Страна городов».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательные – осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Познавательные – осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Просмотр содержимого документа
«Страна городов».»

Тема урока: «Страна городов».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: формировать представление у учащихся о городах Х - ХI.в.в. Киеве и Новгороде

Планируемые результаты:

- развивать речь, наблюдательность, умение

- через сравнение, анализ, обобщение???, делать выводы;

- способствовать развитию интереса к прошлому своей страны;

УУД:

Познавательные – осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные – формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Личностные – проявлять внимание, желание больше узнать;

Методы обучения: продуктивные, поисковые.

Формы обучения: групповая и индивидуальная.

Оборудование урока: презентация, учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал.

1. Организационный момент.

- Звонкий прозвенел звонок.

Начинается урок.

Встаньте прямо, не шумите,

Всё ль на парте, посмотрите.

Все ль на месте, всё ль на парте:

Книжка, ручка и тетради.

Не забудьте дневника,

Он – документ ученика.

2. Проверка домашнего задания.

- Сегодня у нас новое путешествие. Только сначала давайте вспомним изученное на прошлом уроке.

- Назовите столицу Древней Руси.

(Киев)

- Кто был главой Древней Руси и его помощниками?

(Главой Руси был великий князь киевский, его советниками и помощниками – бояре, а опорой и поддержкой – верная и преданная княжеская дружина.)

- Как князю Олегу удалось заключить мирный договор с Византией?

- Кто был крестителем Руси и назовите год Крещения Руси?

(князь Владимир, 998 г.)

- Скажите, а в чем значение принятия Русью христианства?

(Стали распространяться грамотность, просвещение, развивались искусство, ремесла, сооружались церкви и соборы. Люди думали о благе ближнего, вера объединяла и сплачивала людей.)

3. Постановка цели урока.

- Кто из вас знает, что обозначает слово «Гардарик»?

- А хотите узнать?

- Так скандинавы называли Русь, а обозначало это слово «Страна городов».

Сегодня мы отправимся в путешествие по главным городам Древней Руси. (слайд 1)

- О чем бы вы хотели сегодня узнать?

(Как образовывались города, в каких местах они возникали, чем отличались от славянских поселений.)

- И тема нашего урока - "Страна городов". (слайд 1)

- Названия городов, о которых пойдет речь на уроке вы узнаете, разгадав кроссворды.

(работа в группах; Приложение 1)

- Молодцы, вы верно разгадали кроссворды. Сегодня речь пойдет о городах Древней Руси Киеве и Новгороде.

4. Знакомство с новым материалом.

1. Словарно-лексическая работа.

- На нашем уроке будут встречаться слова, которые вы уже знаете и слова, значение которых вам предстоит узнать. (Ребята объясняют лексическое значение известных слов, а новых учитель.)

Купец – богатый торговец, успешно торгующий у себя в стране или за границей.

Ремесленник– человек, который владеет профессиональным ремеслом.

Варяги – так называли в Древней Руси наемных дружинников и купцов, пришедших из Скандинавии.

Князь– военный вождь славянских племен.

Ладья – большая лодка.

Мозаика– узор из скрепленных между собой разноцветных камешков, кусочков стекла, эмали.

Собор-главная церковь в городе, в монастыре.

Фреска – картина, написанная водяными красками по свежей, сырой штукатурке.

Ров – широкая и глубокая канава.

Работа с картой.

- Давайте еще раз вернемся на страницу 41, найдите на карте эти города.

- Что вы можете о них рассказать? Где находятся? (слайд 2)

показ на карте слайда (Киев расположен на реке Днепр - на водном торговом пути «из варяг в греки», ближе к Черному морю, а Новгород на Ильмень озере, ближе к Балтийскому морю.)

