7 годам
К 6-7 годам мозг ребенка продолжает свое активное развитие. Развитие лобных и затылочных областей мозга играет важную роль в процессе роста произвольности поведения и способности детей воспринимать сложную зрительную информацию. Это позволяет им успешно справляться с новыми задачами и требованиями, предъявляемыми в школе.
Функциональная асимметрия мозга – это сложное свойство мозга, отражающее различие в распределении нервно-психических функций между его правым и левым полушариями. Более чем вековая история анатомических, морфофункциональных, биохимических, нейрофизиологических и психофизиологических исследований функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга у человека свидетельствует о существовании особого принципа построения и реализации таких важнейших психических функций, как восприятие, внимание, память, мышление, речь и др.
К настоящему времени накоплены многочисленные свидетельства о полушарных различиях мозга «правшей» и «левшей» по ряду морфологических, биохимических и функциональных характеристик. Этому предшествовал значительный исторический период становления научных представлений о межполушарной асимметрии мозга. В 50-х гг. прошлого века возникла теория, согласно которой считалось, что правое полушарие отвечает за конкретно-образную деятельность, а левое – за речевые функции, чтение, письмо, математическое, логическое и аналитическое мышление. Считается, что левое полушарие «управляет» правой рукой и ногой, а правое – левой рукой и ногой. В настоящее время межполушарная асимметрия мозга изучается как функциональная специфичность полушарий, с точки зрения специфичности того вклада, который делает каждое полушарие в любую психическую функцию. Выявлены психологические особенности людей с различным типом межполушарной функциональной асимметрии мозга.
Правое полушарие отвечает за ориентацию в пространстве и восприятие пространственных отношений. Считается, что оно ответственно за синтетическую и одновременную деятельность. Его функционирование обусловливает
наглядно-образное мышление. У «правополушарных» людей преобладает визуальное и кинестетическое восприятие, поэтому они хорошо воспринимают информацию в виде рисунков, схем, наглядных таблиц, макетов
Согласно некоторым источникам, в норме индивидуальный профиль функциональной асимметрии должен сформироваться к 6–7 годам (чаще у мальчиков). Однако в других исследованиях указывается, что процесс латерализации полушарий завершается в период полового созревания – примерно в 12 лет (чаще у девочек). Существуют разные точки зрения на происхождение «левшества» (доминирования левой руки в выполнении действий). К настоящему времени наиболее распространенными являются генетическая, социально-культурная, паталогическая (теория влияния случайных факторов) теории.
Описаны психологические различия усвоения и переработки учебной информации у учащихся с различным типом ФАМ. Успешность обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста обусловлена типом ФАМ. У детей с приобретенным доминированием правого полушария возникают трудности в обучении. В начальной школе учащиеся с левополушарным типом ФАМ
оцениваются педагогами как более успешные, по сравнению с учащимися с правополушарным типом ФАМ. Это объясняется тем, что современное начальное образование делает упор прежде всего на словесно-логическое мышление, на алгоритмы, на последовательность в действиях и на определенный план работы учащихся, то есть на детей с преобладающим левым полушарием.
Вместе с тем экспериментально установлено, что тип ФАМ может изменяться под влиянием неблагоприятных факторов, обусловливающих органические нарушения развития полушарий головного мозга в пренатальном и ранних периодах развития ребенка. Функции пораженного полушария начинает выполнять второе полушарие мозга. В результате этого у наследственного правши с врожденным левополушарным типом ФАМ ведущими становятся правое полушарие и левая рука (приобретенное левшество). Дети с приобретенным левшеством нередко испытывают трудности в обучении, у них наблюдаются нарушения речевого развития, письма и чтения.
Так сложилось, что система образования, учебники и задания в них ориентированы в основном на левополушарных детей (аналитиков) с использованием схем, таблиц, правил, алгоритмов.
Правополушарные дети при этом испытывают трудности на уроках и дома, выполняя подобные задания.
Существует ряд приемов, которые необходимо использовать для правополушарных детей:
Фантазирование;
Составление загадок, скороговорок, сочинений;
Написание сказок;
Прием изменения окраски (Посмотрите на картинку: что увидели, услышали, почувствовали? Какими красками вы бы раскрасили эту картинку? Что бы вы добавили в картинку, убрали и нее и почему?);
Метод введения нового героя (Придумать героя, который мог бы помочь главным героям сказки спастись, как бы он это сделал и т.д.);
Прием «до сказки» (Придумать, что было до событий, описанных в сказке, художественном произведении);
Метод описания;
Прием оживления (Оживить неодушевленный предмет, описать его чувства и мысли);
Словесное рисование (Придумать свою картинку, свой музыкальный инструмент и т.д.);
Прием синтеза (Выводы после наблюдений);
Метод проб и ошибок;
Проблемные вопросы;
Метод дополнения (Продолжи за учителя, закончи мысль);
Метод звукового ощущения (Какие звуки издает дождь, свет, музыка весны, зимы?);
Метод ассоциации.