- Чтобы начать разговор о городах, вспомним, как они появились. Расскажите, пользуясь иллюстрацией. (слайд 3)

(Высказывания детей)

У славян по-прежнему было много врагов, и для защиты от них они стали строить крепости. Прежде всего, нужно было выбрать подходящее место для крепости, где сама природа помогала бы защититься от врагов. Таким местом обычно был высокий берег у крутого изгиба реки: если нагрянут враги, их можно будет увидеть издалека. Кроме того, река с трех сторон надежно защищала крепость. Со стороны, не защищенной рекой, выкапывали ров (широкую и глубокую канаву), заполняли его водой. Получался рукотворный остров. На нем и строили славяне свои дома. Вокруг поселения насыпали высокий земляной вал, а на валу ставили крепкую ограду из плотно прилегающих друг к другу заостренных дубовых бревен. Хорошо защищенную крепость врагам взять было очень трудно. Для друзей же через ров перекидывали мост, который в случае опасности можно было легко и быстро поднять. Такие поселки-крепости со временем стали называться городами. В городах жили князья со своими дружинниками, купцы, ремесленники.

- Проверим правильность рассказа, прочитав1-ый абзац в учебнике на с 46.

(с. 46, 1-ый абзац) (слайд 4)

- Об устройстве древнерусских городов узнаем из 2-го абзаца учебника. (с. 46)

- Что называлось кремлем?

(Укрепленный центр города)

- Какие постройки располагались внутри кремля?

(Княжеский дворец и дома знати, главная церковь.) (слайд 5)

- Кто жил за пределами кремля?

(Ремесленники, торговцы.) (слайд 6, 7)

ФИЗМИНУТКА

Жура-жура- журавель!         `              (Ходьба на месте с высоко

 Облетел он сто земель.                         поднятыми коленями, махи            

 Облетал, обходил,                                  руками.)                

 Крылья, ноги  натрудил                       (Поглаживание рук, ног.)

 Мы спросили журавля:

 «Где же лучшая земля?»                        (Руки вытянуты перед собой)

Отвечал он, пролетая:                             Легкий бег на носочках на 

«Лучше нет родного края!»                      месте, кружатся.)

- А теперь совершим путешествие в глубь веков и отправимся в Киев и Новгород. В этом нам поможет статья учебника с. 47-48.  Работать будем в группах. 1 и 2 группы знакомятся с Киевом, 3 и 4 - с Новгородом. Всё, что вы узнаете о городах, занесите в таблицу. (Приложение 2)

Проверка задания.

КИЕВ

- Много прекрасных городов стояло на Руси. Но краше всех -  Киев, стольный град Великих князей.

Рассказывают, что в древние времена жило на этой земле племя полян. Любили поляне и за землей следить, и дома строить. И выделялись среди них трое братьев– Кий, Щек и Хорив да сестра их Лыбедь. Облюбовали братья самое красивое место на днепровских холмах и заложили на нем город. По имени старшего брата назвали его Киевом.

- А что вы узнали о Киеве? (слайд 8)

- К нам на урок  из древнего Киева гости пожаловали. Давайте послушаем их.

(слайд 9)

 (Рассказы детей.

Софийский собор – главный храм города. Построен при князе Ярославе Мудром. 13 куполов венчают огромное сооружение, построенное греческими мастерами. Внутри храма великолепие фресок и мозаик. Даже под ногами сверкают узоры мозаичного ковра. Здесь же помещалась и одна из первых библиотек на Руси.

Золотые ворота - главные ворота Киева. Они получили такое название, потому что их створки обиты золоченой медью. На этих воротах высоко над землей построили церковь, которая служила одновременно хорошим наблюдательным пунктом.

- Такое богатство восхищало въезжающих гостей. Археологи установили, что на территории Киева поселения людей существовали еще в Каменном веке. Киев был основан примерно в 6-7 веках как центр восточнославянского племени полян. В русских летописях город Киев упоминается в 860 году. 

В народе Киев называли “мать городов русских”.

НОВГОРОД

- Ещё один из крупнейших городов того времени – это Новгород. Почему же он носит такое название. На берегу Ильмень-озера, там, где берет начало река Волхов, в далекие времена возникло первое поселение. Потом жители облюбовали новое место. Так и возник город, который стали называть Новым. (слайд 10, 11)

- Познакомьте нас с Новгородом. (слайд 12, 13, 14)

- Давайте послушаем рассказ о достопримечательностях Древнего Новгорода путешественников, побывавших там. (слайд 15)

(Рассказы учеников.