Возникает логичный вопрос, как учитель с левополушарным типом мышления сможет учить детей с правополушарным типом?
Дело в том, что успешно обучать таких детей можно, не пытаясь изменить самих себя, достаточно с понимание относиться к особенностям людей другого типа мышления, знать и понимать их особенности, учитывать их в построении урока.
Создавать условия для успешного обучения и гармоничного развития личности с учетом психофизиологических особенностей детей – это и есть основная задача учителей и специалистов социально-психологической службы школы.
Понятие «адаптация» и различные подходы к её пониманию
Адаптация детей в начальный период обучения является важным этапом и имеет свои специфические особенности.
Виды адаптации детей могут быть разными - легкая, средней тяжести и тяжелая. Легкая адаптация характеризуется относительно легким приспособлением к новым условиям обучения и сопровождается небольшими проблемами или беспокойством. Средней тяжести адаптация может означать наличие более серьезных трудностей в учебном процессе, таких как сложности с адаптацией к новому коллективу или требованиям учебной программы. Тяжелая адаптация характеризуется серьезными проблемами, требующими индивидуального подхода и дополнительной поддержки.
Возникновение различных видов адаптации зависит от нескольких факторов. Одним из основных факторов являются индивидуальные особенности ребенка, такие как его психологический и физический статус, интеллектуальные способности и личностные качества. Также важным фактором может быть характеристика новой среды обучения, включая уровень требований, организацию занятий и адаптационные программы, а также качество взаимодействия с учителями и одноклассниками.
Возможность регулирования факторов, влияющих на адаптацию детей, существует. Прежде всего, важно создать поддерживающую и благоприятную обучающую среду для детей. Это может включать организацию специальных мероприятий, направленных на адаптацию и социализацию новичков, а также разработку индивидуальных подходов к детям с трудностями адаптации. Кроме того, важна роль родителей и учителей в процессе адаптации, так как они могут предоставить необходимую поддержку, мотивацию и помощь детям.
Виды и уровни адаптации могут быть разными в зависимости от конкретных условий и характеристик детей. Это может включать наличие адаптационного периода, в течение которого дети привыкают к новой среде и учебным требованиям, наличие временных трудностей, которые постепенно преодолеваются, и длительную или постоянную адаптацию, требующую длительной поддержки и внимания. Кроме того, уровень адаптации может быть разным - от полного отсутствия проблем до серьезных трудностей, требующих индивидуального подхода и специальной помощи.
Психологическая и физиологическая адаптация ребёнка к школе - это процесс, включающий приспособление ребенка к новым физическим и психологическим условиям школьной жизни. Физиологическая адаптация связана с привыканием к новому режиму дня, физическим нагрузкам, формированием привычек в питании и сне. Психологическая адаптация означает приспособление ребенка к новым социальным и психологическим требованиям школы.
Эмоциональная адаптация детей к условиям школьной жизни - это способность ребенка справляться с эмоциональными переживаниями, которые возникают в процессе адаптации к школе. Ребенок может испытывать страх, тревогу, неуверенность в своих силах. Эмоциональная адаптация зависит от поддержки и понимания со стороны взрослых, а также от способности ребенка самостоятельно регулировать свои эмоции.
Психологическая готовность - это условие успешной адаптации ребенка к школе. Она включает в себя такие аспекты, как познавательные навыки, эмоциональная стабильность, социальная компетентность и мотивация к обучению. Ребенок должен быть готов к новым требованиям, уметь самостоятельно решать проблемы, адекватно воспринимать информацию и справляться с трудностями.
Предадаптационный период - это период, предшествующий началу обучения в школе. В это время родители и педагоги могут помочь ребенку подготовиться к новой жизненной ситуации, знакомя его с правилами школы, организовывая игры и занятия, которые развивают необходимые навыки.
Деятельность учителя в период адаптации первоклассников включает в себя следующие аспекты:
1. Создание благоприятной атмосферы в классе, где каждый ребенок чувствует себя принятым и безопасным.
2. Организация игровых и познавательных занятий, которые помогают детям осваивать новые знания и навыки и укреплять их уверенность в своих силах.
3. Индивидуальная работа с каждым ребенком, учет его особенностей и потребностей в процессе обучения.
4. Сотрудничество с родителями, проведение родительских собраний и консультаций, чтобы они могли получить рекомендации по поддержке ребенка в период адаптации.
Умственное развитие - это процесс приобретения и развития познавательных навыков, мышления, восприятия и других когнитивных процессов. Критерии умственного развития включают возможность абстрактного мышления, способность к решению проблем, развитие памяти, внимания и логического мышления.
Взгляды Л.С. Выготского имеют большое значение в понимании сущности интеллектуальной готовности детей к обучению в школе. Выготский акцентирует внимание на роли общения и социальной среды в развитии когнитивных процессов у ребенка. Он выделяет понятие "ближайшей развивающей зоны", которая определяет набор задач, которые ребенок может решить только с помощью взрослого или более опытного партнера. Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе связана с его способностью решать задачи в ближайшей развивающей зоне с помощью учителя или сверстников.