Софийский собор

Недавно я побывал в Новгороде и увидел самую выдающуюся достопримечательность

Софийский собор или как его называют собор св. Софии. Он был построен в середине 11 века. Собор был главным храмом, символом Новгорода. “Где святая София, там и Новгород”, говорили в те времена новгородцы.

Новгородский кремль

Новгородский Кремль - святыня земли Русской. Заложенный князем Ярославом, он является древнейшим из сохранившихся в России кремлем (впервые упоминается в летописи под 1044 годом). Он расположен в самом центре города, на левом берегу Волхова. Характерной чертой башен Новгородского кремля были надвратные церкви.

- Город Новгород известен в истории с 859 года. Народное название Новгорода – “господин Великий Новгород”.

- А вы знаете, как люди узнали о жизни жителей Новгорода?

- Кто занимается раскопками?

(археологи)

- Давайте послушаем интервью журналиста газеты «Юный историк» с археологом и ответим на вопрос: что археологи узнали из раскопок Новгорода?

Интервью:

Ж: я журналист газеты «Юный историк». Наших читателей интересует вопрос: как люди узнали о жизни жителей Древнего Новгорода? И сегодня мы хотим побеседовать с археологом, который принимал участие в раскопках Древнего Новгорода.

Наш первый вопрос: что вы узнали, благодаря раскопкам?

(слайд 16)

А: мы узнали, что новгородцы ходили по деревянным мостовым. Во время раскопок одной из улиц Новгорода было обнаружено 28 «этажей» сосновых мостовых. Их настилали 500 лет – с 10 по 15 век.

Ж: это очень интересная информация! Скажите, а вам известно что-нибудь о письменности новгородцев?

А: одним из выдающихся открытий для нас стали берестяные грамоты.

Ж: расскажите, пожалуйста поподробнее о них.

(слайд 17)

А: Древние новгородцы писали на березовой коре – бересте. Буквы выцарапывали специальными палочками – писалами. На бересте вели деловые расчеты.

Ж: скажите, какую пользу принесли ваши находки?

А: берестяная почта донесла до нас имена некоторых новгородцев. Один из них – маленький новгородец Онфим – учился грамоте. Его берестяные школьные тетрадки исписаны буквами, слогами и целыми предложениями. Наверное, он был непоседой и озорником, любил шалить и, отвлекаясь от занятий, делал на бересте смешные рисунки.

Ж: спасибо вам за интересную информацию, мне кажется, что эта статья привлечет большое внимание наших юных читателей.

5. Итог урока

- А теперь подведем итог. (слайд 18)

- Что общего между этими городами, и какие отличия?

(Общее-укрепление городов. Отличия: разные легенды о происхождении, по-разному управляли городами, различные памятники архитектуры и год создания и другие.)

Кроме этих городов в 9-11 веках образовались и другие города. Поэтому Русь назвали страной городов.

Проверим, насколько вы усвоили материал.

Тест.

  1. Как назывался центр русского города?

А) Собор        б) Кремль             в) Площадь

  1.  В Древнем Новгороде городом управляли

А) Посадники         б) Вече                   в) Бояре

  1.  Береста- это материал для письма из

А) Кожи             б) Папируса         в) Берёзовой коры

  1. .В каком городе находятся следующие достопримечательности: Золотые ворота и Софийский Собор

А) Новгород                    б) Москва                   в) Киев

  1.  На берегах какой реки расположился город Киев?

А) Волхов                   б) Днепр              в) Тарасовец

Проверка: 1-б,     2-б,   3- в,     4-в, 5- б

Кто не ошибся?  Молодцы.

6. Рефлексия.

- Вернёмся к началу уроку. На все ли вопросы дали ответ?

7. Домашнее задание.

1) Учебник стр.46-53, пересказ

2) Задания по выбору на стр.53

3) Подготовить сообщение об образовании Москвы

Литература:

А.А.Плешаков. Окружающий мир, 4 класс; Москва: Просвещение, 2007 г.

О.И.Дмитриева. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”, 4 класс; Москва: ВАКО, 2007 г.

У.А.Ляшенко. Окружающий мир, 2-4 классы. Дополнительный материал к разделу “Общество”, Волгоград: Учитель, 2007 г.

Т.А.Соловьева. Исторические темы курса “Окружающий мир”,4 класс; Москва: ВАКО, 2006 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей